Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну сказок» для воспитанников старшей группы.
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование интереса и потребности в восприятии книг.
Задачи:
· Образовательные:
- научить простым видами звуко-слогового анализа и синтеза;
- совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям,
- пополнить лексический словарь по теме «Сказки»,
- совершенствовать диалогическую форму речи,
- развивать темп, ритм, речевое дыхание,
- развивать артикуляционную моторику, координацию речи с движением,
- развивать память, мышление, творческое воображение,
- развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова,
- совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
- активизировать словарь детей, закреплять умение делить слова на слоги;
- упражняться в счете;
· Коррекционные:
- развивать подвижность органов артикуляции;
- активизировать мимическую мускулатуру;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- развивать правильное произношение скорректированных звуков в самостоятельной речи у части воспитанников.
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
· Воспитательные:
- воспитывать чувство доброты;
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- воспитывать умение слушать друг друга, помогать, не перебивать;
- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость;
- вызвать эмоциональный настрой на сказку.
Словарная работа: персонаж, испытание, дремучий, мрачный.
Возраст: старший возраст 5-6 лет.
Тип занятия: интегрированный.
Формы, методы и приемы работы:
Словесные: поисковые вопросы, беседа, художественное слово, поощрение, рассуждение.
Наглядные: показ, наблюдение, иллюстрации, предметные картинки.
Практические: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая разминка «Сказочные чистоговорки», игровая ситуация.
Форма проведения : совместная деятельность учителя – логопеда с детьми.
Материалы, оборудование: проектор, ноутбук, презентация, сундук, картинки с героями сказок, зеркало, полка с книгами, книга без страниц, письмо с заданиями, музыкальное сопровождение: «Музыка волшебства» , раздаточный материал, воздушные шарики каждому ребенку, книжки-раскраски.
Предварительная работа:
- Чтение сказок, просмотр сказок: «Приключение Буратино» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Маша и Медведь», Царевна Лягушка», «Гуси – Лебеди».
- Разгадывание загадок о героях сказок;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Рисование: «Сказка в гости к нам пришла»
- Д/и: ««Что сначала, что потом». Д/и «Лото по сказкам».
- Артикуляционная гимнастика на тему «Сказки».
- Физкультминутка «Сказки».
Структура занятия:
1. Организационный момент. – 3 минуты.
Мотивация на деятельность, введение в тему.
2. Основная часть – 15 минут.
Беседа о книгах, сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, игра «Превращалки», дыхательная гимнастика, речевая разминка, игра «Угадай сказку», физкультминутка «Сказки», игра «Скажи наоборот».
3. Заключительная часть. Подведение итогов – 2 минуты.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Слайд 1.
Дети заходят в зал.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте поздороваемся друг с другом :
- Все ребята ровно встали,
- Глазки на меня подняли,
- Здравствуй, здравствуй, не зевай
И ладошку мне давай!
У меня сегодня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.
2. Основная часть. Слайд 2.
(На полу лежит книга)
Логопед: Посмотрите, ребята, книга лежит на полу. А разве книги должны здесь лежать? Где нужно хранить книги?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Ответы детей.
Логопед: Давайте прочитаем книгу и поставим ее на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее).
Логопед: Ребята, посмотрите, книга- то пустая. А где же сказки?
Ребята, помогите вернуть мне сказки. Они обиделись, потому что их забыли, перестали читать, небрежно с ними обращались. Они исчезли в волшебной стране Сказок и, чтобы их вернуть, надо пройти испытания.
Логопед: Ребята, вы готовы помочь Книге вернуть ее сказки?
Ответы детей
Скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? А что можно сказать о сказке, какая она бывает?
Ответы детей: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Логопед: Правильно, молодцы!
Слайд 3.
Логопед: Ну вот, мы и попали в страну Сказок. И теперь можно сказку рассказать. А вы мне помогайте и со мною повторяйте.
Слайд 4,5 6
В некотором царстве,
Звуко — государстве
Жили — не тужили,
С Язычком дружили:
Свистелочка — СССССС (Дети повторяют),
Звенелочка — ЗЗЗЗЗЗ,
Шипелочка — ШШШШШ,
Жужжалочка — ЖЖЖЖЖЖ.
Вопелочка — ААААА,
Ревелочка — УУУУУ,
Пищалочка — ИИИИИ,
Каждая подружка
Пела свою песенку.
От других отличную -
Песенку — чудесенку.
Артикуляционная гимнастика:
Слайд 7
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадете (широкий расслабленный язык удерживать на нижней губе) Слайд 8
На летучем большом корабле! (уражнение «Чашечка») Слайд 9
Или с Бабой - Ягой на метле! (упражнение «Болтушка») Слайд 10
А может верхом на Коньке- Горбунке! (упражнение «Лошадка») Слайд11
А ещё на Грибке – Боровичке! («Грибок») Слайд12
Можно в сказку влететь на Жар Птице, («Качели.») Слайд13
Можно на Колобке закатиться! («Маляр») Слайд14
Можно въехать, как слон, на еже(«Накажем непослушный язычок») Ой, мы кажется в сказке уже… Слайд 15
Логопед: Вам понравилась моя сказка? Ребята, а вы любите сказки смотреть?
(Дети отвечают)
Логопед: А вспомните, пожалуйста, и назовите вашего любимого сказочного героя?
(Дети называют сказочного героя и проходят на стульчики к экрану).
Логопед: Молодцы!
Логопед: Ребята, посмотрите в Сказочной стране приключилась беда, все сказочные герои перемешались, и волшебница просит нас помочь им попасть каждому в свою сказку. Поможем героям сказок?
Ответы детей: соглашаются помочь сказочным героям. Логопед: Но для этого мы должны быть сильными. Звучит музыка.
Давайте выполним упражнение на дыхание
Упражнение выполняем 3 раза. Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.
Вдохните здоровье – выдохните болезни,
вдохните уверенность – выдохните слабость,
вдохните добро – выдохните зло.
Логопед: Мы стали сильными и отважными! Можно приступать к заданиям. Нам нужно угадать из какой сказки эти сказочные герои.
1 задание.
Слайд 16-17
Старик, Старуха, море ( «Сказка о Золотой рыбке»)
Слайд 18-19
Царь, три сына, стрела, болото ( «Царевна- лягушка»).
Слайд 20-21
Маша, пирожки, медведь... ( «Маша и медведь»)
Слайд 22-23
Яблонька, пирожки, козленок... ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Слайд 24-25
Баба, Дед, Яичко... ( «Курочка Ряба»)
Логопед: Ой, какие молодцы, все вместе угадали и сказку назвали! И помогли встретиться Аленушке и братцу Иванушке!
Слайд 27
Ну, а мы с вами продолжаем.
Слайд 28
Задание 2. Слоговые домики.
Логопед: Посмотрите у нас есть три дома, а на столах лежат картинки со сказочными героями. Нужно определить сколько слогов в слове и правильно их заселить.
В ДОМЕ — живут слова с одним слогом, в ЗАМКЕ — живут двухсложные слова, и в ИЗБУШКЕ — трехсложные слова. Всем понятно задание? Подходите, выбирайте и заселяйте.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Логопед: Молодцы. Давайте все вместе проверим, как вы справились и с этим заданием.
(отхлопываем и проговариваем).
Дети подходят к экрану.
Логопед: Молодцы, правильно выполнили это задание и помогли Буратино и Мальвине.
Слайд 30.31
Задание 3. Игра: «Скажи наоборот» Слайд 32
Логопед: Ребята смотрите у нас волшебная шкатулка, а в ней кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. Ведь в этих краях живет злая Баба Яга. Никого и ничего она не любит. Взяла Баба Яга в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила.
Давайте станем в круг и поиграем в игру «Скажи наоборот»
В зеркале она была совсем даже не старая, а…
/ молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /.
Всю жизнь лицо у Бабы Яги мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое
и доброе /. А уши — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а / прямой. /
Грязное платье ее в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /
Логопед: Молодцы! Вы были очень сообразительными .
Ребята, посмотрите Колобок предлагает нам выполнить лечебную гимнастикус су-джёком. Эти упражнения помогут нам никогда не болеть.
(Дети выполняют гимнастику ) Слайд 33 вкл. Звук
-Колобок мы покатаем (катаем Су-Джок по правой и левой руке поочередно).
И немножко посжимаем, и ладошку поменяем (сжимаем Су-Джок в правой и левой ладони поочередно).
По мере развертывания сюжета сказки ребенок катит Колобок Су-Джок правой рукой по дорожке, останавливаясь у каждого героя сказки и выполняя задания.
Задание 1. «Остановка у Зайчика»
-Здравствуй, мой любимый зайчик!
Скажет тебе каждый пальчик.
(Удержать Колобка Су-Джока указательным и большим пальцем, средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим, надеть кольцо на каждый пальчик по очереди).
Задание 2. «Остановка у Волка».
-Шёл большой и злой волчище, и показывал зубищи.
Кусь-кусь-кусь-кусь, никого я не боюсь.
(Шагать Колобком Су-Джоком по рукам поочередно).
Задание 3. «Остановка у Медведя».
-Шла медведица спросонок, а за нею — медвежонок (катаем Колобок Су- Джок по ладошке)
-Прибежали тут детишки, принесли в лукошке книжки (сжимаем Колобок Су-Джок в ладони)
-Стали книжки открывать и на листиках писать (надавливаем на каждый палец).
Задание 4. «Остановка у Лисы».
- Я от бабушки ушёл
- Я от дедушки ушёл
- Я от зайца ушёл
-Я от волка ушёл -И от медведя ушёл.
-От тебя лиса и подавно уйду.
(Надевать поочерёдно на каждый палец массажное колечко, начиная с мизинца и свободно проходить им по пальцам вниз и вверх).
Слайд 34-35 Логопед: Молодцы! Очень быстро вы прошли эти испытание и благодаря вам Крокодил Гена встретился с Чебурашкой!
Задание 4. «Мягкие и твердые звуки» Слайд 36
А у нас уже новое задание, нас хотят проверить, сможем ли мы обнаружить мягкие твердые звуки в словах. Гномики растеряли свои шапочки. Для того чтобы их вернуть на каждой шапочке нарисованы картинки, нам надо определить какой первый звук в названии каждой картинки- мягкий или твёрдый. Если звук мягкий, то приклеиваем зелёный помпон, если твёрдый-синий помпон.
(Дети наклеивают помпоны на соответствующие шапки.)
Теперь проверим, все помпоны приклеены верно?
Логопед произносит название каждой картинки, утрированно называя первый звук, при этом мимикой и артикуляцией, показывая признаки произношения мягкого и твердого звука.
Логопед: Ребята, вы молодцы, расколдовали героев сказки «Три поросенка».
Слайд 37-38
Логопед: Смотрите еще немного, и мы спасем сказочную страну.
Задание 5.
Логопед: Следующее упражнение «Рифмовочка».
Рифму запоминайте и со мною повторяйте!
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.
Са-са-са - в лесу бегает
лиса. Сы-сы-сы
- хвост пушистый у
лисы.
Ши-ши-ши! Ши-ши-ши! На болоте ……… (камыши)
Жу-жу-жу! Волк не страшен лишь …… (ежу)
Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились. Посмотрите вы помогли героям сказки
«Царевна лягушка». Слайд 39-40
Слайд 41
Задание 6.
Логопед: Дети, у нас осталось последние задание. И если вы с ним справитесь, то мы с вами расколдуем все сказки и победим! Готовы? Тогда внимание на экран.
Слайд 42
За помощью обратились герои сказки «Пых» они просят вас собрать урожай. Слушайте задание. Вам нужно подойти к столу и с закрытыми глазами на ощупь определить, какие овощи и фрукты спрятались в волшебной корзинке. И как будет называться сок приготовленный из них. Всем понятно задание? Тогда приступаем.
(Дети находят овощи и фрукты и называют их).
Слайд 43
Логопед: Ребята, посмотрите, вы помогли Винни Пуху встретится с Пяточком.
Молодцы, ребята!
Слайд 44
Ну вот и все, все наши герои попали в свои сказки.
Слайд 45
Ура! Сказочная страна расколдована!
Наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Было интересно? Весело? Что вам понравилось?
Рефлексия
Ребята у вас у каждого на столе лежит цветок и два карандаша – синий и красный. Если у вас всё получилось и вам легко было выполнять задания, закрасьте середину цветка красным карандашём, а если что-то было трудно и не всё получалось- синим карандашём.
Все нарисовали ?
Ответы детей.
Логопед: Дорогие ребята, я так рада была с вами встретиться, вы все такие любознательные, дружные, веселые.
Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!
И на память о нашем сказочном путешествии я дарю вам по воздушному шарику, чтобы вы поскорее вернулись из Сказочной страны в свою группу и почитали сказки. А еще вот такие раскраски, на страницах которых вы вновь встретитесь со сказочными героями!
Слайд 46
Спасибо за участие. Всего вам доброго!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.