Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Мебель для Карлсона»
Коррекционно-образовательные
цели:
· Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели, её назначении;
· Расширять словарный запас по лексической теме (названия мебели и ее частей);
· Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составление предложений с предлогами, составление сложноподчиненных предложений с придаточными цели);
· Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
· Развивать мелкую моторику;
· Развивать творческие способности, воображение воспитанников;
· Развивать общие речевые навыки детей;
· Развивать зрительное внимание и слуховое восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
· Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели;
· Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: индивидуальные
зеркала, тренажер для дыхания «Задуй свечу», игрушка Карлсон, набор игрушечной
мебели, мелкие игрушки, картинки с большими и маленькими предметами мебели,
разрезные картинки, тренажер для зрительной гимнастики «Карлсон», раскраски с
изображением Карлсона.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сегодня к нам придет необычный гость. Кто это, вы узнаете,
отгадав загадку.
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне.
Есть пропеллер на спине. (Карлсон).
2. Дыхательная гимнастика «Задуй свечу»
- Карлсон – большой сладкоежка. Он любит торты и варенье. На тортах обычно бывают свечи. Поможем ему задуть свечи?
3. Артикуляционная гимнастика
- А теперь поиграем вместе с Карлсоном. Артикуляционная зарядка перед индивидуальными зеркалами:
- Заборчик – трубочка;
- Лопатка;
- Ковшик;
- Горка;
- Часики;
- Качели;
- Вкусное варенье;
- Лошадка;
- Грибок;
- Футбол.
4. Объявление темы занятия.
- Послушайте историю, которая случилось с Карлсоном. Однажды Карлсон так расшалился, что нечаянно сломал всю мебель в домике на крыше. Карлсон очень расстроился и не знает, что ему делать. Поможем Карлсону?
- Ребята назовите мебель, которую вы знаете. (Называют)
- Карлсон, ты, наверное, прыгал на диване, на кровати, пинал ногами стулья и столы? Вот поэтому и сломалась твоя мебель. Ребята тебе расскажут, как надо обращаться с мебелью и для чего она нужна.
- Для чего нужен стол (стул, диван, кровать, кресло, шкаф, …)? (Стул нужен, чтобы сидеть. И т.п.)
5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Попеременно хлопают в ладоши
Много мебели в квартире. и стучат кулачками.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших, на обеих руках.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши
Много мебели в квартире. и стучат кулачками.
- Ну вот, Карлсон, ребята тебе рассказали, как надо обращаться с мебелью и для чего она нужна. Как же нам помочь Карлсону?
- Ему нужно купить новую мебель.
- Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин).
- Давайте отправимся в магазин и поможем Карлсону выбрать мебель.
6. Игра «Большой – маленький»
- В магазине много разной мебели. Карлсон – маленький человечек и мебель ему нужна маленькая. Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.
- В магазине кровать, а нам нужна маленькая …(кроватка). И т.д.
- Карлсон рад новой мебели. А что же делать с поломанной? (Поломанную мебель нужно починить)
7. Игра «Починим мебель» (разрезные картинки)
Дети складывают разрезную картинку с изображением мебели.
- Что ты починил?
(Дети отвечают полным предложением).
8. Зрительная гимнастика
- Пока чинили мебель, устали глазки. Давайте проследим глазками за полетом Карлсона.
9. Физминутка
- Когда я назову предмет мебели, вы подпрыгнете, а если
другой предмет – оттолкнете.
10. Части мебели.
- Ребята, закройте глазки, а Карлсон расставит мебель у себя в комнате, а потом с вами поиграет.
- Открывайте глаза, давайте рассмотрим мебель у Карлсона.
Называние частей стула, кресла, дивана, стола, шкафа.
11. Предлоги
- Карлсон будет прятать игрушки, а вы будете их находить и рассказывать, где они стоят. (Мяч лежит под столом. И т.п.)
12. Итог занятия:
- Кто был у нас в гостях?
- Какую помощь мы оказали Карлсону?
- Как нужно относиться к мебели?
- Карлсон благодарит вас за помощь и дарит вам свои портреты. Вы их раскрасите.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.