Конспект логопедического занятия на тему Животные Севера ,животные жарких стран. Для детей подготовительной к школе группы с ТНР.
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера и животных жарких стран.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Развивать словарь. Уточнить с детьми название животных Севера, знание их внешних признаков, их строения, чем питаются. Совершенствовать грамматический строй речи (обучение составлению предложений по вопросам, по картине и согласованию слов в предложении, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов).
Коррекционно-развивающие. Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, ответственность, инициативность, навыки сотрудничества.
Орг. Момент
Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Это не просто цветок, кто знает, как он называется?
Правильно, цветик-семицветик.
А почему он так называется?
Этот цветок может исполнять желания. Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А поможет нам цветик-семицветик.
Основная часть.
Шепотом: давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Произнесем волшебные слова: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели… Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись.
Вот мы с вами и на Севере.
А на Севере очень холодно,что бы нам с вами не замерзнуть предлагаю вам поиграть.
Танец игра «Вот так холод вот мороз»(физ.минутка)
1Вот так холод, вот мороз,
Больно щиплет нос.-2р.
2.Чтоб согреть его скорей,
Надо потереть сильней.
Чтоб согреть его скорей
Потереть сильней.
3. Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать.-2р.
4. Очень холодно стоять,
Ножки стали замерзать.
Очень холодно стоять
Стали замерзать.
5. Крепче стал мороз, никак,
Мерзнем стоя так.-2р
6. Нам пора бежать бегом,
Нам нельзя идти пешком.
Нам пора бежать пешком,
Нельзя идти пешком
7. Чтобы ручки согревать,
Будем мы махать.-2р.
8.И в ладошки будем бить,
И локтями шевелить.
В ладошки будем бить,
Локтями шевелить.
9.Мы на месте не стоим
Мы бежим, бежим-2р.
10.Чтоб согреться побыстрей.
Надо нам бежать быстрей
Чтоб согреться побыстрей
Побежим быстрей.
Размялись?
Согрелись?
А теперь нужно и язычок свой размять ,вы готовы?
Артикуляционная гимнастика.
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо (упражнение «часики»)
А потом опять вперёд.
Язычок наш потянулся, (упражнение «иголочка»)
Широко нам улыбнулся, (упражнение «улыбка»)
А потом пошёл гулять, (упражнение «лопаточка»)
На крылечке отдыхать.
На крылечке полежал,
На качели побежал. (упражнение «качели»)
Вверх взлетел он смело,
Но пора за дело.
Вот и банка с краской рядом, (упражнение «маляр»)
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Потолок наш не узнать.
Язычок наш кончил дело,
Отдыхать он может смело.
Л: Вот мы с вами и на Севере. Давайте познакомимся с животными, которые здесь живут. Отгадайте загадки.
Длинный мех, бел как снег,
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм.
И в любую непогоду
Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь)
Толстый, в складку богатырь,
В ластах и безуший.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте-ка ребятки
Что за богатырь такой? (Морж)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Северный олень)
В холодной плавает воде отличный рыболов
На льдине отдыхает, свершив большой улов.
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна… (Тюлень)
Эта птица, тоже хищник,
В тундре северной живёт.
Любит зайцем подкрепиться,
Не шумлив её полёт.
Чисто белым опереньем
Сплошь покрыта с головой.
А в учебниках зовётся
Она…(Полярная сова)
Мы – вполне земные звери,
Но поверьте, никогда
Не пускает нас на берег
Океанская вода. (Голубой кит)
Логопед: Ребята, расскажите о животных, какие они.
(логопед обращается к каждому ребёнку)
-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)
-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)
-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)
-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)
Дидактическая игра «Назови со словом много».
Один морж, а много…
Один медведь, а много…
Один олень, а много…
Один тюлень, а много…
Одна сова, а много…
Один кит, а много…
Ребята, как вы думаете, легко ли живется животным Севера?
На Севере очень холодно и очень много снега, животным трудно добывать себе еду.
Я предлагаю вам накормить животных Севера
Д/и «Составь предложение»
Перед детьми картинки с изображением животных и пищи для этих животных
Дети берут картинку с понравившимся животным и подбирают картинку с пищей для этого животного. Составляют предложение
Пример: Я накормлю белого медведя рыбой и мясом, потому что он хищное животное.
Я накормлю северного оленя мхом ,потому что ,это травоядное животное
И.т.д.
Я думаю звери были рабы получить от вас столько угощений .Вы молодцы !
Но все таки здесь очень холодно .
Может мы отправимся туда где круглый год лето? Хотите ?
Нам поможет наш волшебный цветок .
Помните слова?
Произнесем волшебные слова: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели… Вели, чтобы мы оказались там где круглый год лето.
Как думаете где мы с вами очутились?
В жарких странах
Пальчиковая гимнастика "В жарких странах"
Если в жаркую страну
Я случайно попаду,
(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки.)
То увижу там шакала,
(Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.)
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
(Поочерёдно загибать пальцы одновременно на обеих руках.)
Крокодила и слона.
(Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак.)
Хорошо живётся им –
(Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак.)
Не бывает снежных зим.
(Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.)
Игра «Узнай чей голос?» и игра «Какой? Какая?» (образование сложных слов)
Логопед: Кого мы можем встретить в Африке? (Звучит рев тигра).
Дети: Это рев тигра (слайд 2-тигр).
Логопед: Вы угадали, это тигр. Он злой, свирепый, полосатый, хищный, хитрый, длиннохвостый.
Логопед: Чьи голоса вы сейчас слышите? (трубит слон –слайд 3, рычит лев –слайд 4, кричит зебра –слайд 5, рев носорога –слайд 6, крики обезьян – слайд 7).
Игра «Кому подходит это определение?»
Логопед: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.
«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)
«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, который что-то скрывает и плачет не по-настоящему, проливает лживые слезы)
«Топает, как слон». (Это человек, который ходит очень громко, человек с тяжелой походкой.)
«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)
«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)
Нравится вам в Африке, ребята?
Как думаете каким животным живется труднее животным ,которые живут на Севере и животным ,которые живут в жарких странах?
Но нам пора возвращаться в детский сад.
Где же наш волшебный цветок?
Произнесем волшебные слова: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели.… Вели, чтобы мы оказались в нашем детском саду.
Понравилось ли вам путешествие?
Где вам понравилось больше ,на севере или в жарких странах?
А каких животных мы встретили на севере?
А каких в Африке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.