Уважаемые классные руководители, предлагаю Вашему вниманию разработку классного часа по целеполаганию, возможно это Вам пригодится и облегчит Вашу работу, может быть Вы добавите что-то своё и проведете интересный кл.час.
Конспект классного часа по постановки цели
-Я приветствую всех и сегодняшний классный час мне хотелось бы начать словами из известного Х/ф «Чародеи»: "Чтобы проходить сквозь стены нужно три вещи - видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий". Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (ответы учащихся).
-Мы сегодня с вами поговорим о том, как важно уметь ставить цель и как ее добиваться, а также каждый из вас сформулирует свою цель на этот учебный год, а в конце годы мы с вами проанализируем что получилось, а над чем еще надо поработать.
Постановка целей
-Существенной частью любой деятельности является
определение целей работы.
Как часто вы думаете о том, чего хотите достичь,
понимаете, что у вас-то точно не получится, и перестаете что-либо делать?
Этапы целеполагания: (для практического обсуждения необходимо
использовать цель «Сдать экзамен на «5»)
1. Формулировка цели: «Я хочу…», «Мне
необходимо…». Один из самых важных этапов, когда верная формулировка
обуславливает 50% выполнения поставленной цели. Здесь важно оценить насколько
вам необходимо достижение той или иной цели, понять реальность осуществления
цели и т.д. Существуют предположения, что формулировка цели должна звучать в
утвердительной форме и обязательно должна быть не только вербализирована, но и
записана. (Учащиеся приводят примеры возможных формулировок);
2. Определение задач. Поскольку цель – это
стремление к чему-то общему и практически невозможно достичь цели «за один
шаг», то очень логичным становиться обозначить путь к цели различными задачами
(подцелями). Это позволяет повысить эффективность процесса достижения цели.
(Учащиеся приводят примеры постановки задач к цели);
3. Анализ ресурсов. Чтобы еще повысить
эффективность процесса достижения цели, необходимо провести анализ ресурсов,
иными словами, понять, что «я уже имею» для достижения цели, чего не хватает.
Это позволит избежать лишних затрат (материальных, эмоциональных,
энергетических). (Учащиеся приводят примеры постановки задач к цели);
4. Реализация действий для достижения цели. Этот
этап можно считать заключительным, здесь человек уже непосредственно приступает
к выполнению действий, которые помогут ему достигнуть цели (здесь же
используются данные второго этапа «Определение задач»).
В целом, можно сказать, что этап целеполагания и
достижения цели делиться на 4 основных этапа, хотя вполне подлежит
корректировке (например, можно дополнить этапом «Анализ совершенных действия»,
«Анализ процесса достижения цели» и т.д.).
Основное, что необходимо помнить на этапе
целеполагания:
Понимай необходимость и реальность желаемой
цели!
В большей степени рассчитывай на себя, но учить
просить помощи у других!
Верь в достижение цели и свои силы!
В завершении информирования необходимо провести
обсуждение, выяснить все ли понятно.
II этап «Практикум»
Задание 1 «Постановка цели»
Кл рук-ль: (для задания понадобятся листы и
ручки по количеству участников) ребята, вы получили необходимую информацию,
чтобы попробовать самостоятельно выполнить процесс целеполагание, для этого
предлагаю вам самостоятельно разработать план по реализации цели (на любую
тематику) согласно 4 основным этапам, которые мы с вами рассмотрели. Задание
выполняйте на листе.
После завершения задания необходимо провести
обсуждение (что получилось/не получилось, в чем трудность выполнения задания,
какой из этапов самый сложный/простой и т.д.)
Задание 2 «Ладонь»
Кл рук-ль: (для задания понадобятся листы и
ручки (цветные карандаши) по количеству участников) ребята, возможно вы когда-нибудь
слышали о том, что цель можно достигнуть быстрее, если ее нарисовать или
создать коллаж «Мои желания» или «Моя мечта». (уч-ся отвечают). Давайте и мы с
вами попробуем создать проект будущей цели. (уч-ся выполняют это задание у себя
на листках, а Кл рук-ль на доске).
Для начала каждый из вас должен нарисовать на
листе свою руку (достаточно обвести собственную ладонь).
Затем в центре руки («на ладони») напишите цель
(можно мечту, желание).
Теперь на каждом «пальце» напишите, что вам
необходимо для достижения этой цели.
И в последнюю очередь напишите на каждом
«пальце», кто может вам помочь достигнуть этой цели.
После завершения задания необходимо провести
обсуждение (для чего необходимо это задание, может ли оно помочь в реальности и
т.д.)
Кл рук-ль: ребята, вы справились, молодцы,
хочется пожелать вам, чтобы в вашей жизни было как можно больше поставленных
целей и, конечно, ровно такое количество достигнутых. Ведь как сказал Сенека: «Когда
человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не
будет попутным». К счастью, мы теперь с вами знаем к чему хотим прийти и как
этого достичь.
Еще интересная методика «Эллипс. Ее целесообразно провести также и в конце учебного года, чтобы сравнить результаты. На обратной стороне листа попросите ребят нарисовать ось, как описано в методике.
Сигналы
"эллипса"
Вторая диагностическая методика - графического характера. Она носит условное название "ЭЛЛИПС", хотя получаемая в результате кривая, эллипсом не является, скорее речь должна идти о некоторой трехмерной форме, стереоскопической модели, позволяющей зримо представить некоторые очень важные соотношения.
При ее проведении учащимся предлагают оценить степень их удовлетворенности собой, школьным коллективом и общей деятельностью школы или класса, поставив соответствующие точки по десятибалльной шкале на трех разнонаправленных осях.
Первоначальное удобнее ставить вопрос более конкретно, например:
На оси «Я" отметьте по 10 бальной шкале, ответив себе на вопрос: Насколько я доволен собой, своим участием в делах класса в 1 четверти
На оси «Мы" отметьте по 10 бальной шкале, ответив себе на вопрос: Насколько хорошо мы работали вместе, справедливо ли относились друг к другу
На оси «Дело" отметьте по 10 бальной шкале, ответив себе на вопрос: насколько важными, интересными и полезными были те дела, которыми мы занимались в 1 четверти?"
Обработка результатов. Самые интересные результаты эта методика дает, когда ее используют в обобщенном варианте, без указания конкретных событий и дел. То есть, она может быть использована как для диагностики конкретных фактов школьной жизнедеятельности, так и для определения стратегического движения педагогического коллектива, и это, несомненно, обретает неоценимое значение при принятии важных управленческих решений.
Наибольший интерес представляет соотношение между тремя различными оценками и обшей степени удовлетворенности, ее рост или снижение. Если возникает рассогласование в сторону заключения "Я", то это сигнал к тому, что необходимо усилить коллективную и деловую направленность образовательно-воспитательного процесса, иначе возможен уход личности через индивидуальную направленность в эгоистическую.
Если гипертрофирована оценка "МЫ", то это может предупреждать об уходе в беспредметное, бездеятельное общение или о недостатках в личностном, индивидуальном подходе. Чрезмерное увеличение оценки "ДЕЛО" сигнализирует об опасности формализма и ослаблении демократических и гуманистических основ деятельности школьного коллектива. В целом необходимо стремиться к определенной согласованности (речь идет не о равенстве!) по всем трем позициям и к общему увеличению "эллипса" - то есть к росту общей удовлетворенности всех участников педагогического процесса.
Естественно, что обработка результатов предполагает вычисление средних значений по классу.
Несомненное
достоинство данной методики - в ее простоте и доступности: проведение и
обработка не требуют много времени, специальных бланков и оборудования.
Преимуществом "Эллипса" является также высокая степень объективности.
Наконец, "Эллипс" может быть использован как для экспресс-диагностики
конкретных дел и событий, так и для общей оценки успешности школьных
экспериментов во всем их многообразии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.