Конспект логопедического занятия «Местоимение»
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Начнем мы наше занятие с хорошего настроения и улыбки.
II. Основная часть
1.Формулировка темы занятия.
- Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах.
Семья, тыква, телефон, ворона, выбор, мыло, пони, медвежонок.
- Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (о местоимении)
-Молодцы! Найдите местоимения в других словах.
- Отлично. Итак, сегодня мы продолжаем говорить о местоимениях. Слайд 1
2.Повторение ранее полученных знаний.
- Продолжи следующие фразы: Слайд 2
- Местоимение – это … (?) (самостоятельная часть речи.)
- Она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество),
- но … (?) (что не делает?) (не называет его)
Слайд 3
3. Игра «Поймай местоимение» (хлопните в ладоши, если услышите местоимения).
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок,
Если вдруг: и Я, и ТЫ -
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
Если только Я и ТЫ-
Если МЫ сорвем цветы. (Т. Собакин)
- А какова главная мысль стихотворения?
Работа со словом. Слайд 4
-Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (на – предлог).
Но, оно, она, они (но – союз).
Я, Яна, ты, вы (Яна – существительное, имя).
Он, она, они, оно (они – мн. ч.).
Мы, я, вы, они (я – ед. ч.).
-Немного отдохнем!
Физкультминутка
Я иду, и ты идёшь, (руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три. («идут» кулачками по парте)
Я пою, и ты поёшь – (руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три. (машут ладонями от себя)
Мы идём, и мы поём - (руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три. («идут» кулачками по парте)
Очень дружно мы живём - (большие пальцы вверх)
Раз, два, три. (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди).
Работа со словосочетанием.
- Поставьте местоимения в нужном падеже.
Поздоровался с (он)
Беспокоился о (она)
Наблюдал за (они)
Подойти к (она)
У (она) брата
Рассказать о (они)
Спросил у (он)
Разговаривал с (он)
Моложе (она)
Становиться между (они)
На (они) доме
Тянулся к (он)
- Молодцы! Вы заметили, что здесь много словосочетаний с предлогами. Как пишутся местоимения с предлогами?
- Ребята, запомните нормативные формы личных местоимений: у неё, от неё, их. Неграмотно употреблять в речи: у ней, ихняя.
Работа с предложением. Игра «Исправь предложение»
Прочитайте. Какие ошибки допустили авторы? Исправляем
1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру. (С медведя, застреленного Дубровским, Троекуров велел снять шкуру.)
2. А. П. Чехов, он родился в Таганроге. (А. П. Чехов, родился в Таганроге.)
3. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. (Из их окна слышались звуки знакомой песни.)
4. Гусь среди их был самый старый и степенный. (Гусь среди них был самый старый и степенный.)
Работа с текстом.
- Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят)
- Прочитайте текст, выразительно. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг _______ остановился. Перед
_______ сидела большая лягушка. _______только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к _______ лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за веселую игру. _______тоже сделал скачок. Так _______ добрались до глубокой лужи. Лягушка прыгнула в_______. Медвежонок сунул лапу в воду, отдёрнул и потряс____. Он с удивлением смотрел на лужу. Куда девался его новый приятель?
ВЫВОД: местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов.
III. Итог занятия. Рефлексия.
- Молодцы! Вы успешно справились с заданиями.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что такое местоимение?
-Какое задание понравилось? В чем были трудности?
- Слайд 5. Оцените себя с помощью смайликов.
ема: «Творительный падеж»
Цель: учить практическому употреблению существительных в форме единственного числа творительного падежа; устранять аграмматизмы в устной речи.
●Образовательные задачи:
1. Обучать ответам на вопросы кем?чем?и самостоятельной постановке этих вопросов к словам.
2. Учить находить слова в творительном падеже в предложениях, текстах на слух и зрительно.
3. Учить конструировать предложения и словосочетания по опорным картинкам и вопросам, а также из слов в начальной форме.
●Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать понимание логико-грамматических оборотов речи.
2. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Профессии».
3.Развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, чувство языка.
●Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки доброжелательного общения, правильного поведения.
2. Воспитывать коммуникативные навыки: умение правильно задать вопрос, попросить помощи при затруднениях, культуре общения с педагогом и одноклассниками.
3. Воспитывать бережное отношение к родному языку.
Ход занятия.
I. Орг.момент. Выполнение дыхательной гимнастики.
Цель: помочь учащимся эмоционально и физически настроиться на занятие.
- Добрый день! Начнём занятие с дыхательной гимнастики. Упражнения выполняем вместе со мной.
●Глубоко вдохнуть носом и на выдохе гладить подушечками указательных пальцев крылья носа.
●Закрыть подушечкой указательного пальца левую ноздрю. Глубоко вдохнуть правой ноздрей и на выдохе постучать по крылу носа подушечкой указательного пальца. Повторить другой ноздрей.
●Сделать поочередно каждой ноздрей 8-10 глубоких вдохов, закрывая другую подушечкой указательного пальца.
●Закрыть подушечкой указательного пальца правую ноздрю, глубоко вдохнуть левой ноздрей и на выдохе громко и протяжно произнести звук «г-м-м...». Повторить другой ноздрей.
Упражнения выполняются под счёт логопеда.
- Представьте, что мы стоим на солнечной весенней полянке. Поднимите руки вверх и слегка разведите в стороны над головой. Вы вдыхаете свежий весенний воздух, солнышко напитало вас своей энергией. Выпрямите спину, потянитесь вверх, встав на носочки. Сделайте глубокий вдох и выдох, улыбнитесь. Всем хорошего настроения и бодрого самочувствия. Садитесь. Теперь приступим к занятию.
II. Введение в тему. Работа по предметным картинкам.
Цель: активизация словаря по теме «Профессии», правильное употребление сущест-вительных в творительном падеже.
На доске предметные картинки с изображением людей разных профессий (врач, воспи-
татель, строитель, маляр, медсестра, повар, водитель, продавец, кондуктор, учитель, плотник, механик, тракторист, агроном).
-Назовите профессии людей, которых вы видите на картинках.
-Вспомните и скажите, кем работают ваши родители. Если вы видите соответствующую картинку, отложите её. Например, мой папа работает строителем, моя мама работает продавцом.
(Уч-ся отвечают на вопрос полным предложением и показывает соответствующую картинку).
-Кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми? Покажите соответствующую картинку. Например, я хотел бы стать механиком; я хотела бы стать медсестрой.
(Уч-ся отвечают на вопрос полным предложением по образцу).
- На какой вопрос вы всё время отвечали? (на вопрос кем?)
На доске парные предметные картинки: хлеб и нож, лопата и грядка, кастрюля и половник, вазочка с вареньем и ложка, дрова и топор).
- Посмотрите внимательно на картинки и составьте по ним предложения. Я вам помогу вопросами.
- Чем мы режем хлеб? (Хлеб мы режем ножом)
- Чем мы копаем землю?
- Чем мы наливаем суп из кастрюли в тарелку?
- Чем едят варенье?
- Чем рубим дрова?
- На какой вопрос вы отвечали? (на вопрос чем?)
- Вопросы кем?чем – это вопросы какого падежа? (творительного)
- Почему два вопроса? К каким существительным мы должны задавать вопрос кем?
(к одушевлённым).
- К каким существительным мы зададим вопрос чем? (к неодушевлённым)
III. Беседа по теме занятия.
Цель: учить с помощью вопросов кем?чем? устанавливать связь в словосочетаниях,
закреплять навык правильного употребления существительных в форме творительного падежа.
- Запишем тему занятия: «Творительный падеж».
- Вспомним ключевое слово творительного падежа. (доволен кем?чем?)
- Запишем ключевое слово и вопросы под темой занятия.
- Шью игла, рисую краски, поливаю вода. Почему вы улыбаетесь? Как правильно надо сказать? Какие слова я сказала неправильно? Почему? Какую часть слова нужно изменить, чтобы фраза звучала правильно? (окончание)
- Вспомним окончания существительных в творительном падеже по склонениям.
Работа по таблице. Уч-ся с небольшой помощью логопеда задают вопросы к словам, употребляя ключевое слово доволен.
- 1-е склонение – доволен кем?лисой, Сашей, доволен чем?землёй. Какие окончания у существительных 1-го склонения? (-ой, -ей-ёй).
- 2-е склонение – доволен кем?слоном, конём; доволен чем?полем. Какие окончания у существительных 2-го склонения? (-ом, ем-ём).
- 3-е склонение – доволен кем?дочерью, доволен чем?печью. Какие окончания у сущест-вительных 3-го склонения? (-ю).
IV. Гимнастика для глаз. Упражнения выполняются вместе с логопедом.
Цель: снять зрительное и умственное напряжение.
-Закройте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.
-Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца правой руки, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
-Движение зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками.
-Крепко зажмурить глаза 10 – 15 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.
-Слегка поглаживать себя подушечками пальцев по векам, бровям, вокруг глаз.
Все упражнения логопед демонстрирует уч-ся.
V.Закрепление по теме.
Цель: учить находить слова в творительном падеже в предложениях и тексте на слух и зрительно, составлять предложные конструкции по опорным картинкам, восстанавливать деформированные предложения.
1.Работа над стихотворением.
- Послушайте стихотворение и скажите, какие слова в нём отвечают на вопросы
кем?чем?
***
С белкой пляшет бегемот,
Грустно смотрит серый кот –
Он сметаною объелся,
У него болит живот.
Машет веером варан,
Молотком стучит баран,
Подметает шваброй ёжик,
Усом крутит таракан.
2. Д/игра: «Кто что делает?»
Составить сложносочинённые предложения с союзом а по опорным картинкам.
а) На доске парные предметные картинки (указка и мел; миксер и половник; пила и молоток; гаечный ключ и насос; стетоскоп и лекарства). Уч-ся должны соотнести каждую пару предметов с определённой профессией и составить предложения. Например, миксер и половник дети соотносят с картинкой, на которой изображён повар: Повар миксером взбивает, а половником наливает.
- Посмотрите, у вас на столе лежат картинки. Что на них изображено? (инструменты и принадлежности). Назовите их.
-Подумайте, кому необходимы данные инструменты или принадлежности?
Уч-ся соотносят картинки с инструментами и предметами с картинками, на которых изображены люди разных профессий. По образцу логопеда составляют предложения.
Аналогично можно использовать следующий вариант.
б) На доске парные предметные картинки: ложка и половник, карандаш и ручка, пила и топор, лопата и грабли, игла и ножницы. Уч-ся составляют по картинкам предложения:
Ложкой едят (мешают), а половником наливают. Иглой шьют, а ножницами вырезают.
IV. Физкультминутка «Слон».
Слон шагает по дороге.
Вот так хобот, вот так ноги.
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный рост!
Весит слон триста тонн:
Тонна – ушко, тонна – ножка.
Вот так крошка!
V. Упражнения по теме.
3. Составить предложения из слов в начальной форме, изменяя, где нужно, окончания имён существительных.
● Река, над, белеть, туман.
● Под, ёж, найти, дети, ёлка.
● Под, речка, течь, гора.
● Мост, под, речка, течь.
● Лампа, стол, висит, над.
● Заяц, гонится, лиса, за.
Записать данные предложения в тетрадь. Найти слова в творительном падеже и выделить окончания. Определить склонение данных слов, сверить окончания с таблицей.
4. Игра «Кто самый внимательный?» (устно)
Цель: развитие слухового внимания и понимания логико-грамматических конструкций.
●Саша зашёл за другом. Кто был дома?
●За Мишей бежит Юра. Кто догоняет?
●За домом огород. Что впереди?
●За хлебом пошёл Серёжа. Что нужно купить?
●Сочинение написано учеником. Кто выполнял?
●Над лесом взошла луна. Что внизу?
●Под коробкой лежит мяч. Что наверху?
5. Работа по карточкам.
- Прочитайте предложения. Что это за предложения? Вспомните, как они называются. (пословицы).
- Найдите в них слова, стоящие в творительном падеже, обозначьте над ними карандашом падеж, выделите в этих словах окончания.
●Долг платежом красен.
●Красна птица пением, а человек умением.
●Не хлебом единым жив человек.
●Не спеши языком, торопись делом.
●Первый блин комом. ●Слухом земля полнится.
●Скатертью дорога. ●Дружба дружбой, а служба службой.
Вместе с уч-ся кратко выяснить смысл пословиц, привести пример.
- Как вы думаете, какие пословицы относятся к теме «Профессии».
VI. Итог занятия.
- Чему научились на занятии?
- Что вы знаете о творительном падеже существительного?
- Что понравилось на занятии?
- Какие задания вам трудно было выполнять?
- Оцените свою работу на занятии. Перед вами на карточках три знака. Назовите
их (восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие). А теперь подумайте,
прежде чем поднять нужный знак, выслушайте меня до конца: если вы поняли тему
занятия, то поднимите восклицательный знак, если вам было нелегко, вы
затруднялись, у вас есть вопросы, то поднимите вопросительный знак, если вы не
поняли тему, вам все задания дались с трудом, то поднимите знак многоточие.
- Я рада, что вы поняли тему, активно занимались. Занятие окончено. Всего доброго.
1. Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах. Семья, тыква, телефон, ворона, выбор, мыло, пони, медвежонок.
2.Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Я, они, на, ты Но, оно, она, они Я, Яна, ты, вы Он, она, они, оно Мы, я, вы, они
3.Поставьте местоимения в нужном падеже. Поздоровался с (он)____________ Беспокоился о (она)____________ Наблюдал за (они)______________ Подойти к (она)________________ У (она) брата___________________ Рассказать о (они)_______________ Спросил у (он)__________________ Разговаривал с (он)______________ Моложе (она)___________________ Становиться между (они)_________ На (они) доме___________________ Тянулся к (он)___________________ 4. Прочитайте. Какие ошибки допустили авторы? 1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру. 2. А. П. Чехов, он родился в Таганроге. 3. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 4. Гусь среди их был самый старый и степенный.
5. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения. Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг _______ остановился. Перед_______ сидела большая лягушка. _______только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к _______ лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за веселую игру. _______тоже сделал скачок. Так _______ добрались до глубокой лужи. Лягушка прыгнула в_______. Медвежонок сунул лапу в воду, отдёрнул и потряс____. Он с удивлением смотрел на лужу. Куда девался его новый приятель?
|
1. Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах. Семья, тыква, телефон, ворона, выбор, мыло, пони, медвежонок.
2.Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Я, они, на, ты Но, оно, она, они Я, Яна, ты, вы Он, она, они, оно Мы, я, вы, они
3.Поставьте местоимения в нужном падеже. Поздоровался с (он)____________ Беспокоился о (она)____________ Наблюдал за (они)______________ Подойти к (она)________________ У (она) брата___________________ Рассказать о (они)_______________ Спросил у (он)__________________ Разговаривал с (он)______________ Моложе (она)___________________ Становиться между (они)_________ На (они) доме___________________ Тянулся к (он)___________________ 4. Прочитайте. Какие ошибки допустили авторы? 1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру. 2. А. П. Чехов, он родился в Таганроге. 3. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 4. Гусь среди их был самый старый и степенный.
5. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения. Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг _______ остановился. Перед_______ сидела большая лягушка. _______только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к _______ лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за веселую игру. _______тоже сделал скачок. Так _______ добрались до глубокой лужи. Лягушка прыгнула в_______. Медвежонок сунул лапу в воду, отдёрнул и потряс____. Он с удивлением смотрел на лужу. Куда девался его новый приятель?
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.