Конспект № 4
Тема: постановка звука [с].
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с]; постановка звука [с];
тренировка в произнесении изолированного звука;
развитие мотивации, стремление к преодолению имеющихся нарушений;
развитие уверенности в своих силах;
развитие фонематического слуха.
Задачи: развивать артикуляционную моторику, длительный и плавный выдох, зрительное и слуховое внимание, учить произносить звук [с].
Оборудование: схема звука [с] (Т.А.Ткаченко), тренажеры для воспитания выдоха.
Ход занятия
I. Организационный момент
Постановка цели занятия. Пальчиковая гимнастика «Петушок» (Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Шагаем пальчиками»).
II. Показ логопедом правильной артикуляции звука [с] и беззвучная артикуляция детьми
III. Выполнение гимнастики по традиционной методике
1. Улыбка (лягушка) – статическое упражнение.
2. Хоботок (губы сомкнуты) – статическое упражнение.
3. Чередование упражнений 1-2.
4. Заборчик - статическое упражнение.
5. Бегемотик – статическое упражнение.
6. Лопатка - статическое упражнение.
7. Накажем непослушный язычок – динамическое упражнение.
8. Трубочка - статическое упражнение.
9. Вкусное варенье – динамическое упражнение.
10. Чистим зубки – динамическое упражнение.
11. Часики – динамическое упражнение.
12. Змейка – динамическое упражнение.
13. Конфетка – динамическое упражнение.
14. Витаминки (футбол) – динамическое упражнение.
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка. Упражнения выполняются совместно педагогом и ребенком, обязательно перед зеркалом (Р.Г.Бушлякова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», стр. 201-230 «Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики»).
IV. Воспитание длительного выдоха
Сложить губы трубочкой и попеременно подуть на флюгер, цветок, бумажную снежинку, затем на высунутый изо рта язык.
V. Постановка звука [с] с опорой на схему.
Игра для вызывания и уточнения произношения звука [с] «Насос» (О.И.Лазаренко «Альбом для автоматизации произношения звука [с], стр. 1), упражнение «Змейка» (Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки [с], [с’], стр. 2), упражнение «Холодный ветерок» (Л.А.Комарова «Автоматизация звука [с] в игровых упражнениях»).
VI. Игра «Насос» с одновременным договариванием последнего звука
Речевой материал:
квассс бассс ананассс |
носсс подноссс пёссс |
уссс фокуссс фикуссс |
вессс тессс мыссс |
VII. Развитие фонематического слуха
Игра «Не ошибись»
Примерный речевой материал:
ва-ва-фа ва-фа-ва фа-ва-ва фа-ва-фа |
ва-во-фа ва-ву-фа ва-вы-фа ва-ва-фа |
Анализ звуковых сочетаний
Сколько звуков я произнесла? Назови первый звук.
Примерный речевой материал: ау, уа, ауи, иаы, эау, иоа.
VIII. Итог занятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.