Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Весна"
Цели. Обогащение и уточнение словаря по этой теме. Упражнение в составлении рассказа. Активизация словесной и предметной лексики. Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы.
Демонстрационный материал. Картинки: обычное солнце, солнце выглядывает из-за облаков, солнце с улыбкой, лужа, река, ручей, картинки-символы "день - ночь"; цветы: тюльпан, нарцисс, подснежник; птицы в скворечнике.
Ход занятия
Организационный момент
Дефектолог. Когда это происходит?
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
Да и с горки звонко льется разговорчивый ручей.
День длинней, короче ночь.
Прилетели с юга птички,
Появляются цветочки.
О чем это стихотворение?
Ответы детей: о солнце, о ручье, о дне и ночи, о цветах и птицах
Основная часть
Повторное медленное чтение стихотворения строка за строкой.
Дефектолог. Солнце ласково смеется.
Дефектолог развешивает картинки: обычное солнце, солнце выглядывает из-за облаков, солнце с улыбкой
- Что делает солнце? (Смеется) Как смеется солнце? (Ласково)
- Оно светит ярче, горячее. Как светит солнце? (Ярче, горечее) Так что же это за солнце? (Яркое, горячее)
Педагог-дефектолог предлагает детям выбрать картинку с солнцем, подходящую по смыслу строк стихотворения.
- Да, и с горки звонко льется разговорчивый ручей. О чем говорится в этих строках стихотворения? (О ручье) Какой ручей? (Разговорчивый)
- Ручей течет как? (звонко)
Учитель-дефектолог раскладывает картинки: лужа, река, ручей. Предлагает детям выбрать картинку, подходящую по смыслу стихотворения, разместить ее на панели.
- День длиннее, ночь короче. (Показывает изображения символов "день и ночь")
- Птицы прилетели с юга. Какие дома люди приготовили для птиц? (Скворечники) (Показано изображение: скворечник с птицами)
- Появляются цветы. Какие появляются цветы и листья? (Он вешает картины: цветы - тюльпан, нарцисс, подснежник.)
- Назови цветы. (ответы детей)
Физкультурная минутка
Дети встают в круг.
Один, два, три, четыре, (Сделайте 4 шага назад, расширьте круг)
Раздвиньте круг шире.
И теперь мы - ручейки, (Бегут по кругу)
Мы спешим прямо к озеру, (Они раздвигают круг)
Озеро станет большим.
Снова встаньте в круг, (Замкните круг)
Мы будем играть на солнце. (Бег по кругу)
Мы - веселые лучи, (Потягиваясь на цыпочках, руки вверх)
Мы резвые и горячие. (Прыгают на цыпочках, руки на поясе)
Работа со стихотворением
Перечитывание стихотворения, основанного на картинках.
Дефектолог. Когда это происходит? (Весной)
Составление рассказа на основе стихотворения, основанного на картинках
Примерный рассказ: "Ярко светит солнце. Текут ручьи. День становится длиннее, ночь короче. Птицы прилетают с юга. Появляются первые цветы: подснежники, тюльпаны, нарциссы. Сейчас весна."
Итог:
Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.