Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л] «Поможем Лунтику» (старшая группа 5-6 лет)
Оценка 4.7

Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л] «Поможем Лунтику» (старшая группа 5-6 лет)

Оценка 4.7
doc
14.11.2022
Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]  «Поможем Лунтику» (старшая группа 5-6 лет)
Конспект открытого занятия Поможем Лунтику.doc

 

 

 

 

 

 

Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]

«Поможем Лунтику»

(старшая группа 5-6 лет)

 

 

 

 

 

 

 

подготовила учитель-логопед Турушева Инна Владимировна

 

 

 

 

 

Цели:

1.Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических характеристиках. Совершенствовать грамматический строй речи: умение образовывать качественные прилагательные, антонимы, уметь согласовывать существительные с местоимениями Мой, Моя, Моё, Мои, обогащать активный словарь: уметь подбирать пословицы к  заданной ситуации, научить определять ударный слог в слове на слух.

 

2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать фонематический слух, слуховое внимание,закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях,  развивать внимание и память формирова­ние интонационных возможностей.

 3. Воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы, контроль за собственной речью.

Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, простых предложениях.

 

Содержание деятельности детей

1.     Организационный момент (групповое помещение).

Логопед: Здравствуйте ребята! Пока я шла к вам в группу по дороге услышала чей-то жалобный голосок и нашла какой-то конверт. Может быть кому-то нужна помощь? Предлагаю всё разузнать и помочь тому, кто в беде. Давайте  откроем конверт и посмотрим что там. Логопед открывает письмо – там разрезная картинка.  Ребята, давайте соберём картинку (дети вместе составляют картинку) – да, это же Лунтик, наверное, это ему нужна помощь друзей! Ребята, вы согласны помочь Лунтику? Не боитесь трудностей? Тогда в путь! Чтобы скорее добраться до него, мы поскачем на лошадках. Наши ручки – это ноги лошадок. Ими мы будем «скакать». Поехали! (дети выполняя ритмическую игру «Ипподром» перемещаются из групповой комнаты в музыкальный зал)  

Ритмическая игра «Ипподром»

Кони выходят на старт! (дети имитируют топот копыт шлепками по коленкам)

На старт! Внимание! Марш! (постепенно ускоряется бег более частыми шлепками)

Барьер! (один хлопок в ладоши)

Двойной барьер! (два хлопка)

Бежим по мостовой! (попеременно ударяют ладонями по ключицам)

Бежим по траве (трут ладонью о ладонь)

По болоту (подносят указательные пальцы к уголкам рта, попеременно двигая их вверх-вниз, всасывают ртом воздух)

Скоро приближаемся! (темп шлепков убыстряется,  логопед с детьми «садятся» на воображаемых лашадок и бегут в музыкальный зал)

Приехали! (все кричат «ура» и вытирают пот со лба)

 

Основная часть. Сообщение темы занятия (музыкальный зал)

Логопед: Ребята, давайте узнаем, что произошло с Лунтиком! (Поднимает с пола еще письмо и читает его детям): Злой волшебник разозлился на Лунтика и за то, что он попал к нам на Землю, нашёл здесь много друзей и завладел звуком Л, самым любимым звуком на Луне, где жил наш герой, все слова остались без звука Л. И в письме Лунтик просит нас о помощи. Поможем ему? (ДА!). Для того, что бы вернуть звук Л нужно долететь до Луны и выполнить задания злого волшебника! И так, вперёд!

1 задание  Артикуляционная гимнастика

Логопед: Чтобы нам долететь до луны, нужно хорошенько подкрепиться:

Выполняют упражнение: блинчик, вкусное варенье, чистят верхние зубки.

Ребята, молодцы, теперь мы подкрепились и готовы лететь. Но перед полётом вспомним что делают губки, зубки язычок?

-        улыбнулись

-        ротики открыли, зубки разомкнули

-        язычок подняли, кончик язычка острый, упирается в верхние зубки

-        и погудим как самолетики: Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л

-         вот мы и прилетели!

2 задание Характеристика звука

Дети дают характеристику звука Л (согласный, звонкий твёрдый)

   3 задание Распевка и массаж биологически-активных зон «Наступили холода»

Логопед: На Луне холодно, а злой волшебник хочет ещё и заморозить наше горлышко, чтобы мы не могли произносить звук Л, давайте споём распевку:

Ла-ла-ла, наступили холода. (Потереть ладошки друг об друга)

ла-ла-ла, превратилась в лед вода (мягко провести большими пальцами по шее сверху вниз)

лу-лу-лу, поскользнусь на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа)

лу-лу-лу, я на лыжах иду (растереть ладонями уши)

лы-лы-лы, на снегу есть следы (ладони у лба «козырьком» энергично растереть лоб)

ли-ли-ли, ну, злой Волшебник , погоди! (погрозить пальцем)

Логопед: разогрели свои горлышки и язычки? Молодцы!

  4 задание «Хлопни в ладоши»:

Логопед: я буду произносить слова, когда вы услышите слова со звуком [Л] - хлопните в ладоши (волшебник, помощь, планета, доброта, спасибо, пожалуйста, улыбка).

5 задание:

Логопед достаёт из конверта предметные картинки, в названии которых есть звук [Л]:

Злой волшебник – жадина, а мы его подразним, и тоже побудем жадинами: обо всем будем говорить – ЭТО МОЕ /ЭТО МОЙ /ЭТО МОЯ

                 

 

6 задание:

Нужно определить место звука [Л] в слове и разложить по корзинкам (предлагаются корзинки для звукового анализа – дети определяют место звука в слове (в начале слова, в середине или в конце) и кладут картинку в соответствующую корзинку).

 

7 задание (физминутка):

Ну а теперь немного отдохнем…:

Буквой Л, расставим ноги
Словно в пляске-руки в боки
Наклонились влево, вправо
Влево-вправо, влево-вправо.
Получается на славу!

А теперь вперед-назад –

Будь зарядке очень рад!

Логопед: Молодцы! А еще лунтик любит играть в мячик, давайте поиграем!

8 задание «Подбери антонимы»:

Логопед:  послушайте предложения, добавьте в каждое предложение слово со звуком [Л], которое подходит по смыслу:

     Заяц трусливый, а лев - ….. (Смелый)

Собака сытая, а волк - ….. (Голодный)

Воздушный шар легкий, а гиря - ….. (Тяжелая)

Великан сильный, а Дюймовочка - …. (Слабая)

9 задание «Слова-признаки»:

У Лунтика платок из шёлка - У Лунтика... шёлковый платок.

У Лунтика машинка из пластмассы - ...

У Лунтика салат из лука -...

У Лунтика сумка из соломы - ...

    10 задание  «Разбитое зеркало»

Логопед: сейчас  Злой Волшебник хочет загадать вам загадку, и, отгадав, её вы узнаете, какое последнее испатание  ждет нас дальше.

Мудрец в нём видел мудреца.

Глупец - глупца

Баран - барана

Овцу в нём видела – овца

И обезьяну – обезьяна…

О чём это я? Где или в чём, каждый видит самого себя?

Дети: в зеркале!

Логопед: Правильно, молодцы. Следующее задание «Разбитое зеркало»

Логопед: выкладывает картонное «Разбитое зеркало».

 - Кто помнит правила игры?

Дети: нужно постараться  разглядеть в узкие «трещины зеркала», кто за ним прячется. Это виновник случившегося, чувствует свою вину.  А затем вспомнить стихотворение – ответ и чётко проговорить его.

Логопед:

Кто-то в зеркало смотрелся

Кто-то прыгал и вертелся,

Кто-то зеркало разбил…

Кто же это был?

4 карточки с героями, в названии которых есть звук «Л», 1 карточка без звука «Л».

Дети отвечают:

… в зеркало смотрелся,

… прыгал и вертелся,

… зеркало разбил…

Вот кто это был!

В конце игры определяем в названии какой, карточки звука «Л» нет и отхлопываем слоги (хлопки по коленям)  определяя ударный (хлопок в ладоши) (Зо-луш-ка, Ру-са-лоч-ка, Карл-сон).

 

   11. «Заклинание»

Логопед: Ребята, Вы так хорошо справились с сегодняшними заданиями, я думаю, что мы сами сможем произнести волшебное заклинание:

Эни-лэни-луни-лого – поколдуем мы немного

Эни-лени-луни-фас –верни  Волшебник звук Л нам сейчас!

 

12.Закрепление образа буквы «Л». Развитие мелкой моторики рук.

И сказал Злой волшебник:

Вы доказали мне друзья

Что звук скрывать никак нельзя!

Его вам возвращаю я!

Но! Чтоб на письме звук не терять,

Чтоб громко в тексте прочитать,

Нам будет буква помогать!

Логопед раздаёт детям мягкие палочки на проволоке, они сгибают из нее букву Л.

13  .Рефлексия.

Какой звук мы спасали? (Сегодня мы спасали звук [Л])

Вспомним, какой это звук? (Звук [Л] – согласный, звонкий, твердый)

Как мы спасали наш звук? (Выполняли задания Злого Волшебника – летали на самолете, были жадинами и т.д.)

Все ребята молодцы – очень хорошо работали на занятии!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Самоанализ  занятия

На занятии «Поможем Лунтику» были поставлены следующие задачи:

 

1.Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических характеристиках. Совершенствовать грамматический строй речи: умение образовывать качественные прилагательные, антонимы, уметь согласовывать существительные с местоимениями Мой, Моя, Моё, Мои, обогащать активный словарь: уметь подбирать пословицы к  заданной ситуации, научить определять ударный слог в слове на слух.

 

2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать фонематический слух, слуховое внимание,закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях,  развивать внимание и память формирова­ние интонационных возможностей.

 3. Воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы, контроль за собственной речью.

Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, простых предложениях.

Цель и задачи поставлены, соответствуют содержанию занятия.  Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах.  Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Применила компьютерные технологии, здоровьесберегающие (физминутка, самомассаж активно биологических зон):

 

1 этап: организационный - введение в игровую ситуацию. Полюбившейся герой помог мне включить детей в  работу. На данном этапе создала проблемную ситуацию для того, чтобы дети поставили свою цель: “Нужно ли помогать тем, кто нуждается в помощи ?” Таким образом, дети не осознанно, добиваясь своей детской цели, достигают поставленные мною коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную цели. 

2 этап: Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей. 
На протяжении данного этапа организовала повторение знаний, умений и навыков детей, проводила самостоятельную работу в форме индивидуальной деятельности.

Прежде чем долететь до Луны, нужно было подкрепиться Мы сделали АГ под музыку, ритмично выполняя упражнения. Дали характеристику звуку “Л”. 
Закрепили правильное произношение звука в слогах на распевке «Наступили холода». Затем определяли наличие звука в слове (Игра «Хлопни в ладоши).

В игре «Жадина» учились согласовывать существительные с местоимениями Мой, Моя, Моё, Мои.  В игре с мячом подбирали слова антонимы, качественные прилагательные.  На занятии был дан новый материал: в игре «Разбитое зеркало» нужно было научить детей определять ударный слог на слух.
Я построила данное занятие по основному принципу коррекционного обучения: от простого - к сложному. Материал для занятия подбирала с учетом логической последовательности и его усложнением. 
3 этап: рефлексия – итог занятия. 

С моей помощью, дети сами соотнесли свою цель и результат деятельности. 

Полюбившейся детям герой помог мне на протяжении всего занятия поддерживать детский интерес и желание к совместной деятельности. 

Применила на занятиикомпьютерные технологии, здоровьесберегающие (физминутка, самомассаж активно биологических зон)
Считаю, что структура занятия соответствует его целям, мои коррекционно - педагогические цели и цель детей достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л] «Поможем

Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л] «Поможем

Цели: 1.Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических характеристиках

Цели: 1.Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических характеристиках

Двойной барьер! (два хлопка)

Двойной барьер! (два хлопка)

Волшебник , погоди! ( погрозить пальцем)

Волшебник , погоди! ( погрозить пальцем)

Ну а теперь немного отдохнем…:

Ну а теперь немного отдохнем…:

Дети: нужно постараться разглядеть в узкие «трещины зеркала», кто за ним прячется

Дети: нужно постараться разглядеть в узкие «трещины зеркала», кто за ним прячется

Как мы спасали наш звук? ( Выполняли задания

Как мы спасали наш звук? ( Выполняли задания

Самоанализ занятия На занятии «Поможем

Самоанализ занятия На занятии «Поможем

На занятии был дан новый материал: в игре «Разбитое зеркало» нужно было научить детей определять ударный слог на слух

На занятии был дан новый материал: в игре «Разбитое зеркало» нужно было научить детей определять ударный слог на слух
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022