Тема мероприятия: «Лесная аптека на службе у человека»
Цель. Образовательная. Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
Закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях, о пользе, которую они приносят человеку. Формировать у учащихся чувство любви к родной природе, бережное отношение к лекарственным растениям, к природе.
Развивающая. Развивать у детей интерес к предметам естественного профиля. Развивать познавательную активность и любознательность.
Воспитательная. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, экологическую грамотность.
Задачи:
- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавательный интерес к природе родного края;
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их
Форма проведения: конференция
.
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Мотивационный |
Добрый день всем, кто собрался сегодня на нашей конференции. А собрались мы с вами по особому случаю. - Много трав растет полезных На земле родной страны Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой Мы растения эти знаем. Бережём и охраняем. В книгу Красную они Уж давно занесены. Мы их рвем не на потеху, отнесем мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди сделают лекарства. - Ребята, присаживайтесь. Меня зовут Олеся Сергеевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. |
Приветствуют учителя.
|
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
2. Содержательный |
1. Введение в тему. Когда ты входишь в лес Где все нам с детства мило, Где чистым воздухом приятно так дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех умеющих их тайну разгадать. Давай пройдемся медленно по лугу И «здравствуй» скажем, каждому цветку! Ты должен над цветами наклониться Не для того чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся , сегодня вспомним , а может и узнаем что-то новое. 2. Сценка (https://www.youtube.com/watch?v=QkwSKwDPXyY) Учитель. -Дети скажите, все лекарственные растения назвала травница? -Какие еще лекарственные растения вы еще знаете? -А как вы думаете, почему эти растения называются лекарственными? -Интересно, а как люди узнали о целебных свойствах растений? (предположения детей) |
Внимательно слушают
Инсценируют
|
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать.
Коммуникативные:вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
|
Учитель. Люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели, определенные растения и вылечивались. Если у вас есть кошка и вы выезжаете с ней на дачу или в деревню, то вы наверняка видели, что она часто ест какие-то травки. Древний человек собирал ягоды, плоды, семена, сочные побеги и употреблял их в пищу. Постепенно люди поняли, что одни растения ядовитые и вредные, а другие полезные и даже лечебные. В 1581 году по приказу Ивана Грозного на Руси была открыта первая аптека. В обязанности аптекарских работников того времени входил сбор и заготовка лекарственных растений. Сейчас же для выращивания редких лекарственных растений, даже тех которые занесены в Красную книгу, организованны ботанические сады. Чтобы получше узнать о лекарственных растений их свойствах о том, где они используются, какие болезни лечат мы с вами поиграем. (Заранее каждому отправляются задания) Конкурс первый. Опиши меня? Каждому предлагается вытянуть лекарственное растение. Задача – как можно больше о нем рассказать. Крапива Шалфей Мать и мачеха Липа Конкурс третий. Загадки. (загадки дети выбирают на слайде) Кисть ягоды прекрасная. Желтая иль красная Я достать ее боюсь О шипы уколюсь. Но уважаю с детства Сердечное средство (боярышник)
Растет зеленый кустик Дотронешься – укусит. (крапива)
Семена как коготки Желто-красные цветки От горла помогают Кто же их не знает (календула)
Сидит на палочке В красной рубашке Брюшко сыто Камешками набито (шиповник)
Такого модника как этот Еще не видела земля Он очень любит среди лета В пуховой шапке щеголять (одуванчик)
Поранил ты в походе ногу Усталость не дает идти- Нагнись… солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути (подорожник) Конкурс пятый. Кто я ?.. (Дети выбирают на слайде лист и, нажимая на него, получают описание) «Соколиный глаз вздрогнул и с опаской огляделся вокруг, потом опустился на колено, потрогал рукой неприметное растение, выросшее прямо на тропе. След бледнолицего» Как по-другому называется это растение? (подорожник)
Это растение можно встретить на опушках и лесных полянах. В мае – июне среди густой зелени травы, словно хлопья снега, сверкают белизной его цветы. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами приятный аромат. Теперь же среди зеленой травы, словно драгоценные камни, рассыпаны ароматные ягоды. О каком растении идет речь? (земляника лесная)
Растение с золотисто желтыми цветами часто встречается в огородах и дворах. В народе его называют бородавочником. Если поранить растение из него вытекает ярко оранжевый сок. В старину верили, что ласточки собирают млечный сок растения, чтобы вернуть зрение слепым от рождения птенцам. Как называется это растение? (чистотел) Какое растение в старину называли травой от недугов? (зверобой)
Какая ягода улучшает зрение? (черника)
Плоды какого колючего кустарника богаты витаминами? (шиповник) Конкурс пятый. Лечебные свойства 1. Какое растение используют для укрепления и роста волос? (Крапива) 2. Какое растение помогает при высокой температуре? (Брусника) 3. Какое растение помогает при кашле? (Мать-и-мачеха) 4. Какое растение быстро заживляет раны? (Подорожник) 5. Из плодов этого растения можно заварить полезный чай. (Шиповник) Учитель. По фотографии надо узнать растение и найти его в гербарии. Крапива шиповник ромашка подорожник Тысячелистник брусника мать-и-мачеха
|
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Вытягивают растение
Отгадывают загадки
Рассказывают о себе, отгадывают растение
Отгадывают растения
Называют растения |
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: осознавать познавательную задачу; внимательно слушать.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: осознавать познавательную задачу; внимательно слушать. |
3.Подведение итогов занятия |
1. Подведение итогов. Учитель. Мы с вами много узнали о разных лекарственных растениях. Но как же собирать и хранить лекарственные растения?
Основные правила сбора лекарственных растений. 1. Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. 2. Качество лекарственных растений зависит от их обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. 3. Плоды и семена нужно собирать в период полного созревания (спелости). 4. Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. 5. Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев. Их нельзя вырывать с корнем. 6. Нельзя рвать на одном месте много растений. 7. Нельзя собирать травы в городе вблизи дорог. 8. Цветки, листья и почки собирают вручную в перчатках, т.к. сок некоторых лекарственных растений ядовит для человека. После сбора трав обязательно нужно вымыть руки. 9. Растения собирают в сухую погоду после того как высохла роса. Учитель. Спасибо вам ребята. Вот и подошло к концу наше занятие. |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану. |
4.Организованное окончание. |
- Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Спасибо за участие! |
Прощаются с учителем. |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.