Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной деятельности леворуких детей.
Выполнила
Антонова Анна Сергеевна
Педагог-психолог
2022 г.
Пояснительная записка
Ребенок : 7 лет (младший школьный возраст)
Цель: изучение и коррекция познавательных процессов леворуких детей.
Задачи:
· Изучить познавательную сферу
· Изучить эмоционально-волевую сферу
· Изучить мотивационную сферу
· Изучить личностную сферу
· Изучить самооценку
· Готовность к школе
· Организовать занятия по коррекции (исправление или послабление) негативных тенденций в развития позновательной деятельности.
Форма проведения занятий
Индивидуальные и подгрупповые занятия по 2 человека.
Наиболее удачной является частота занятий 2 раза в неделю.
Минимальное количество занятий – 8 - 10
Оптимальное количество занятий - 16 - 20
Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности заданий.
Методы научного исследования:
— теоретические (изучение и анализ литературы; классификация, сравнение, обобщение, систематизация);
— эмпирические (анкетирование, интервьюирование; изучение личных делдетей, характеристик, беседы с родителями, тестирование с охватом и оценкой эмоциональных особенностей, характера, самооценки, ценностных ориентации и психологических защит у подростков, их межличностных отношений; обобщение педагогического опыта; количественный и качественный анализ результатов исследования; наблюдение).
Подготовительный этап.
· составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником;
· составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
· составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующими с ребенком;
· составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми в жизни ребенка взрослыми.
· Выяснение причин леворукости (вид)
· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.
Диагностический этап.
Познавательная сфера
1. Таблицы Шульте
Цель: исследование темповых характеристик деятельность и особенностей (параметров) внимания.
2.Фигуры Поппельрейтера
Цель: исследования особенностей зрительного восприятия
3. Сюжетная картина «Снежок» ( по Семаго)
Цель: исследование возможности осмысления изображения, оценку уровня сформированности речемыслительной деятельности, особенностей зрительного восприятия, понимание подтекста сюжета, выстраивание логических связей.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ
Цель: определение преобладающего типа памяти
5. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Цель: выявление уровня осведомленности, выявления существенных признаков, сформированности обобщающих понятий
6. МЕТОДИКА Т. Н. ФОТЕКОВОЙ
Цель: диагностика устной речи младшего школьника
7. НАЗОВИ КАРТИНУ
Цель: диагностика воображения младшего школьника
Эмоционально-волевая сфера
1. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ»
Цель: определить уровень сформированности саморегуляции младшего школьника
2. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Е. АМЕН
Цель: определить наличие школьной тревожности у младшего школьника
3. «ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ» М. ЛЮШЕРА
Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Мотивационная сфера
1. «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
Цель: диагностика мотивации учения.
2. Н.В. ЕЛФИМОВОЙ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ»
Цель: Типология мотивов учения
3. Различные анкеты.
· Изучение отношения учащихся к учебным предметам
· Определение доминирующих мотивов учения
· Определение мотивации к предметам
Личностная сфера
1. Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
2. Как реагирует на замечания учителя:
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Схема наблюдения за темпераментом школьника.
Вариант |
Пункты плана наблюдений |
||||||
реакции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
2. Тест «Несуществующее животное»
Цель тестирования:
· регистрация состояния психики
· изучение уровня тревожности ребенка
· изучение уровня самооценки
· изучение внутреннего мира ребенка
3. Методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука
Цель методики: Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Самооценка
1. Методика "Лесенка" (составитель В.Г.Щур)
Цель: выявление уровня развития самооценки.
2. Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Цель исследования: выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию.
3. Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.
Готовность к школе
1. Уровень бытовых знаний и ориентации детей в окружающем мире можно проверить, задавая следующие вопросы:
2. Определение психологической готовности к обучению в школе
Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".
Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства (к семи годам)
Познавательное развитие - обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи; - использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования Развитие и коррекция познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Рабочая программа учителя-дефектолога ©ГБПОУ КМБ №4 Страница 16 деятельности; - выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек; - самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа; - воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и паззлов; - устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; - демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов; - моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаковосимволических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; - владеет элементарными математическими представлениями: пересчитывает предметы или элементы на картинках, отсчитывает заданное количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, может найти и определить их в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов, выстраивает числовой ряд, определяет соседей числа и место числа в ряду по его соседям; сравнивает множества по количеству (больше, меньше, столько же); решает примеры на сложение и вычитание и простые арифметические задачи устно, используя при необходимости символический счётный материал (счётные палочки, блоки «Нумикона»); - определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, справа, слева, надо мной, подо мной), называет геометрические фигуры и некоторые геометрические тела. - определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь); - использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не; - владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора); создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (8 – 10 деталей).
Тематическое планирование занятий по индивидуальной коррекционной работе с учащимися 1 класса.
Структура занятий предполагает использование в занятиях психотехнических и психогимнастических упражнений, направленных на развитие сенсомоторных координаций в сочетании с работой в тетрадях по заданиям направленным на развитие целостности восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, ориентации на листе, мелкой моторики, пространственных (квазипространственных) представлений, речи.
№ п / п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Вводное ознакомительное занятие «Давайте знакомиться!» |
Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания. Рисование настроения. |
1 |
2 |
«Пойми меня!» |
Психогимнастика. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации Динамическая пауза Графический диктант. Рисование. |
1 |
3 |
«Думай, анализируя!»
|
Психогимнастика. Упражнения на развитие мыслительных операций. Динамическая пауза Графический диктант. |
1 |
4 |
«Запоминай, играя!»
|
Психогимнастика. Упражнения на развитие памяти. Динамическая пауза Графический диктант. Штриховка. |
1 |
5 |
«Эти забавные животные!» |
Психогимнастика. Развитие зрительно – моторной координации. Динамическая пауза Графический диктант. |
1 |
6 |
«Учись, рассуждая!» |
Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей Динамическая пауза Графический диктант. |
1 |
7 |
«В гостях у сказки!»
|
Психогимнастика. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления Динамическая пауза Графический диктант. |
1 |
8 |
«Мой компас!» |
Психогимнастика. Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Динамическая пауза Графический диктант |
1 |
9 |
«Самый внимательный!» |
Психогимнастика. Тренировка внимания Развитие способности рассуждать Динамическая пауза Графический диктант. |
1 |
10 |
«Управляй собой, играя!» |
Психогимнастика. Развитие рефлексии, саморегуляции. Графический диктант. |
1 |
11 |
«Волшебный поясок!»
|
Психогимнатика Тренировка зрительной памяти. Развитие мыслительных операций. Динамическая пауза Графический диктант. |
1 |
12 |
«Веселая логика!» |
Психогимнастика. Тренировка зрительной памяти. Развитие мыслительных операций. Динамическая пауза Штриховка. |
1 |
13 |
«Сочиняем сказку!» |
Психогимнастика. Развитие логического мышления, обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Динамическая пауза Графический диктант. |
1 |
14 |
«Деревья – характеры!» |
Психогимнастика. Развитие воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Динамическая пауза Рисование. |
1 |
15 |
«По неизведанным дорожкам…!» |
Психогимнастика. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации Динамическая пауза Рисование. |
1 |
16 |
«Волшебная линия!» |
Психогимнастика. Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации Динамическая пауза Штриховка. |
1 |
17
|
«Найди лишнее…!»
|
Психогимнастика. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Динамическая пауза Копирование |
1 |
18 |
«От слова к рассказу!» |
Психогимнастика. Тренировка зрительной памяти. Развитие мыслительных операций. Динамическая пауза Графический диктант. |
1 |
19 |
«Запоминаем, рисуя!» |
Психогимнастика. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации Динамическая пауза Копирование. |
1 |
20 |
«Ожившая картинка!»
|
Психогимнастика. Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Графический диктант. Подведение итогов. |
1 |
Для оценки эффективности программы с точки зрения специалистов используются: ¾ обследование уровня сформированности навыков ребёнка (планируемые результаты); ¾ динамическое наблюдение за ребенком на занятиях в группе (познавательные, коммуникативные планируемые результаты). Внешним критерием оценки реализации программы является оценка ее эффективности с точки зрения родителя.
Результативность программы осуществляется при:
1. Сопоставлении результатов первичного и окончательного обследования уровня сформированности навыков ребёнка индивидуально и в группе (качественноколичественный анализ).
2. Сопоставлении результатов наблюдений специалистов за ребенком.
3. Сопоставлении результатов наблюдений родителей на начало и конец цикла
Карта наблюдения за поведением ребенка в школе и на уроке
Эта карта заполняется учителем.
Дата ________________________________________
Фамилия, имя ребенка ______________________________________
№ школы и класс __________________________________________
Возраст ребенка ___________________________________________
Поведение учащегося
0
1
2
3
1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает
2. У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя
3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем
4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задает много вопросов, делает простые ошибки в заданиях
5. В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов
6. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку)
7. Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)
Суммарный балл
Критерии оценки: 0 — симптомы отсутствуют; 1 — слабо выражены, отмечаются изредка; 2— умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 — ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Интерпретация результатов
Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что состояние ребенка не вызывает тревоги. При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 14 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, возможно, используя вариант щадящего режима; снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.
При неоднократном заполнении карт в течение учебного года их данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса, например по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 14 до 21, более 21 балла.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.