Конспект логопедического занятия, 2 класс (обучающиеся с СНР) Тема: «Звуки С – З. Буквы С, З».
Оценка 5

Конспект логопедического занятия, 2 класс (обучающиеся с СНР) Тема: «Звуки С – З. Буквы С, З».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
2 кл
26.04.2020
Конспект логопедического занятия, 2 класс (обучающиеся с СНР) Тема: «Звуки С – З. Буквы С, З».
Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.
Конспект логопедического занятия.docx

Конспект логопедического занятия, 2 класс (обучающиеся с СНР)

Тема: «Звуки С – З. Буквы С, З».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Формировать умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

2.Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую мускулатуру, пальчиковую (мелкую) и общую моторику, координацию речи с движением, ориентировку в пространстве, речевое дыхание (сильного выдоха);

2.Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез (определение места звука в слове ).

3. Закреплять умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа, грамматический строй речи.

4.Совершенствовать связную речь детей, умение работать с деформированным предложением, развивать сообразительность. Поощрять умение отвечать на вопросы полным предложением.

5.Работать над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

Коррекционно-воспитательная:

1.Воспитывать умения работать в коллективе  индивидуально и в парах.

2.Воспитание уважительного отношения друг к другу.

3.Воспитывать интерес к играм со звуками и словами.

Создание развивающей предметно-пространственной среды: Проектор, экран, звуковые символы - звукоподражания, снежинки, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, игрушка снеговик, игрушка зайка, картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы  С  и З, чечевица, фасоль, пластилин, шнурок, косточки, мозаика.      

 

Ход занятия

1.Организационный момент

Упражнение на психотренинг «С добрым утром!»

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам «Чебурашка»

 

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши.

 

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

Поглаживание коленок. Потопать ногами.

 

С добрым утром, солнце! Я — проснулся! (проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх)

 

К нам сегодня пришли гости, отгадайте их:

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

 

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель … (Снеговик)

 

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка)

Правильно наши гости Снеговик и Зайка.

Скажите, с какого звука начинается слово – снеговик? (С)

С какого звука начинаются  слово зайка? – (З)

2. Сообщение темы занятия

Зайка и Снеговик хотят узнать о своих звуках. Поможем им? Но сначала давайте расскажем им   наше речевое правило.

Говорим всегда красиво.

Правильно, неторопливо,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

3.Артикуляционная гимнастика.

Чтобы красиво и правильно произносить звуки сделаем гимнастику для губ и язычка, а наши гости Снеговик и Зайка будут на нас смотреть и учиться выполнять гимнастику для язычка.

4.Дыхательная гимнастика. ( Дети сдувают снежинки с ладошек.)

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на ладошку тихо, падает, ложится.

Положим на ладошку снежинку и сдуйте её одним сильным выдохом на высунутом язычке.

5.Пальчиковая гимнастика.

Снеговик предлагает размять наши пальчики и слепить вместе с ним снежок.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибать пальцы, начиная с большего.)

Мы с тобой снежок слепили

(«Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем.

(Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним

(Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем.

(Хлопнуть в ладоши.)

6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.

Ребята, давайте расскажем нашим  друзьям Снеговику и Зайке что мы с вами знаем про звуки  «С» и «З».

Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ. Зайка и Снеговик спрашивают у вас «На что похожи свистящие звуки?»:

 - Расскажем им на что похожи эти звуки? (картинки – звуковые символы)

1.«С-с-с »- спустило (колесо),

(Долгое произнесение «с»)

Накачаю я его.

«С-с-с » -(насос) поможет,

(Отрывистое произнесение «с»)

Колесо спасти он сможет.

2.(Ветер) понизу свистит: с-с-с

(Медленное произнесение «с»)

Снег позёмкою бежит.

Потихонечку свистит.

3.(Кран) я открываю,

Струйку выпускаю: с-с-с.

(Вода) бежит.

Потихонечку свистит.

4.(Пылесос.)

«С-с- с» -свистит наш (пылесос),

У него длиннющий (нос).

Нос трудяги - пылесоса

Словно хобот у (слона).

Всё достанет,

Всё поднимет

Его длинный нос - рука.

Давайте изобразим звенящие слова пальчиками и вспомним, как они звучат:

«Комар»: Зь-зь-зь. (Выполнить круговые движения мизинцем.)

«Колокольчик»: Дзинь-дзинь. (Пальцы соединить в «замок», средний палец опустить.)

«Телефон»: Дз-з-з. (Два кулачка; большой палец выпрямить, соединить.)

«Дверной звонок»: Дз-з-з. (Два указательных пальца с силой давят друг на друга, вращая по часовой стрелке и обратно.)

Наши друзья хотят узнать, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З ?

Давайте научим их различать эти звуки.

-Найдите себе пару (дети становятся парами, кто с кем хочет.)

У вас на партах лежат картинки. Их нужно разложить по звукам. Решайте кто из вас будет выбирать картинки со звуком «С», а кто со звуком «З» ( дети самостоятельно отбирают картинки со звуками «С» и «З», затем своими парами по очереди выходят, произносят слово, выделяя голосом свистящий звук и ставят картинку на соответствующее полотно.)

(Начинают  заполнять 2 наборных полотна с кармашками - КАРТИНКАМИ –

Синее с насосом – для звука  С, синее с комаром – для звука З):

Звук  С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

(У насоса длинный нос, Он свистит, как пылесос. )

А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

(картинки НАСОС – КОМАР)

Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки, когда мы произносим звуки С, З?

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З –также.

3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

(С - Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)

(З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук - ЗВОНКИЙ)

5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

Работой голосовых складок. (Вывод делают дети.)

Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З  - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый (есть мягкий брат).

7.ФИЗМИНУТКА

Зайка предлагает нам отдохнуть и сделать с ним зарядку.

Зайцы скачут скок-скок-скок,

Да на беленький снежок

Приседают, слушают – не идет ли волк!

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три - в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

8.Развитие фонематического слуха.

Ребята, посмотрите, какие разноцветные и интересные  конверты принесли наши друзья.

А знаете, что в них?

А в них, ребята, очень интересные игры. Зайка и Снеговик хотят поиграть с вами с этими звуками.

Кто знает считалочку? (дети выбирают конверт по считалочке.)

А наши друзья посмотрят и послушают, как вы умеете дружно играть и различать звуки «С» и «З».

ИГРА  1. «Запомни – повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорок

За-са-за – вот идет коза.

Са-за-са – вот летит оса.

Зу-зу-су – мы видели лису.

Су-су-зу – отвязали мы козу.

Игра 2. «Подскажи словечко» (Дети выбирают  следующий конверт.)

Распустились утром розы, на цветах сверкают росы.

Щиплет травушку коза, косит травушку коса.

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы зуб.

У Светы красивая коса, на лугу паслась коза.

Эту собаку не надо злить. Остатки воды можно слить.

На рассвете трава в росе. Оса сидела на розовой розе.

Игра 3.«Где живет звук».  

В словах: самолёт, лиса, нос, сапоги, коса, кокос.

Игра 4.“Один – много” (картинки)

НОС – НОСЫ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ, ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ПОДНОС.

Игра 5.«Доскажи предложение».

Вот наступила долгожданная весна.

Мальчик Слава отправился в лес.

В сирени поёт соловей.

В лесу живёт лиса с лисятами.

Под сосной стоит скамейка.

9. «Выложи букву». (Картинки с буквами С и З)

Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение - буква. Зайка предлагает вам запомнить образ буквы З и проговорить с ним стихотворения:

З - завиток на завиток,

З - закрывается замок,

З - в зарослях змея ползёт,

З - заинька морковь грызёт.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З ? - влево)

А снеговик любит букву  С

Села мышка в уголок.

Съела бублика кусок.

(С какой стороны откусан бублик? – справа)

Что за буква светится

Жёлтым ясным месяцем?

Полумесяц в небе тёмном,

Буквой С повис над домом.

Шёл конь копытами звеня,

Как будто С следы коня.

А теперь наши друзья предлагаю вам самостоятельно выложить образ букв из подручного материала (самостоятельный выбор детей: чечевица, фасоль, пластилин, шнурок, косточки, мозаика.)

10. Рефлексия:

Чем мы занимались на занятии?

(Мы помогали Зайке и Снеговику различать звуки «С» и «З».)

Что вам понравилось на занятие?

Дома я предлагаю вам нарисовать эти буквы на листе и раскрасить.

А так же повторить скороговорки, которые мы произносили на занятии.

В качестве приза вам наши друзья принесли медальки.

Нашим друзьям пора уходить. Вы хотите, чтобы они пришли к нам в следующий раз? Тогда скажем им до новых встреч.


 

Конспект логопедического занятия, 2 класс (обучающиеся с

Конспект логопедического занятия, 2 класс (обучающиеся с

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

Положим на ладошку снежинку и сдуйте её одним сильным выдохом на высунутом язычке

Положим на ладошку снежинку и сдуйте её одним сильным выдохом на высунутом язычке

С-с- с» - свистит наш (пылесос),

С-с- с» - свистит наш (пылесос),

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок? (С -

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок? (С -

Игра 4. “Один – много” (картинки)

Игра 4. “Один – много” (картинки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020