Конспект логопедического занятия «Грамматейка»
Аннотация.
Внеклассное логопедическое мероприятие «Грамматейка», проводится с учащимися 5 классов, зачисленными в логопедическую группу, и представляет собой игру-соревнование между командами. Количество человек в команде 3-4.
Игровая, занимательная форма мероприятия способствует решению учебных и коррекционных целей и задач. Подобранный языковой материал по единой лексической теме и задания способствуют формированию полноценных представлений о звуковом и слоговом составе слов русского языка, способствуют коррекции оптической (вербальной) дисграфии, слоговой структуры слова, совершенствованию грамматической структуры слова, развитию связной речи.
Предлагаемые занимательные задания требуют внимания к языковым явлениям, нацеливают детей на поиск, деятельностный подход к их решению, стимулируют развитие познавательных способностей и познавательную активность.
Командная форма игры способствует приобретению детьми коммуникативных навыков, необходимых для работы в группе, воспитывает произвольность действий и самоконтроль.
Непременным условием для решения всех поставленных задач является положительный эмоциональный настрой, радость и удовольствие, получаемые всеми участниками игры в ходе происходящего процесса.
В ходе игры за правильно выполненное задание, воспитанники получают пазл (часть картинки), которые необходимо собрать и разложить в правильной последовательности.
Итогом игрового логопедического занятия станет собранная серия картинок по теме, отрабатываемой на занятии, и составленный рассказ.
Методические рекомендации.
Внеклассное логопедическое мероприятие проводится в конце учебного года. Может стать итогом освоения индивидуальных планов коррекционной работы.
Кроме того, данное мероприятие можно использовать как внеклассное занятие для учащихся на параллели 5 классов с целью демонстрации работы по преодолению трудностей языкового развития, формирования позитивного отношения к занятиям с учителем-логопедом, демонстрации приемов используемых в логопедической работе для учителей русского языка и литературы.
Деление на команды, расстановка парт определённым образом и рассадка по командам происходит до начала мероприятия.
Команды получают заранее подготовленные конверты с карточками заданий. После выполнения представитель команды озвучивает правильный ответ.
Время реализации мероприятия – 30 минут.
Цель: повторение и обобщение изученного материала, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Задачи:
1. развивать навыки анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова;
2. совершенствовать грамматический строй речи (употребление предлогов в предложении, построение предложений из слов в начальной форме, определении причинно-следственных связей)
3. совершенствовать навыки словообразования;
4. развивать познавательную активность, учебную мотивацию, пробудить интерес к языковым явлениям;
5. совершенствовать психические процессы: слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление;
6. формировать коммуникативные навыки при работе в группе;
7. повышать уровень мотивации и самоконтроля.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, конверты с карточками для заданий, серия сюжетных картинок, разрезанных на пазлы.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент. Определение целевой установки. Проговаривание правил игры.
2. Выполнение заданий командами.
Задание 1. Расшифруй словосочетания и запиши «б» - ↑, «д» -↓
↓о↑рый ↓е↓ушка
↑е↓ный ↓я↓я
↑езо↑и↓ная ↓ворняга
↑о↓ливый ↑ычок
↓авний ↓руг
Задание 2. Подчеркни одной чертой букву С, двумя чертами букву З
Вычеркни букву Р, обведи в кружок букву Л.
Весной дни становятся значительно длиннее. Солнце греет сильнее, снег начинает таять, и на земле появляются первые проталины. На реке можно наблюдать, как трескается лед. Отдельные льдины с треском плывут по течению, иногда реки разливаются и покрывают водой берега. Небо приобретает синий оттенок, становится теплее. Позднее всего снег тает в тех местах, куда не заглядывает солнце: в оврагах, густых чащах, в лесу. С таянием снега пробивается сквозь землю первая травка, а за ней подснежники и фиалки, которые в большом количестве можно найти в лесу. Одуванчики показывают свои желтые шляпки. Начинает цвести, береза, за ней – липа, ольха, дуб, клен. Если в лесу в это время надрезать кору березы, из нее польется горьковатый сок. К маю расцветает душистый ландыш.
Задание 3. Работа со словосочетаниями. «Найди слова»
В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.
ГРАЧИВДЛОАРНИПСТРЫПЕВАМЧНАГОРЕДУНЕКИРУКЯВЫРОП
ШЛЕОРАТБМЮВЕСНАПРВИНАПСАВОЬКЮЖТЖДЛОЕНИСТ
КЕПВЛАОНТЧБЮЫЭЖПДЛСЕГОДНЯПВАЫКВЦМЯ УТЬБЮЖДВОРЕ
Задание 4. Составь слова из слогов. Запиши их. Составь с тремя любыми словами словосочетания.
люс, ти, че ______________________________________________________________
чин,ка,ты _______________________________________________________________
теч, ка, Ка _______________________________________________________________
теч, ко, си ________________________________________________________________
ко,ко,леч ________________________________________________________________
ко, ки, люч________________________________________________________________
бо,ки,тин _________________________________________________________________
ска,ти,тер ________________________________________________________________
Задание 6. Вставь пропущенные буквы и нужные предлоги.
Хорошо ___л…су в…сной. Р…бята идут ___лес ___тр…пинке. Молодые л…сточки появились ___ д…рев…ях. Птичьи г…лоса звоном разносятс___лесу.
Купались______ реки. Играли _____ реки. Пролетел______ рекой. Плыли ______реке.
Задание 7. Прочитайте текст. Определите границы предложений в тексте.
На пригорках чернеет земля оттаяла дорога побежали весенние ручьи снег уже сошел только в оврагах белеют снежные полоски лёд на реке потрескался и почернел грачи прилетели на старые грачовники дети готовят скворечники
Задание 8. Составь из слов в начальной форме предложения. Соотнеси иллюстрации с получившимися предложениями. Прочитай рассказ.
Наступить, долгожданная, весна. Солнышко, ярко, светить. Ребята, построить, скворечники. Учитель, помогать, дети. Дети, приготовить, доски, инструменты. Скворечники, прикрепить, деревья. Скворечники, поселиться, скворцы.
3.Рефлексия. Подведение итогов логопедического мероприятия. Награждение команды-победительницы и команд-участников грамотами сладкими призами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.