Верхнекамский конкурс профессионального мастерства «Современный педагог»
Номинация «Разработка урока с использованием технологической карты»
Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме
«Портрет. Виды портретов. Настроение человека. Цвет и настроение»
Разработала Перминова Марина Рафкатовна
Учитель изобразительного искусства
МБОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ»
г. Березники Пермский край
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к уроку изобразительного искусства по теме
«Портрет. Виды портретов. Настроение человека. Цвет и настроение».
Данный сценарий урока разработан и реализован в соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом для умственно отсталых детей и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Урок разработан по программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. Под ред. В.В.Воронковой. Автор программы «Изобразительное искусство» - И.В. Грошенков. Для решения учебных задач на уроках изобразительного искусства программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы об изобразительном искусстве.
Содержание урока разработано в соответствии с разделом программы «беседы об изобразительном искусстве».
В календарно-тематическом планировании 7 урок II четверти. Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Класс, в котором проводился урок, состоит из 12 учеников, на уроке присутствовали 11. В классе 4 девочки, остальные мальчики. Учебная мотивация в данном классе сформирована на среднем уровне. По уровню развития и сформированности учебно-познавательной деятельности все дети имеют примерно равные возможности.
Операционная структура данной разработки урока обусловлена перечнем задач урока, которые выстроены в определенной последовательности как программа деятельности на уроке. Сценарий урока представлен технологической картой, которая позволяет увидеть взаимодействие учителя и учеников, ее структурирование по субъектам, действиям, операциям и объектам. Важной определяющей технологической карты урока является ее субъектная симметричность «действия учителя-действия учеников». Каждый следующий этап урока спланирован после продуктивного итога предшествующего этапа, после его рефлексивного завершения.
Организация работы обучающихся на данном уроке носит вариативный характер:
-действия, которые выполняют все учащиеся (фиксируют проблему, исследуют условия учебной задачи, проводят коллективное исследование и формируют понятия);
-действия, которые учащиеся выполняют парами (заполняют таблицу «Знаю - Хочу узнать – Узнал», осуществляют работу на соотнесение изображения и его описания, осуществляют взаимоконтроль);
-действия, которые выполняет отдельный ученик (формулирует личную цель урока, моделирует жизненную ситуацию).
На протяжении всего урока соблюдались условия выполнения образовательных задач урока с позиций системно-деятельностного подхода:
- предварительное обдумывание формулировки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся изучаемого материала и фиксация этого в сценарии урока;
- использование приема актуализации личностного смысла учащихся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;
- отражение в целях урока развития личностно-смысловой сферы учащихся, коммуникативной культуры и культуры учения;
- постановка вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности учащихся;
- постоянное обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика;
- стимулирование учащихся к выполнению заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ;
- реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в паре, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли своей цели на уроке, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы).
Для диагностики результатов урока была применена стратегия «ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ», которая позволила учащимся увидеть все пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы, а также те пункты, к которым необходимо вернуться при дальнейшем изучении жанров живописи. «Рефлексивный экран» помог соотнести и сделать выводы о знаниях и умениях, полученных на уроке, с целью урока. Применение современных методик и приемов обучения дали положительный результат. Познавательная активность учащихся была на высоком уровне на протяжении всего хода урока. Реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Дети не боялись говорить, не боялись дать ошибочный ответ, рассуждали. Результат от примененных современных методик хороший.
Данный сценарий урока опубликован на образовательном портале «Инфоурок».
Ссылка на материал https://infourok.ru/konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_portret._vidy_portretov._cvet_i_nastroenie.-292664.htm\
При проверке данного материала на уникальность сайт отсылает по указанной выше ссылке под моим авторством.
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Класс: 6 «а» класс
Тема «Портрет. Виды портретов. Настроение человека. Цвет и настроение».
Цели урока.
Развивающая:
1. Развивать представления о жанре изобразительного искусства «Портрет» и его отличительных особенностях.
2. Развивать эмоциональное восприятие на произведения искусства и формировать умение выражать свое отношение к ним на примере портретов известных художников.
3. Развивать навыки самостоятельной работы через работу в таблицах и по алгоритму действий.
Образовательная:
1. Познакомить с жанром изобразительного искусства «портрет» и его основными видами.
Воспитательная:
1. Формировать умение общаться в группе и в парах, адекватно оценивать свою работу на уроке, ответственно относиться к своему здоровью.
ТИП УРОКА: УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (УУНЗ)
Методы: элементы технологии развития критического мышления, элементы технологии обучения в сотрудничестве, элементы технологии организации самостоятельной работы, проблемное изложение.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Личностные УД |
Познавательные УД |
Коммуникативные УД |
Регулятивные УД |
||||
1. Постановка учебной задачи |
|||||||
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. |
Организовывает погружение в проблему: - Один купец решил заказать известному художнику свой портрет. Пришел к нему в мастерскую и говорит: «Напишите-ка, милейший, мой портрет!». А художник спрашивает: «Какой Вы хотите портрет?». Удивился купец: «Какой, какой портрет? Свой, конечно!». Художник не унимается: «Я понимаю, что свой, а не мой, но какой?» Так и не договорились купец с художником. - Почему художник и купец не смогли договориться? |
- Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности |
- Фиксируют проблему. |
- Слушают учителя. Строят понятные для других обучающихся и учителя высказывания |
-Принимают и сохраняют учебную задачу.
|
||
2. Совместное исследование проблемы |
|
||||||
Цель этапа
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
||||
Личностные УД |
Познавательные УД |
Коммуникативные УД |
Регулятивные УД |
|
|||
Поиск решения учебной задачи |
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы и организует их обсуждение: - Ребята, как вы думаете, как должен был обратиться купец к художнику? Какой вопрос задали бы вы, если бы пришли в мастерскую художника? |
Осознают и принимают собственную позицию по отношению к учебной задаче и ее значение для своей жизни. |
Анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения. |
Осознанно строят речевые высказывания: - Какие бывают портреты? (Возможны другие варианты ответов). |
Исследуют условия учебной задачи. Обсуждают предметные способы решения. |
|
|
3. Актуализация знаний |
|
||||||
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
||||
Личностные УД |
Познавательные УД |
Коммуникативные УД |
Регулятивные УД |
|
|||
Актуализация субъектного опыта обучающихся. |
Подготавливает мышление обучающихся и организовывает осознание ими внутренней потребности к восприятию нового знания:
- Назовите тему нашего урока сегодня. Прежде, чем мы продолжим урок, заполните таблицы, которые лежат на ваших столах (Стратегия «Знаю - Хочу узнать – Узнал»). Работать вы будете парами (со своим соседом по парте). Внимательно прочитайте инструкцию по заполнению таблицы. Заполните 1,2 и 3 колонки по теме урока, которую мы с вами сформулировали. Какую колонку вы не заполнили? Почему? |
Осознают внутреннюю потребность включения в деятельность на уроке и недостаточность своих знаний по теме урока. |
Заполняют таблицу ( Стратегия «Знаю – Хочу узнать – узнал»). Определяют свои знания по теме портрет («Знаю»). Осознают и формулируют границу своего незнания по теме урока («Хочу знать»). Фиксируют задачу урока («Узнал»). |
Работают в паре. Совместно обсуждают варианты заполнения таблицы. |
Исследуют условия заполнения таблицы. Принимают и сохраняют учебную задачу.
|
|
|
4. Постановка учебной задачи и цели урока
|
|
||||||
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
||||
Личностные УД |
Познавательные УД |
Коммуникативные УД |
Регулятивные УД |
|
|||
Организация самостоятель- ного формулирования личностной цели урока.
Организация понимания обучающимися социальной и практической ценности знаний о жанре изобразительного искусства «портрет». |
Побуждает к самостоятельному формулированию цели урока лично для каждого ученика: - Ребята, какую цель ставит каждый из вас сегодня на урок. А какая у вас цель по теме урока? |
Осознают границы собственного незнания. |
Фиксируют затруднение при заполнении второй колонки таблицы («Хочу узнать»). Фиксируют цель урока: - Мы не знаем, какие бывают портреты; -Как правильно они называются; - Сегодня на уроке мы должны узнать, какие бывают портреты. |
Осознанно строят речевые высказывания. Воспринимают ответы обучающихся. |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
|
|
5. Открытие нового знания |
|
||||||
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
||||
Личностные УД |
Познавательные УД |
Коммуникативные УД |
Регулятивные УД |
|
|||
Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого материала «Жанр изобразительного искусства - портрет». Создание содержательных и организационных условий усвоения обучающимися методики воспроизведения изучаемого материала. |
Организует учебное исследование для выделения и формулирования понятия «портрет» (Презентация «Рассказ о портрете»):
- Ребята, давайте вместе посмотрим презентацию, которая, я надеюсь, поможет вам разобраться, какие бывают портреты. Все новые слова и понятия вы можете записывать. Я думаю, что это вам пригодиться для решения цели нашего урока. - Чтобы ответить на главные вопросы нашего урока, я предлагаю вам оправиться на виртуальную экскурсию в музей. Сегодня мы посетим с вами зал портретов. Попробуйте определить, где современный портрет, а где изображены люди из прошлых веков? (Слайд 3) Как вы это определили? - Попробуйте сформулировать и ответить, что такое жанр изобразительного искусства «портрет»? Назовите главные признаки этого жанра. А теперь прочитаем вот такое стихотворение. Совпадают ваши определения с определением жанра «портрет» в этом стихотворении? (Слайд 4) - Прочитайте данное высказывание: «Важнейшая особенность портрета – сходство изображения с оригиналом не только внешнее, но и внутреннее». (Слайд 5). Как вы это понимаете? - Мы с вами в зале портретов. Как вы назовете эти портреты? (Слайды 6 и 7) Правильно, в зависимости от того, кто на них изображен, портреты бывают мужские, женские, детские, групповые. - Посмотрите на этот слайд (Слайд 8). Вы видите два разных слова – анфас и профиль. Как вы думаете, что эти слова обозначают? Проверим, как вы это поняли (Слайд 9). - Кто попробует дать определение жанру изобразительного искусства «портрет». Молодцы! Давайте проверим, как вы это усвоили (Слайды 10 и 11). Найдите на этих слайдах лишнюю картину. Молодцы! (Слайд 12). - Ребята, какие выразительные средства рисунка помогают передать портрет доброго человека. А портрет грустного человека? Посмотрим на эти слайды (Слайды 13,14,!5). По каким признакам вы определите настроение и характер героев на этих портретах (Слайд 16). - Попробуйте назвать цвета, передающие в портрете веселое и радостное настроение. А какие цвета передают грустное настроение? Правильно! (Слайд 17). -Перед вами два портрета. Прочитайте вопросы и составьте по ним небольшой рассказ (Слайд 18).
- Назовите цель нашего урока. Заполните 3 колонку нашей таблицы («Узнал»). |
Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности |
Проводят коллективное исследование и формируют понятия. |
Участвуют в обсуждении содержания презентации. |
Принимают и осуществляют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.
|
|
|
6. Первичное закрепление |
|
||||||
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
||||
Личностные УД
|
Познавательные УД |
Коммуникативные УД |
Регулятивные УД |
|
|||
Установление правильного понимания и осознанности изученного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. |
Организует диагностическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Работа в парах. Дидактическая игра на соответствие описания портрета и его изображения «Угадай портрет». - Ребята, сейчас я раздам вам карточки с портретами разных людей. У меня в руках карточки с описанием этих портретов. Определите соответствие между карточкой с изображением портрета и его описанием. |
Проявляют учебную мотивацию. Адекватно реагируют на трудности. |
Осуществляют работу на соотнесение изображения и его описания. |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию при работе в паре. |
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
|
|
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
|
||||||
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
||||
Личностные УД |
Познавательные УД |
Коммуникативные УД |
Регулятивные УД |
|
|||
Обеспечение формирования у учащихся умений самостоятельно применять полученные знания в разнообразных ситуациях. |
Организует деятельность обучающихся по применению знаний о жанре изобразительного искусства «портрет» в новой ситуации. Моделирование жизненной ситуации. Игра «Кто больше всех назовет жизненные ситуации, где могут пригодиться знания о портрете и его разновидностях». |
Оценивают содержание урока, исходя из социальных и личных потребностей. |
Моделируют жизненную ситуацию. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. |
Прогнозируют применение полученного знания в реальные действия.
|
|
|
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. |
|
||||||
Цель этапа
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
||||
Личностные УД |
Познавательные УД |
Коммуникативные УД |
Регулятивные УД |
|
|||
Организация самооценки обучающимися результатов своей учебной деятельности. |
Организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. «Рефлексивный экран»: - «Если бы я раньше знал про…, то…»; -«Самым интересным для меня на уроке было …»; -«Меня удивило…»; -«Теперь я могу…»; -«Я смог…»; -«Было трудно…»; -«Теперь я могу…». Организует подведение итогов (Слайд 19): Вывод урока: 1. Достиг каждый из вас цели урока? 2. Все ли мы сегодня узнали о протрете? - Спасибо вам, ребята, за урок! |
Учатся находить ответы для определения значения и смысла своей деятельности на уроке. |
Реализуют рефлексивный алгоритм. |
Учатся осмысливать, как другие (обучающиеся, учитель) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления |
Усваивают принципы саморегуляции и сотрудничества. |
|
|
Приложение 1. Презентация Портрет.pptx
Приложение2.Урок.pptx
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.