Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.
Задачи:
- Закрепить знания о согласных звуках [Ж] - [Ш], учить выделять звуки [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях, закреплять знания норм орфографии;
- Развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;
- Воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Цель:дать психологический настрой на предстоящее занятие.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Вспомним правило красивой речи:
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо,
Звуки произносим внятно
Чтобы было всем понятно!
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. А чтобы нам звуки внятно произносить нужно зарядку для язычка повторить. А помогу нам герои мультфильма.
Со Смешариками вместе
Не будем мы сидеть на месте
Посмеёмся, поиграем
Язычок поразминаем.
Заборчик
Блинчики
Часики
Чашечка
Вкусное варенье
Грибок.
II. Активизация опорных знаний.
Цель: подготовить обучающихся к изучению нового материала.
Логопед. А кто из героев мультфильма «Смешарики» приходил к нам на прошлом занятии.
Дети. Заяц Крош и Сова Совунья.
Логопед. Какой первый звук в слове заяц.
Дети. «З»
Логопед. Какой первый звук в слове сова.
Дети. «С»
Логопед. Над какой темой мы работали на прошлом уроке.
Дети. Над различением согласных звуков «З» и «С».
Логопед. Как произносятся звуки "С" и "З". Дети. Характеристика звука "С": согласный, глухой, может быть твердым и мягким. Характеристика звука "З'": согласный, звонкий, бывает твердый и мягкий. Логопед. Чем они похожи? А чем различаются? |
Логопед.
Крош приготовил вам загадки. Попробуйте их отгадать.
Красотка, звезда,
И совсем не свинюша!
Узнали кто это?
Конечно же... (Нюша)
Колючки, очки,
Пара ручек и ножек.
Узнали кто это?
Конечно же... (Ёжик)
Появляются Нюша и Ёжик.
Логопед. Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!
III. Целеполагание и мотивация к обучению.
Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук?
Дети. Звук [Ш].
Логопед. Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.
Логопед. Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).
Логопед. Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.
Логопед. Давайте сформулируем тему нашего занятия
Дети. Различение звуков Ж и Ш.
Логопед. Посовещайтесь и подумайте, чему мы должны научиться на занятии.
Дети. Научится различать парные согласные ж и ш.
IV. Изучение нового материала.
Логопед. Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». - Артикуляция звука [Ш] :
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язык наверху, образует “чашечку” ;
- теплая воздушная струя идет по центру языка;
- горлышко “молчит” .
Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язык наверху, образует “чашечку”;
- теплая воздушная струя идет по центру языка;
- горлышко “работает” .
Логопед. Давайте выясним, что это за звуки, чем похожи, чем отличаются.
Логопед. Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуке [ш].
Дети. Звук [ш] – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок не работает.
Логопед. Расскажите, все, что вы знаете о звуке [ж].
Дети. Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок работает.
Логопед. Чем похожи звуки [ш] и [ж]?
Дети. Оба звука согласные, твердые, похожие по артикуляции.
Логопед. Чем отличаются?
Дети. Звук [ж] – звонкий звук, звук [ш] – глухой.
Логопед. Молодцы, ребята! Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой. Сегодня с нами будет солнышко, если мы справляемся с заданием, то прикрепляем лучик.
V. Закрепление пройденного материала
1. Дидактическая игра «Колокольчик и наушники».
Дети садятся за столы.
Логопед. Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Давайте поиграем в такую игру: я называю слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ж], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ш], то поднимите карточку с наушниками.
Включается запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.
2. Речевая разминка.
Логопед. Молодцы, справились с заданием , прикрепляем лучик, а теперь Нюша и Ёжик предлагают выполнить речевую разминку. Давайте выполним речевую разминку.
Ша-ша-ша , ша-ша-ша – наша Нюша хороша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо – Нюше с нами хорошо.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – шишки Нюше я сушу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу-как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи-мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу-я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа-ёж уходит от ужа.
Молодцы, чётко проговаривали звуки ж и ш. А теперь поможем Нюше и Ёжику найти предметы в бассейне и определить есть ли в названии этих слов звук {ж} или{ш } и где находится в начале, в середине или в конце.
3. Угадай, что это?
«Сухой бассейн» - опускают руки и достают из него игрушку. Говорят, что это и определяют место звука в слове.
4. Соотнесение звуков с буквами.
Логопед: Найдите и покажите букву обозначающую звук “Ж”. На что похожа буква “Ж”?
Дети: На жука.
Логопед. Записали букву Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом,точно жук .
Издаёт жужжащий звук.
Логопед: Какой буквой обозначается звук “Ш”. На что она похожа?
Дети: На шпалы, на часть забора.
Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша.
И шумит, и шелестит,
Как зелёная листва.
Записали букву Ша и Ж по образцу.
Поменялись листочками. обвели у своего соседа самую красивую букву Ж и Ша
Устали, Ёжик предлагает нам поиграть с весёлыми Ёжиками.
Физминутка.
«Ежик» в руки нужно взять
(берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.
(катаем между ладошкек)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счёт опять.
(перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками другой руки нажимаем на шпики).
Отдохнули, а теперь поиграем в игру.
5. «Рассели по домикам».
Логопед. Отдохнули немножко.
А теперь поможем Нюше с Ёжиком расположить по домикам картинки.
Перед вами картинки. Вам нужно в домике, где живет глухой звук расположить картинки со звуком [ш], а в домике, где живет звонкий звук расположить картинки со звуком [ж], а также назвать местоположение звуков [ж] и [ш].
Справились с заданием прикрепляем по лучику к нашему солнышку.
6. Игра “Доскажи словечко”
Логопед. Я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:
Ме....., пу....., пры....., лу....., пиро....., утю....., творо....., лапу....., сапо....., сне....., пету....., коре....., сти....., кру....., фла..... .
Физминутка.
Логопед: Поиграем как будто мы пошли в лес и подул ветер. Как шумят листочки на деревьях?
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Но вот стало тихо, послышалось жжж. Кто так жужжит?
Дети: Жуки.
7. Записать слова и добавить слог жи или ши
Логопед. Но сначала нужно вспомнить правило написания жи- ши
Дети. Жи-ши пишем И
ЭТА… КАМЫ…
НО… У…
8.Вставьте пропущенные буквы. Поможем Нюше и Ёжику вставить пропущенные буквы в предложении.
Ребяти__ки по__ли в лес за грибами. Тя___ёлая туча закрыла солны___ко. Хлынул до__дик. Ребяти___ки побе___али к __ала__у. Там они пере__дали до__дик, а потом вернулись домой.
VI. Итог занятия.
Логопед. Над какой темой мы работали сегодня?
Дети. Над различением согласных Ж и Ш.
Логопед. Давайте вспомним чем похожи эти звуки?
Дети. Согласные, всегда твердые, прозношением, артикуляцией.
Логопед.Чем отличаются?
Дети. Звук Ш – глухой, звук Ж – звонкий.
Логопед. Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли. Они дарят вам по такой наклейке.
Логопед. Ребята, покажите, насколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите ваши солнышки.
От них стало светлее и теплее в классе. Спасибо ребята за работу. Если кому-то что-то было непонятно, не расстраивайтесь, на следующем занятии мы продолжим работу над темой. Дома выполнить артикуляционные упражнения для язычка, которые мы выполняли на занятии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.