Тема: «Звуки [р] – [л]. Буквы Р - Л»
Цель: дифференцировать звуки [р] – [л].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить давать сравнительную характеристику звуков [р] – [л];
- закреплять знание норм артикуляции звуков [р] – [л];
- учить дифференцировать звуки [р] – [л] в слогах, словах;
- обучать согласованию существительных с прилагательными.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
- развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- закреплять умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;
- воспитывать толерантность;
- развивать самооценку.
УУД:
Личностные:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
- самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;
- учиться корректировать и оценивать выполненные задания.
Познавательные:
- сравнивать и группировать звуки и их образы;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- поиск и выделение необходимой информации;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
- самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оборудование: зеркала, слоговая таблица, карандаши, ручки, тетради, дидактическая игра«Кто внимательный?», карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Учитель-логопед: Назовите первый звук в словах:
Лук, лопата, лампа, ласточка ([л])
Рак, рыба, ручка, радуга ([л])
Учитель-логопед: Вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать?
Обучающиеся: Звуки [р], [л].
Учитель-логопед: Тема нашего занятия: «Звуки [р] – [л]. Буквы Р – Л».
Артикуляция гимнастика
Учитель-логопед: Начнём мы наше занятие с артикуляционной гимнастики.
1. Упражнения для губ: «Птенчики», «Кучер».
2. Упражнения для языка: «Чашечка», «Болтушка», «Лошадки», «Барабанщик».
Характеристика звуков [р] – [л]
Учитель-логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Обучающиеся: Звуки [л], [р] – согласные, твердые, звонкие. Но на звук [л] кончик языка поднят вверх и упирается в зубы, воздух идет с боков, а на звук [р] кончик поднятого вверх языка дрожит и воздух идет посередине.
2. Основная часть
Дидактическая игра«Эхо»
Учитель-логопед произносит цепочки слогов и предлагает обучающиеся повторить их:ра – ра – ра, ра – ла – ра, ло – ро – ро, ры – ры – ро.
Чтение слогов по слоговой таблице(Приложение №1)
Дидактическая игра«Измени слово»
Учитель-логопед: Поменяйте звук [л] на [р], или [р] на [л] в слогах и словах.
Слоги: ла–ра, ро – ло, лу – ла, ро – ру, ра – ра – ла, ры – лы–ры;
Слова: лак – рак, лама – …, рожь – …, лоза – …, ложки – …, укор – …, катер – …, жалко – …, игра – …, блошка – …, коробок – …, колонна – …, бурка - ... .Работа в группе.
Дидактическая игра«Кто внимательный?»(Приложение №2)
Учитель-логопед:Соедини картинку с нужной буквой.Взаимопроверка.
Физкультминутка «Прокатимся»
На лошадке ехали - |
Руки согнуты в локтях перед собой,
кулачками |
До угла доехали. |
Ноги в полуприседе. |
Сели на машину – |
Руки на поясе, присесть. |
Налили бензину, |
Имитация наливания бензина из канистры. |
На машине ехали, |
Руки полусогнуты в локтях перед собой,
ладошки |
До реки доехали. |
Волнообразные движения руками от
центра в |
Трр! Стоп! Разворот! |
Притопнуть ногой, повернуться кругом. |
На реке пароход. |
Приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль. |
Пароходом ехали, |
Пружинящие полуприседания, руками
имитируют |
До горы доехали. |
Руки разводя в стороны – вниз, рисуя контур горы. |
Пароход – не везет! |
Пожать плечами, руки в стороны. |
Надо сесть в самолет! |
Приглашающий жест. |
Самолет летит, В нем мотор гудит: У-у-у-у, |
Прямые руки в стороны, покачивание корпусом влево – вправо. |
Я лечу, лечу! |
Бег с разведенными в стороны руками. |
Дидактическая игра «Отгадай слово»
Учитель-логопед: Вставьте буквы р или л в слова. Обрати внимание на твердость и мягкость звуков, которыми они обозначаются.
Бобё…, ковё…, футбо…, забо…, мухомо…, пена…, кефи… .
Дидактическая игра«Разноцветные картинки»
Учитель – логопед называет прилагательное и бросает ребёнку мяч. Ребёнок придумывает словосочетание с данным прилагательным, возвращает мяч учителю-логопеду.
Прилагательные: жёлтый, жёлтая, жёлтое, жёлтые, розовый, розовая, розовое, розовые, красный, красная, красное, красные, зелёный, зелёная, зелёное, зелёные (лиловый, железный, оранжевый, серый).
3. Итог занятия
Учитель-логопед: С какими звуками мы сегодня работали? Что вам понравилось на занятии?
Оценивание работы детей.
Правую руку вверх подняли,
На голову положили,
Себя погладили.
Молодцы, ребята!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.