Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной деятельности леворуких детей
Оценка 4.6

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной деятельности леворуких детей

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
doc
Междисциплинарный 3
14.11.2022
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной деятельности леворуких детей
программа.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной деятельности леворуких детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Антонова Анна Сергеевна

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

 

Пояснительная записка

Ребенок : 7 лет (младший школьный возраст)

Цель: изучение и коррекция познавательных процессов леворуких детей.

Задачи:

·         Изучить познавательную сферу

·         Изучить эмоционально-волевую сферу

·         Изучить мотивационную сферу

·         Изучить личностную сферу

·         Изучить самооценку

·         Готовность к  школе

·         Организовать занятия по коррекции (исправление или послабление) негативных тенденций в развития позновательной деятельности.

Форма проведения занятий

Индивидуальные и подгрупповые занятия  по 2  человека.

Наиболее  удачной  является частота занятий  2 раза в неделю.

 Минимальное количество занятий – 8 - 10

Оптимальное  количество занятий -  16 - 20

Психолого-педагогическое  воздействие конструируется  путем создания дозированных по содержанию, объему,  сложности заданий.

Методы научного исследования:

— теоретические (изучение и анализ литературы; классификация, сравнение, обобщение, систематизация);

— эмпирические (анкетирование,  интервьюирование; изучение личных делдетей, характеристик, беседы с родителями, тестирование с охватом и оценкой эмоциональных особенностей, характера, самооценки, ценностных ориентации и психологических защит у подростков, их межличностных отношений; обобщение педагогического опыта; количественный и качественный анализ результатов исследования; наблюдение).

Подготовительный этап.

·         составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником;

·         составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

·         составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующими с ребенком;

·         составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми в жизни ребенка взрослыми.

·         Выяснение причин леворукости (вид)

·         знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

Диагностический этап.

Познавательная сфера

1. Таблицы Шульте

Цель: исследование темповых характеристик деятельность и особенностей (параметров) внимания.

2.Фигуры Поппельрейтера

Цель: исследования особенностей зрительного восприятия

3. Сюжетная картина «Снежок» ( по Семаго)

Цель: исследование возможности осмысления изображения, оценку уровня сформированности речемыслительной деятельности, особенностей зрительного восприятия, понимание подтекста сюжета, выстраивание логических связей.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ

Цель: определение преобладающего типа памяти

5. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цель: выявление уровня осведомленности, выявления существенных признаков, сформированности обобщающих понятий

6. МЕТОДИКА Т. Н. ФОТЕКОВОЙ

Цель: диагностика устной речи младшего школьника

7. НАЗОВИ КАРТИНУ

Цель: диагностика воображения младшего школьника

Эмоционально-волевая сфера

1. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ»

Цель: определить уровень сформированности саморегуляции младшего школьника

2. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ  Е. АМЕН

Цель: определить наличие школьной тревожности у младшего школьника

3. «ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ» М. ЛЮШЕРА

Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.

Мотивационная сфера

1. «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика мотивации учения.

2. Н.В. ЕЛФИМОВОЙ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ»

Цель: Типология мотивов учения

3. Различные анкеты.

·         Изучение отношения учащихся к учебным предметам

·         Определение доминирующих мотивов учения

·         Определение мотивации к предметам

Личностная сфера

1. Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; 
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

2. Тест «Несуществующее животное»

Цель тестирования:

·         регистрация состояния психики

·         изучение уровня тревожности ребенка

·         изучение уровня самооценки

·         изучение внутреннего мира ребенка

3. Методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука

Цель методики: Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Самооценка

1. Методика "Лесенка" (составитель В.Г.Щур)

Цель: выявление уровня развития самооценки.

2. Методика «Три оценки» А.И. Липкиной

Цель исследования: выявить складывающуюся  у ученика оценочную позицию.

3. Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.

Готовность к школе

1. Уровень бытовых знаний и ориентации детей в окружающем мире можно проверить, задавая следующие вопросы:

  • Как тебя зовут? (Если вместо имени ребенок назовет фамилию, не считать это ошибкой)
  • Как зовут твоих родителей? (Ребенок может назвать уменьшительные имена)
  • Сколько тебе лет?
  • Как называется город, в котором ты живешь?
  • Как называется улица, на которой ты живешь?
  • Назови номер своего дома и номер квартиры
  • Каких ты знаешь животных? Назови диких и домашних животных (Ребенок должен назвать не менее двух домашних и не менее двух диких животных)
  • В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года они опадают?
  • Как называется то время суток, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься спать?
  • Какими ты пользуешься столовыми приборами? Какими предметами одежды пользуешься? (Ребенок должен перечислить не менее трех столовых приборов и не менее трех предметов одежды).

2. Определение психологической готовности к обучению в школе

Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".

 

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

  • Ты хочешь идти в школу?
  • Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  • Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?
  • Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  • Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?
  • Какие у тебя любимые книжки?
  • Почему ты хочешь идти в школу?
  • Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
  • Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
  • Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
  • Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
  • В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?

 

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства (к семи годам)

 

 

Познавательное развитие - обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи; - использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования Развитие и коррекция познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Рабочая программа учителя-дефектолога ©ГБПОУ КМБ №4 Страница 16 деятельности; - выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек; - самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа; - воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и паззлов; - устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; - демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов; - моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаковосимволических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; - владеет элементарными математическими представлениями: пересчитывает предметы или элементы на картинках, отсчитывает заданное количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, может найти и определить их в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов, выстраивает числовой ряд, определяет соседей числа и место числа в ряду по его соседям; сравнивает множества по количеству (больше, меньше, столько же); решает примеры на сложение и вычитание и простые арифметические задачи устно, используя при необходимости символический счётный материал (счётные палочки, блоки «Нумикона»); - определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, справа, слева, надо мной, подо мной), называет геометрические фигуры и некоторые геометрические тела. - определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь); - использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не; - владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора); создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (8 – 10 деталей).

 

 

 

Тематическое планирование занятий по индивидуальной коррекционной работе с  учащимися  1 класса.

 Структура занятий предполагает использование в занятиях психотехнических и психогимнастических упражнений, направленных на развитие сенсомоторных координаций в сочетании с работой в тетрадях по заданиям направленным на развитие целостности восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, ориентации на листе, мелкой моторики, пространственных (квазипространственных)  представлений, речи.

п / п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное ознакомительное занятие

«Давайте знакомиться!»

 Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания.

 Рисование настроения.

1

2

«Пойми меня!»

Психогимнастика.

 Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Динамическая пауза

Графический диктант. 

Рисование.

1

3

«Думай, анализируя!»

 

Психогимнастика.

Упражнения на развитие мыслительных операций.

Динамическая пауза

Графический диктант.

1

4

«Запоминай, играя!»

 

Психогимнастика.

Упражнения на развитие памяти.

 Динамическая пауза

Графический диктант. Штриховка. 

1

5

«Эти забавные животные!»

Психогимнастика.

Развитие зрительно – моторной координации.

Динамическая пауза

 Графический диктант.

1

6

«Учись, рассуждая!»

Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Поиск закономерностей

 Динамическая пауза

 Графический диктант.

1

7

«В гостях у сказки!»

 

Психогимнастика.

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления

Динамическая пауза

 Графический диктант.

1

8

«Мой компас!»

Психогимнастика.

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Динамическая пауза

 Графический диктант

1

9

«Самый внимательный!»

Психогимнастика.

Тренировка внимания

Развитие способности рассуждать

 Динамическая пауза

 Графический диктант.

1

10

«Управляй собой, играя!»

Психогимнастика.

Развитие рефлексии, саморегуляции.

 Графический диктант.

1

11

«Волшебный поясок!»

 

Психогимнатика

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мыслительных операций.

Динамическая пауза

 Графический диктант.

1

12

«Веселая логика!»

Психогимнастика.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мыслительных операций.

Динамическая пауза

Штриховка.

1

13

«Сочиняем сказку!»

Психогимнастика.

Развитие логического мышления, обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Динамическая пауза

 Графический диктант. 

1

14

«Деревья – характеры!»

Психогимнастика.

Развитие воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

Динамическая пауза

Рисование.

1

15

«По неизведанным дорожкам…!»

Психогимнастика.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

 Динамическая пауза

Рисование.

1

16

«Волшебная линия!»

Психогимнастика.

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Динамическая пауза

Штриховка.

1

17

 

«Найди лишнее…!»

 

Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Динамическая пауза

Копирование

1

18

«От слова к рассказу!»

Психогимнастика.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мыслительных операций.

Динамическая пауза

Графический диктант.

1

19

«Запоминаем, рисуя!»

Психогимнастика.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

 Динамическая пауза

Копирование.

1

20

«Ожившая картинка!»

 

Психогимнастика.

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Графический диктант.

Подведение итогов.

1

Для оценки эффективности программы с точки зрения специалистов используются: ¾ обследование уровня сформированности навыков ребёнка (планируемые результаты); ¾ динамическое наблюдение за ребенком на занятиях в группе (познавательные, коммуникативные планируемые результаты). Внешним критерием оценки реализации программы является оценка ее эффективности с точки зрения родителя.

Результативность программы осуществляется при:

1. Сопоставлении результатов первичного и окончательного обследования уровня сформированности навыков ребёнка индивидуально и в группе (качественноколичественный анализ).

 2. Сопоставлении результатов наблюдений специалистов за ребенком.

3. Сопоставлении результатов наблюдений родителей на начало и конец цикла

 

 

 

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе и на уроке

 

Эта карта заполняется учителем.

 

Дата ________________________________________

 

Фамилия, имя ребенка ______________________________________

 

№ школы и класс __________________________________________

 

Возраст ребенка ___________________________________________

 

Поведение учащегося

0

 

1

 

2

 

3

 

1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает за­мечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает

2. У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рас­сеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструк­цию учителя

3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может всту­пить в спор с учителем

4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задает много вопросов, делает простые ошибки в за­даниях

5. В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не мо­жет выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяс­нения. При выполнении задания задает много вопросов

6. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание не­сколько раз или держать его за руку)

7. Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетра­ди, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)

Суммарный балл

Критерии оценки: 0 — симптомы отсутствуют; 1 — слабо выражены, отмечаются изредка; 2— умерен­но выражены, наблюдаются периодически; 3 — ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.

Интерпретация результатов

 

Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что состояние ребенка не вызывает тревоги. При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 14 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, возможно, используя вариант щадящего режима; снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.

 

При неоднократном заполнении карт в течение учебного года их данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса, например по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 14 до 21, более 21 балла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной деятельности леворуких детей

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной деятельности леворуких детей

Ребенок : 7 лет (младший школьный возраст)

Ребенок : 7 лет (младший школьный возраст)

Определение доминирующих мотивов учения ·

Определение доминирующих мотивов учения ·

Тест «Несуществующее животное»

Тест «Несуществующее животное»

Нумикона»); - определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, справа, слева, надо мной, подо мной), называет геометрические фигуры и некоторые геометрические…

Нумикона»); - определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, справа, слева, надо мной, подо мной), называет геометрические фигуры и некоторые геометрические…

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

По неизведанным дорожкам…!»

По неизведанным дорожкам…!»

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе и на уроке

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе и на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022