Конспект логопедического занятия

  • docx
  • 22.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала [р] – [л].docx

Тема: «Звуки [р] – [л]. Буквы Р - Л»

 

Цель: дифференцировать звуки [р] – [л].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить давать сравнительную характеристику звуков [р] – [л];

- закреплять знание норм артикуляции звуков [р] – [л];

- учить дифференцировать звуки [р] – [л] в слогах, словах;

- обучать согласованию существительных с прилагательными.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развитие пространственной ориентации на листе бумаги;

- развивать навыки фонематического анализа и синтеза;

- развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- закреплять умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;

- воспитывать толерантность;

- развивать самооценку.

УУД:

Личностные:

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

- самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;

- учиться  корректировать и оценивать выполненные задания.

Познавательные:

- сравнивать и группировать звуки и их образы;

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- поиск и выделение необходимой информации;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

- самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование: зеркала, слоговая таблица, карандаши, ручки, тетради, дидактическая игра«Кто внимательный?», карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия

1.                     Организационный момент

Учитель-логопед: Назовите первый звук в словах:

Лук, лопата, лампа, ласточка ([л])

Рак, рыба, ручка, радуга  ([л])

Учитель-логопед: Вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать? 

Обучающиеся: Звуки [р], [л].

Учитель-логопед: Тема нашего занятия: «Звуки [р] – [л]. Буквы Р – Л».

Артикуляция гимнастика

Учитель-логопед: Начнём мы наше занятие с артикуляционной гимнастики.

1. Упражнения для губ: «Птенчики», «Кучер».

2. Упражнения для языка: «Чашечка», «Болтушка», «Лошадки», «Барабанщик».

Характеристика звуков [р] – [л]

Учитель-логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Обучающиеся:  Звуки [л], [р] – согласные, твердые, звонкие. Но на звук [л] кончик языка поднят вверх и упирается в зубы, воздух идет с боков, а на звук [р] кончик поднятого вверх языка дрожит и воздух идет посередине.

2. Основная часть

Дидактическая игра«Эхо»

Учитель-логопед произносит цепочки слогов и предлагает обучающиеся повторить их:ра – ра – ра, ра – ла – ра, ло – ро – ро, ры – ры – ро.

Чтение слогов по слоговой таблице(Приложение №1)

Дидактическая игра«Измени слово»

Учитель-логопед: Поменяйте звук [л] на [р], или [р] на [л] в слогах и словах.

Слоги: ла–ра, ро – ло, лу – ла, ро – ру, ра – ра – ла, ры – лы–ры;

Слова: лак – рак, лама – …, рожь – …, лоза – …, ложки – …, укор – …, катер – …, жалко – …, игра – …, блошка – …, коробок – …, колонна – …, бурка - ... .Работа в группе.

Дидактическая игра«Кто внимательный?»(Приложение №2)

Учитель-логопед:Соедини картинку с нужной буквой.Взаимопроверка.

Физкультминутка «Прокатимся»

На лошадке ехали -

Руки согнуты в локтях перед собой, кулачками
удерживают вожжи.

До угла доехали.

Ноги в полуприседе.

Сели на машину –

Руки на поясе, присесть.

Налили бензину,

Имитация наливания бензина из канистры.

На машине ехали,

Руки полусогнуты в локтях перед собой, ладошки
сжаты в кулачки и движутся поочередно вверх-
вниз, имитируя управление рулем.

До реки доехали.

Волнообразные движения руками от центра в 
стороны.

Трр! Стоп! Разворот!

Притопнуть ногой, повернуться кругом.

На реке пароход.

Приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль.

Пароходом ехали,

Пружинящие полуприседания, руками имитируют 
бинокль.

До горы доехали.

Руки разводя в стороны – вниз, рисуя контур горы.

Пароход – не везет!

Пожать плечами, руки в стороны.

Надо сесть в самолет!

Приглашающий жест.

Самолет летит,

В нем мотор гудит:

У-у-у-у,

Прямые руки в стороны, покачивание корпусом влево – вправо.

Я лечу, лечу!

Бег с разведенными в стороны руками.

Дидактическая игра «Отгадай слово»

Учитель-логопед: Вставьте буквы р или л в слова. Обрати внимание на твердость и мягкость звуков, которыми они обозначаются.

Бобё…, ковё…, футбо…, забо…, мухомо…, пена…, кефи… .

Дидактическая игра«Разноцветные картинки»

Учитель – логопед называет прилагательное и бросает ребёнку мяч. Ребёнок придумывает словосочетание с данным прилагательным, возвращает мяч учителю-логопеду.

Прилагательные: жёлтый, жёлтая, жёлтое, жёлтые, розовый, розовая, розовое, розовые, красный, красная, красное, красные, зелёный, зелёная, зелёное, зелёные (лиловый, железный, оранжевый, серый).

3. Итог занятия

Учитель-логопед: С какими звуками мы сегодня работали? Что вам понравилось на занятии?

Оценивание работы детей.

Правую руку вверх подняли,

На  голову положили,

Себя погладили.

Молодцы, ребята!


 

Посмотрите также