Конспект логопедического занятия «Местоимение»
Оценка 4.7

Конспект логопедического занятия «Местоимение»

Оценка 4.7
docx
19.12.2022
Конспект логопедического занятия «Местоимение»
Конспект логопедического занятия «Местоимение».docx

Конспект логопедического занятия «Местоимение»

Ход занятия

I.             Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Начнем мы наше занятие с хорошего настроения и улыбки.

 II. Основная часть

1.Формулировка темы занятия.

- Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах.

Семья, тыква, телефон, ворона, выбор, мыло, пони, медвежонок.

- Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (о местоимении)

-Молодцы! Найдите местоимения в других словах. 

- Отлично. Итак, сегодня мы продолжаем говорить о местоимениях.  Слайд 1

2.Повторение ранее полученных знаний.

-       Продолжи следующие фразы: Слайд 2

-       Местоимение – это … (?) (самостоятельная часть речи.)

-       Она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество),

-       но … (?) (что не делает?) (не называет его)

Слайд 3

3. Игра «Поймай местоимение» (хлопните в ладоши, если услышите местоимения).

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвешь цветок,

Если вдруг: и Я, и ТЫ -

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

Если только Я и ТЫ-

Если МЫ сорвем цветы. (Т. Собакин)

- А какова главная мысль стихотворения?

Работа со словом. Слайд 4

-Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (на – предлог).

Но, оно, она, они (но – союз).

Я, Яна, ты, вы (Яна – существительное, имя).

Он, она, они, оно (они – мн. ч.).

Мы, я, вы, они (я – ед. ч.).

-Немного отдохнем!

Физкультминутка

Я иду, и ты идёшь, (руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три. («идут» кулачками по парте)

Я пою, и ты поёшь – (руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три. (машут ладонями от себя)

Мы идём, и мы поём - (руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три. («идут» кулачками по парте)

Очень дружно мы живём - (большие пальцы вверх)

Раз, два, три. (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди).

 

Работа со словосочетанием.

- Поставьте местоимения в нужном падеже.

Поздоровался с (он)

Беспокоился о (она)

Наблюдал за (они)

Подойти к (она)

У (она) брата

Рассказать о (они)

Спросил у (он)

Разговаривал с (он)

Моложе (она)

Становиться между (они)

На (они) доме

Тянулся к (он)

- Молодцы! Вы заметили, что здесь много словосочетаний с предлогами. Как пишутся местоимения с предлогами?         

- Ребята, запомните нормативные формы личных местоимений: у неё, от неё, их. Неграмотно употреблять в речи: у ней, ихняя.

Работа с предложением.  Игра «Исправь предложение»

Прочитайте. Какие ошибки допустили авторы? Исправляем

1.     Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру. (С медведя, застреленного Дубровским, Троекуров велел снять шкуру.)

2.     А. П. Чехов, он родился в Таганроге. (А. П. Чехов, родился в Таганроге.)

3.     Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. (Из их окна слышались звуки знакомой песни.)

4.     Гусь среди их был самый старый и степенный. (Гусь среди них был самый старый и степенный.)

Работа с текстом. 

- Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят)

- Прочитайте текст, выразительно. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг _______ остановился. Перед

_______ сидела большая лягушка. _______только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к _______ лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за веселую игру. _______тоже сделал скачок. Так _______ добрались до глубокой лужи. Лягушка прыгнула в_______. Медвежонок сунул лапу в воду, отдёрнул и потряс____. Он с удивлением смотрел на лужу. Куда девался его новый приятель?

ВЫВОД: местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов.

III. Итог занятия. Рефлексия.

- Молодцы! Вы успешно справились с заданиями.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что такое местоимение?

-Какое задание понравилось? В чем были трудности?

- Слайд 5. Оцените себя с помощью смайликов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ема: «Творительный падеж»

Цель: учить практическому употреблению существительных в форме единственного числа творительного падежа; устранять аграмматизмы в устной речи.

●Образовательные задачи:

1. Обучать ответам на вопросы кем?чем?и самостоятельной постановке этих вопросов к словам.

2. Учить находить слова в творительном падеже в предложениях, текстах на слух и зрительно.

3. Учить конструировать предложения и словосочетания по опорным картинкам и вопросам, а также из слов в начальной форме.

●Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать понимание логико-грамматических оборотов речи.

2. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Профессии».

3.Развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, чувство языка.

●Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки доброжелательного общения, правильного поведения.

2. Воспитывать коммуникативные навыки: умение правильно задать вопрос, попросить помощи при затруднениях, культуре общения с педагогом и одноклассниками.

3. Воспитывать бережное отношение к родному языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

I. Орг.момент. Выполнение дыхательной гимнастики.

Цель: помочь учащимся эмоционально и физи­чески настроиться на занятие.

- Добрый день! Начнём занятие с дыхательной гимнастики. Упражнения выполняем вместе со мной.

●Глубоко вдохнуть носом и на выдохе гладить поду­шечками указательных пальцев крылья носа.

●Закрыть подушечкой указательного пальца левую ноздрю. Глубоко вдохнуть правой ноздрей и на выдохе постучать по крылу носа подушечкой указательного паль­ца. Повторить другой ноздрей.

●Сделать поочередно каждой ноздрей 8-10 глубоких вдохов, закрывая другую подушечкой указательного пальца.

●Закрыть подушечкой указательного пальца правую ноздрю, глубоко вдохнуть левой ноздрей и на выдохе гром­ко и протяжно произнести звук «г-м-м...». Повторить дру­гой ноздрей.

Упражнения выполняются под счёт логопеда.

- Представьте, что мы стоим на солнечной весенней полянке. Поднимите руки вверх и слегка разведите в стороны над головой. Вы вдыхаете свежий весенний воздух, солнышко напитало вас своей энергией. Выпрямите спину, потянитесь вверх, встав на носочки. Сделайте глубокий вдох и выдох, улыбнитесь. Всем хорошего настроения и бодрого самочувствия. Садитесь. Теперь приступим к занятию.

II. Введение в тему. Работа по предметным картинкам.

Цель: активизация словаря по теме «Профессии», правильное употребление сущест-вительных в творительном падеже.

На доске предметные картинки с изображением людей разных профессий (врач, воспи-

татель, строитель, маляр, медсестра, повар, водитель, продавец, кондуктор, учитель, плотник, механик, тракторист, агроном).

-Назовите профессии людей, которых вы видите на картинках.

-Вспомните и скажите, кем работают ваши родители. Если вы видите соответствующую картинку, отложите её. Например, мой папа работает строителем, моя мама работает продавцом.

(Уч-ся отвечают на вопрос полным предложением и показывает соответствующую картинку).

-Кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми? Покажите соответствующую картинку. Например, я хотел бы стать механиком; я хотела бы стать медсестрой.

(Уч-ся отвечают на вопрос полным предложением по образцу).
- На какой вопрос вы всё время отвечали? (на вопрос кем?)

На доске парные предметные картинки: хлеб и нож, лопата и грядка, кастрюля и половник, вазочка с вареньем и ложка, дрова и топор).

- Посмотрите внимательно на картинки и составьте по ним предложения. Я вам помогу вопросами.

- Чем мы режем хлеб? (Хлеб мы режем ножом)

- Чем мы копаем землю?

- Чем мы наливаем суп из кастрюли в тарелку?

- Чем едят варенье?

- Чем рубим дрова?

- На какой вопрос вы отвечали? (на вопрос чем?)

- Вопросы кем?чем – это вопросы какого падежа? (творительного)

- Почему два вопроса? К каким существительным мы должны задавать вопрос кем?

(к одушевлённым).

- К каким существительным мы зададим вопрос чем? (к неодушевлённым)

III. Беседа по теме занятия.

Цель: учить с помощью вопросов кем?чем? устанавливать связь в словосочетаниях,

закреплять навык правильного употребления существительных в форме творительного падежа.

- Запишем тему занятия: «Творительный падеж».

- Вспомним ключевое слово творительного падежа. (доволен кем?чем?)

- Запишем ключевое слово и вопросы под темой занятия.

- Шью игла, рисую краски, поливаю вода. Почему вы улыбаетесь? Как правильно надо сказать? Какие слова я сказала неправильно? Почему? Какую часть слова нужно изменить, чтобы фраза звучала правильно? (окончание)

- Вспомним окончания существительных в творительном падеже по склонениям.

Работа по таблице. Уч-ся с небольшой помощью логопеда задают вопросы к словам, употребляя ключевое слово доволен.

- 1-е склонение – доволен кем?лисой, Сашей, доволен чем?землёй. Какие окончания у существительных 1-го склонения? (-ой, -ей-ёй).

- 2-е склонение – доволен кем?слоном, конём; доволен чем?полем. Какие окончания у существительных 2-го склонения? (-ом, ем-ём).

- 3-е склонение – доволен кем?дочерью, доволен чем?печью. Какие окончания у сущест-вительных 3-го склонения? (-ю).

IV. Гимнастика для глаз. Упражнения выполняются вместе с логопедом.

Цель: снять зрительное и умственное напряжение.

-Закройте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.

-Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца правой руки, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

-Движение зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками.

-Крепко зажмурить глаза 10 – 15 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.

-Слегка поглаживать себя подушечками пальцев по векам, бровям, вокруг глаз.

Все упражнения логопед демонстрирует уч-ся.

V.Закрепление по теме.

Цель: учить находить слова в творительном падеже в предложениях и тексте на слух и зрительно, составлять предложные конструкции по опорным картинкам, восстанавливать деформированные предложения.

1.Работа над стихотворением.

- Послушайте стихотворение и скажите, какие слова в нём отвечают на вопросы

кем?чем?

***

С белкой пляшет бегемот,

Грустно смотрит серый кот –

Он сметаною объелся,

У него болит живот.

Машет веером варан,

Молотком стучит баран,

Подметает шваброй ёжик,

Усом крутит таракан.

 

2. Д/игра: «Кто что делает?»

Составить сложносочинённые предложения с союзом а по опорным картинкам.

а) На доске парные предметные картинки (указка и мел; миксер и половник; пила и молоток; гаечный ключ и насос; стетоскоп и лекарства). Уч-ся должны соотнести каждую пару предметов с определённой профессией и составить предложения. Например, миксер и половник дети соотносят с картинкой, на которой изображён повар: Повар миксером взбивает, а половником наливает.

- Посмотрите, у вас на столе лежат картинки. Что на них изображено? (инструменты и принадлежности). Назовите их.

-Подумайте, кому необходимы данные инструменты или принадлежности?

Уч-ся соотносят картинки с инструментами и предметами с картинками, на которых изображены люди разных профессий. По образцу логопеда составляют предложения.

Аналогично можно использовать следующий вариант.

б) На доске парные предметные картинки: ложка и половник, карандаш и ручка, пила и топор, лопата и грабли, игла и ножницы. Уч-ся составляют по картинкам предложения:

Ложкой едят (мешают), а половником наливают. Иглой шьют, а ножницами вырезают.

IV. Физкультминутка «Слон».

Слон шагает по дороге.

Вот так хобот, вот так ноги.

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный рост!

Весит слон триста тонн:

Тонна – ушко, тонна – ножка.

Вот так крошка!

V. Упражнения по теме.

3. Составить предложения из слов в начальной форме, изменяя, где нужно, окончания имён существительных.

● Река, над, белеть, туман.

● Под, ёж, найти, дети, ёлка.

● Под, речка, течь, гора.

● Мост, под, речка, течь.

● Лампа, стол, висит, над.

● Заяц, гонится, лиса, за.

Записать данные предложения в тетрадь. Найти слова в творительном падеже и выделить окончания. Определить склонение данных слов, сверить окончания с таблицей.

4. Игра «Кто самый внимательный?» (устно)

Цель: развитие слухового внимания и понимания логико-грамматических конструкций.

●Саша зашёл за другом. Кто был дома?

●За Мишей бежит Юра. Кто догоняет?

●За домом огород. Что впереди?

●За хлебом пошёл Серёжа. Что нужно купить?

●Сочинение написано учеником. Кто выполнял?

●Над лесом взошла луна. Что внизу?

●Под коробкой лежит мяч. Что наверху?

5. Работа по карточкам.

- Прочитайте предложения. Что это за предложения? Вспомните, как они называются. (пословицы).

- Найдите в них слова, стоящие в творительном падеже, обозначьте над ними карандашом падеж, выделите в этих словах окончания.

●Долг платежом красен.

●Красна птица пением, а человек умением.

●Не хлебом единым жив человек.

●Не спеши языком, торопись делом.

●Первый блин комом. ●Слухом земля полнится.

●Скатертью дорога. ●Дружба дружбой, а служба службой.

Вместе с уч-ся кратко выяснить смысл пословиц, привести пример.

- Как вы думаете, какие пословицы относятся к теме «Профессии».

VI. Итог занятия.

- Чему научились на занятии?

- Что вы знаете о творительном падеже существительного?

- Что понравилось на занятии?

- Какие задания вам трудно было выполнять?
- Оцените свою работу на занятии. Перед вами на карточках три знака. Назовите их (восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие). А теперь подумайте, прежде чем поднять нужный знак, выслушайте меня до конца: если вы поняли тему занятия, то поднимите восклицательный знак, если вам было нелегко, вы затруднялись, у вас есть вопросы, то поднимите вопросительный знак, если вы не поняли тему, вам все задания дались с трудом, то поднимите знак многоточие.

- Я рада, что вы поняли тему, активно занимались. Занятие окончено. Всего доброго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 mestoimeniya

 

 

 

 

 

 

 


 

1. Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах.

Семья, тыква, телефон, ворона, выбор, мыло, пони, медвежонок.

 

2.Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты

Но, оно, она, они

Я, Яна, ты, вы

Он, она, они, оно

Мы, я, вы, они

 

3.Поставьте местоимения в нужном падеже.

Поздоровался с (он)____________

Беспокоился о (она)____________

Наблюдал за (они)______________

Подойти к (она)________________

У (она) брата___________________

Рассказать о (они)_______________

Спросил у (он)__________________

Разговаривал с (он)______________

Моложе (она)___________________

Становиться между (они)_________

На (они) доме___________________

Тянулся к (он)___________________

4. Прочитайте. Какие ошибки допустили авторы?

1.    Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру.

2.    А. П. Чехов, он родился в Таганроге.

3.    Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

4.     Гусь среди их был самый старый и степенный.

 

5. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг _______ остановился. Перед_______ сидела большая лягушка. _______только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к _______ лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за веселую игру. _______тоже сделал скачок. Так _______ добрались до глубокой лужи. Лягушка прыгнула в_______. Медвежонок сунул лапу в воду, отдёрнул и потряс____. Он с удивлением смотрел на лужу. Куда девался его новый приятель?

 

 

1. Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах.

Семья, тыква, телефон, ворона, выбор, мыло, пони, медвежонок.

 

2.Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты

Но, оно, она, они

Я, Яна, ты, вы

Он, она, они, оно

Мы, я, вы, они

 

3.Поставьте местоимения в нужном падеже.

Поздоровался с (он)____________

Беспокоился о (она)____________

Наблюдал за (они)______________

Подойти к (она)________________

У (она) брата___________________

Рассказать о (они)_______________

Спросил у (он)__________________

Разговаривал с (он)______________

Моложе (она)___________________

Становиться между (они)_________

На (они) доме___________________

Тянулся к (он)___________________

4. Прочитайте. Какие ошибки допустили авторы?

1.    Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру.

2.    А. П. Чехов, он родился в Таганроге.

3.    Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

4.     Гусь среди их был самый старый и степенный.

 

5. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг _______ остановился. Перед_______ сидела большая лягушка. _______только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к _______ лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за веселую игру. _______тоже сделал скачок. Так _______ добрались до глубокой лужи. Лягушка прыгнула в_______. Медвежонок сунул лапу в воду, отдёрнул и потряс____. Он с удивлением смотрел на лужу. Куда девался его новый приятель?

 

                                          

                                          



 

Конспект логопедического занятия «Местоимение»

Конспект логопедического занятия «Местоимение»

Работа со словосочетанием. -

Работа со словосочетанием. -

О чем мы сегодня говорили? -

О чем мы сегодня говорили? -

Воспитательные задачи: 1. Формировать навыки доброжелательного общения, правильного поведения

Воспитательные задачи: 1. Формировать навыки доброжелательного общения, правильного поведения

Упражнения выполняются под счёт логопеда

Упражнения выполняются под счёт логопеда

Сашей, доволен чем?землёй. Какие окончания у существительных 1-го склонения? (-ой, -ей-ёй)

Сашей, доволен чем?землёй. Какие окончания у существительных 1-го склонения? (-ой, -ей-ёй)

Аналогично можно использовать следующий вариант

Аналогично можно использовать следующий вариант

Скатертью дорога. ●Дружба дружбой, а служба службой

Скатертью дорога. ●Дружба дружбой, а служба службой

Конспект логопедического занятия «Местоимение»

Конспект логопедического занятия «Местоимение»

Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах

Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах

Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах

Прочитайте внимательно слова, обратите внимание на выделенные части в первых трех словах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2022