Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях".
Оценка 4.8

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях".

Оценка 4.8
docx
12.11.2023
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях".
шж.docx

Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.

Задачи:

- Закрепить знания о согласных звуках [Ж] - [Ш], учить выделять звуки [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях, закреплять знания норм орфографии;

- Развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

- Воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Цель:дать психологический настрой на предстоящее занятие.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Вспомним правило красивой речи:

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо,

Звуки произносим внятно

Чтобы было всем понятно!

Артикуляционная гимнастика.

Логопед. А чтобы нам звуки внятно произносить нужно зарядку для язычка повторить. А помогу нам герои мультфильма.

Со Смешариками вместе

Не будем мы сидеть на месте

Посмеёмся, поиграем

Язычок поразминаем.

Заборчик

Блинчики

Часики

Чашечка

Вкусное варенье

Грибок.

II. Активизация опорных знаний.

Цель: подготовить обучающихся к изучению нового материала.

Логопед. А кто из героев мультфильма «Смешарики»  приходил к нам на прошлом занятии.

Дети. Заяц Крош и Сова Совунья.

Логопед. Какой первый звук в слове заяц.

Дети. «З»

Логопед. Какой первый звук в слове сова.

Дети. «С»

Логопед.  Над какой темой мы работали на прошлом уроке.

Дети. Над различением согласных звуков «З» и «С».

Логопед. Как произносятся звуки "С" и "З".

Дети. Характеристика звука "С": согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

Характеристика звука "З'": согласный, звонкий, бывает твердый и мягкий.

Логопед. Чем они похожи?

А чем различаются?

 

Логопед.

Крош приготовил вам загадки. Попробуйте их отгадать.

Красотка, звезда,

И совсем не свинюша!

Узнали кто это?

Конечно же... (Нюша)

 

Колючки, очки,

Пара ручек и ножек.

Узнали кто это?

Конечно же... (Ёжик)

Появляются Нюша и Ёжик.

Логопед. Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

III.  Целеполагание и мотивация к обучению.

Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук?

Дети. Звук [Ш].

Логопед. Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

Логопед. Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).

Логопед. Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.

Логопед. Давайте сформулируем тему нашего занятия

Дети. Различение звуков Ж и Ш.

Логопед. Посовещайтесь и подумайте, чему мы должны научиться на занятии.

Дети. Научится различать парные согласные ж и ш.

IV. Изучение нового материала.

Логопед. Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». - Артикуляция звука [Ш] :

- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язык наверху, образует “чашечку” ;
- теплая воздушная струя идет по центру языка;
- горлышко “молчит” .

Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

  •  - Артикуляция звука [Ж] :

- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язык наверху, образует “чашечку”;
- теплая воздушная струя идет по центру языка;
- горлышко “работает” .

Логопед. Давайте выясним, что это за звуки, чем похожи, чем отличаются.

Логопед. Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуке [ш].

Дети. Звук [ш] – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок не работает.

Логопед. Расскажите, все, что вы знаете о звуке [ж].

Дети. Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок работает.

Логопед. Чем похожи звуки [ш] и [ж]?

Дети. Оба звука согласные, твердые, похожие по артикуляции.

Логопед. Чем отличаются?

Дети. Звук [ж] – звонкий звук, звук [ш] – глухой.

Логопед.  Молодцы, ребята! Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой. Сегодня с нами будет солнышко, если мы справляемся с заданием, то прикрепляем лучик.

 V. Закрепление пройденного материала

1.  Дидактическая игра «Колокольчик и наушники».

Дети садятся за столы.

Логопед. Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники.  Давайте поиграем в такую игру:  я называю слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ж], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ш], то поднимите карточку с наушниками.

Включается  запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

2. Речевая разминка.

Логопед. Молодцы, справились с заданием , прикрепляем лучик, а теперь Нюша и Ёжик предлагают выполнить речевую разминку. Давайте  выполним речевую разминку.

Ша-ша-ша , ша-ша-ша –  наша Нюша хороша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо – Нюше с нами хорошо.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу,  шу-шу-шу – шишки Нюше я сушу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи-мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу-я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа-ёж уходит от ужа.

Молодцы, чётко проговаривали звуки ж и ш. А теперь поможем Нюше и Ёжику найти предметы в  бассейне и определить есть ли в названии этих слов звук  {ж} или{ш } и где находится в начале, в середине или в конце.

3. Угадай, что это?

     «Сухой бассейн» - опускают руки и достают из него игрушку. Говорят, что это и определяют место звука в слове.

 4. Соотнесение звуков с буквами.

Логопед: Найдите и покажите букву обозначающую звук “Ж”. На что похожа буква “Ж”?

Дети: На жука.

Логопед. Записали букву Ж. 

Эта буква широка

И похожа на жука.

 И при этом,точно жук .

Издаёт жужжащий звук.

Логопед:  Какой буквой  обозначается звук  “Ш”. На что она похожа?

Дети: На шпалы, на часть забора.

 Посмотри на букву Ш.

 Буква очень хороша.

 И шумит, и шелестит,

 Как зелёная листва. 
Записали букву  Ша  и Ж по образцу.

Поменялись листочками. обвели у своего соседа самую красивую букву Ж и Ша

Устали, Ёжик предлагает нам поиграть с весёлыми Ёжиками.

Физминутка.

«Ежик» в руки нужно взять

(берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать.

(катаем между ладошкек)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счёт  опять.

(перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками другой руки нажимаем на шпики).

Отдохнули,  а теперь поиграем в игру.

5. «Рассели по домикам».

Логопед. Отдохнули немножко.

А теперь поможем Нюше с Ёжиком расположить по домикам картинки.

Перед вами картинки. Вам нужно в домике, где живет глухой звук расположить картинки со звуком [ш], а  в домике, где живет звонкий звук расположить картинки со звуком [ж],  а также назвать местоположение звуков [ж] и [ш].

Справились с заданием прикрепляем по лучику к нашему солнышку.

6. Игра “Доскажи словечко”

Логопед. Я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:

Ме....., пу....., пры....., лу....., пиро....., утю....., творо....., лапу....., сапо....., сне....., пету....., коре....., сти....., кру....., фла..... .

 Физминутка.

Логопед: Поиграем как будто мы пошли в лес и подул ветер. Как шумят листочки на деревьях?

Дети: Ш-ш-ш.

Логопед: Но вот стало тихо, послышалось жжж. Кто так жужжит?

Дети: Жуки.

7. Записать слова и добавить слог жи или ши

Логопед. Но сначала нужно вспомнить правило написания  жи- ши

Дети. Жи-ши пишем И

 ЭТА… КАМЫ…

НО… У…

8.Вставьте пропущенные буквы. Поможем Нюше  и  Ёжику вставить пропущенные буквы в предложении.

Ребяти__ки  по__ли в лес за грибами.  Тя___ёлая туча закрыла солны___ко.  Хлынул до__дик. Ребяти___ки    побе___али к  __ала__у.  Там они пере__дали до__дик, а потом вернулись домой. 

VI. Итог занятия.

Логопед. Над какой темой мы работали сегодня?

Дети. Над различением согласных Ж и Ш.

Логопед. Давайте вспомним чем похожи эти звуки?

Дети. Согласные, всегда твердые, прозношением, артикуляцией.

Логопед.Чем отличаются?

Дети. Звук Ш – глухой, звук Ж – звонкий.

Логопед. Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли. Они дарят вам по такой наклейке.

Логопед. Ребята, покажите, насколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите ваши солнышки.

От них стало светлее и теплее  в классе. Спасибо ребята за работу. Если кому-то что-то было непонятно, не расстраивайтесь, на следующем занятии мы продолжим работу над темой. Дома выполнить артикуляционные упражнения для язычка, которые мы выполняли на занятии.


 

Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях

Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях

Логопед. Как произносятся звуки "С" и "З"

Логопед. Как произносятся звуки "С" и "З"

Логопед. Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать

Логопед. Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать

Логопед. Молодцы, справились с заданием , прикрепляем лучик, а теперь

Логопед. Молодцы, справились с заданием , прикрепляем лучик, а теперь

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шпики)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шпики)

Логопед. Ребята, покажите, насколько вы разобрались с темой занятия?

Логопед. Ребята, покажите, насколько вы разобрались с темой занятия?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023