Родительское собрание 8 класс.
Подростковый возраст. Психологические особенности.
1 слайд.
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней- переход, все течет.
(Л.С.Выготский)
2 слайд.
¡ Из психологического словаря:
¡ «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
3 слайд.
Кризис подросткового возраста
¡ Кризис 13- 15 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
¡ 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит выбор профессии. Часто он вытекает из предыдущего этапа.
4 слад.
Признаки или симптомы подросткового кризиса можно разделить на 3 группы:
· Психологические.
· Социальные.
· Биологические.
Основные черты подросткового кризиса проявляются поведенческих и когнитивных изменениях:
· Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
· Потеря интереса к старым увлечениям;
· Снижение продуктивности когнитивных функций, что ведет к снижению успеваемости;
· Ощущение бессмысленности своей жизни;
· Ощущение себя неудачником;
· Страх перед будущим;
· Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение.
Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
5 слайд.
Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста
· Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.
· Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, фобии. Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.
6 слайд.
Советы для родителей подростков
· Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много литературы на эту тему. Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
· Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
· Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
· Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
· Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов. Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
· Быть внимательным к поведению и настроению ребенка. Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
· Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.
7 слайд.
Для подростков характерна полярность психики:
¡ Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью;
¡ Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
¡ Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
¡ Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
¡ Неустойчивость интересов.
8 слайд.
Парадоксы подростковой психики
¡ Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать.
¡ Интересно все сразу и ничего.
¡ Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
¡ При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
9 слайд.
Каковы ощущения подростка?
- Чувство взрослости - Быстрая смена настроения - Половое созревание
- Внутренний Конфликт
Я – уникальная личность
Я – такой же как и все
10 слайд.
Смена настроения
¡ Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
¡ Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
¡ Веселье, радость может быстро смениться апатией
¡ Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
¡ Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
9 слайд.
Чувство взрослости
¡ Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым.
¡ Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков, тусовки, (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.
10 слайд.
Внутренний конфликт
1) Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!
2) Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе.
11 слайд.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.
¡ Меняется походка, манеры, внешний облик.
¡ Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.
¡ Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
13 слайд.
Главным для подростка со стороны семьи является:
Понимание Поддержка Доверие Любовь
14 слайд.
Рекомендации для родителей подростков:
¡ Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
¡ Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.
¡ Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
¡ Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
¡ Демонстрируйте взаимное уважение.
¡ Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
¡ Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.