План психолого-педагогического сопровождения слабослышащих обучающихся по АООП
Выполнила
Антонова Анна Сергеевна
Педагог-психолог
2022 г.
План коррекционных мероприятий
2.1 |
2.2 |
2.3 |
Слабослышащие и позднооглохшие дети,достигшие к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме и имеющие положительный опыт общения со слышащими сверстниками.Они должныпонимать обращённую к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих. |
1 отделение - учащиеся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение - учащиеся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха. |
Слабослышащие и позднооглохшие с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Полноценное слухоречевое развитие, Преодоление коммуникативных барьеров Поддержка в овладении АООП |
Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия); Музыкально-ритмические занятия (Фронтальные); Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи (Фронатльные) |
"Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия), "Музыкально ритмические занятия" (фронтальные занятия), "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия), "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия). |
Вариант А
Основными образовательными направлениямивспециальной поддержке освоения АООП НОО (вариант 2.1) являются: Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;Коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;Развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;Обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы психолога:
- диагностика проблем интеллектуального и психо-эмоционального развития детей;
- коррекция интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление в форме игры,
двигательных упражнений на активизацию мыслительной сферы);
- коррекция эмоционально-волевой сферы (поведение, общение, саморегуляция в форме тренингов, сюжетно-ролевых игр);
- популяризация психологических знаний.
Диагностическая работа, включающая проведение комплексного обследования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, мониторинг динамики их развития, сопровождение и корректировку коррекционных мероприятий.
Диагностическая работа включает:
психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся;
мониторинг динамики развития слабослышащих и позднооглохших;
контроль успешности освоения основной образовательной программы начального общего образования;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;
комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы и ее изменение в соответствии с потребностями учащихся.
Психолог:
1. Собирает сведения о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучает истории развития ребѐнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребѐнок (социально 25 неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).
3. Изучает работы ребѐнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственно обследует ребѐнка. Беседует с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Выявляет и раскрывает причины и характер тех или иных особенностей психического развития детей.
6. Анализирует материалы обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
7. Вырабатывает рекомендации по обучению и воспитанию. Составляет индивидуальные образовательные маршруты медико-психолого-педагогического сопровождения.
Вариант В и С
Организационные формы коррекционно-развивающей работы
I. Коррекционные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и
обучению произношению.
II. Фронтальный урок по развитию слухового восприятия.
III. Общеобразовательные (предметные) уроки.
IV. Музыкально-ритмические занятия.
Коррекционно-развивающая работа включает:
· удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха;
· коррекционную помощь в овладении базовым содержанием обучения;
· организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с целью развития речевого слуха и обучение произношению;
· развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими 140 людьми;
· системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий;
· коррекцию и развитие высших психических функций;
· развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
1) выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2) коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии;
3) оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.
Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через:
1) коррекционные курсы, что позволяет обучающимся с нарушением слуха освоить специальные умения и навыки повышения слуховых и коммуникативных возможностей, развить компенсаторные механизмы;
2) обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности;
3) организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий;
4) взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихся с нарушением слуха.
Программа коррекционной работы должна содержать:
цель, задачи, программы коррекционных предметов (курсов), систему комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха, планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей области, механизмы реализации программы
Диагностическая работа
Диагностическая работа, включающая проведение комплексного обследования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, мониторинг динамики их развития, сопровождение и корректировку коррекционных мероприятий.
Диагностическая работа включает:
· психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся;
· мониторинг динамики развития слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся;
· контроль успешности освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
· изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;
· анализ успешности коррекционно-развивающей работы и ее изменение в соответствии с потребностями учащихся.
Диагностическая работа представляет собой собственно процедуру обследования учащегося, которая позволяет учителю-дефектологу выявить на момент обследования степень сформированности или несформированности языковых способностей и слуховых навыков учащегося.
Консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы со слабослышащими и позднооглохшими, единых для всех участников образовательного процесса;
· консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приѐмов работы со слабослышащими и позднооглохшими учащимися;
· консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка.
Информационно-просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа включает:
· различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим нарушения слуха), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных школьников;
· проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей слабослышащих и позднооглохших;
· проведение индивидуальных консультаций специалистами с целью повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Результаты коррекционно-развивающей работы
Развитие слухового восприятия и обучение произношению:
1) восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, или слухового аппарата и кохлеарного импланта, или двух имплантов неречевых и речевых звучаний, текстов, диалогической и монологической речи, речевого материала обиходноразговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением учебных
2) слухо-зрительное восприятие информации, говорить внятно, не нарушая звуковой состав слова и основные элементы ритмико-интонационной структуры речи;
3) пользование голосом, речевым дыханием, воспроизведение звуков речи и их сочетаний, распределение дыхательных пауз с выделением синтагмы при чтении, пересказе; изменение силы голоса, необходимого для выделения логического ударения.
4) правильное произношение в словах звуков речи и их сочетаний, дифференцированное произношение звуков в слогах и словах, дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
Музыкально-ритмические занятия
1) эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально – пластических и танцевальных композиций, овладение музыкально – пластической импровизацией;
2) эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче достаточно внятной речью (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков;
3) эмоциональное, выразительное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем;
4) достаточно свободное слухозрительно восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естетсвенно, реализуя произносительные возможности;
5) готовность применять приобретенный опыт в музыкально – творческой и речевой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга, в том числе совместно со слышащими сверстниками.
Система оценки достижений результатов коррекционной работы
На каждого обучающегося ведется мониторинг на протяжении всего периода обучения в школе («Слухоречевая карта учащегося»). В «Слухоречевой карте учащегося» представлены обобщенные выводы о состоянии слуха, речевом развитии ребенка с нарушением слуха, раскрываются механизмы патологических проявлений произносительной и лексико-грамматической сторон речи, приводятся примеры ответов учащегося в качестве иллюстраций к выводам, сделанным по результатам обследований учителем-дефектологом. Кроме того, материалы «Слухоречевой карты» используются при составлении характеристик в учебные и медицинские учреждения города.
Родителям слабослышащего ребенка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.