Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну сказок» для воспитанников старшей группы.
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование интереса и потребности в восприятии книг.
Задачи:
· Образовательные:
- научить простым видами звуко-слогового анализа и синтеза;
- совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям,
- пополнить лексический словарь по теме «Сказки»,
- совершенствовать диалогическую форму речи,
- развивать темп, ритм, речевое дыхание,
- развивать артикуляционную моторику, координацию речи с движением,
- развивать память, мышление, творческое воображение,
- развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова,
- совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
- активизировать словарь детей, закреплять умение делить слова на слоги;
- упражняться в счете;
· Коррекционные:
- развивать подвижность органов артикуляции;
- активизировать мимическую мускулатуру;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- развивать правильное произношение скорректированных звуков в самостоятельной речи у части воспитанников.
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
· Воспитательные:
- воспитывать чувство доброты;
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- воспитывать умение слушать друг друга, помогать, не перебивать;
- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость;
- вызвать эмоциональный настрой на сказку.
Словарная работа: персонаж, испытание, дремучий, мрачный.
Возраст: старший возраст 5-6 лет.
Тип занятия: интегрированный.
Формы, методы и приемы работы:
Словесные: поисковые вопросы, беседа, художественное слово, поощрение, рассуждение.
Наглядные: показ, наблюдение, иллюстрации, предметные картинки.
Практические: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая разминка «Сказочные чистоговорки», игровая ситуация.
Форма проведения : совместная деятельность учителя – логопеда с детьми.
Материалы, оборудование: проектор, ноутбук, презентация, сундук, картинки с героями сказок, зеркало, полка с книгами, книга без страниц, письмо с заданиями, музыкальное сопровождение: «Музыка волшебства» , раздаточный материал, воздушные шарики каждому ребенку, книжки-раскраски.
Предварительная работа:
- Чтение сказок, просмотр сказок: «Приключение Буратино» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Маша и Медведь», Царевна Лягушка», «Гуси – Лебеди».
- Разгадывание загадок о героях сказок;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Рисование: «Сказка в гости к нам пришла»
- Д/и: ««Что сначала, что потом». Д/и «Лото по сказкам».
- Артикуляционная гимнастика на тему «Сказки».
- Физкультминутка «Сказки».
Структура занятия:
1. Организационный момент. – 3 минуты.
Мотивация на деятельность, введение в тему.
2. Основная часть – 15 минут.
Беседа о книгах, сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, игра «Превращалки», дыхательная гимнастика, речевая разминка, игра «Угадай сказку», физкультминутка «Сказки», игра «Скажи наоборот».
3. Заключительная часть. Подведение итогов – 2 минуты.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Слайд 1.
Дети заходят в зал.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте поздороваемся друг с другом :
- Все ребята ровно встали,
- Глазки на меня подняли,
- Здравствуй, здравствуй, не зевай
И ладошку мне давай!
У меня сегодня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.
2. Основная часть. Слайд 2.
(На полу лежит книга)
Логопед: Посмотрите, ребята, книга лежит на полу. А разве книги должны здесь лежать? Где нужно хранить книги?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Ответы детей.
Логопед: Давайте прочитаем книгу и поставим ее на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее).
Логопед: Ребята, посмотрите, книга- то пустая. А где же сказки?
Ребята, помогите вернуть мне сказки. Они обиделись, потому что их забыли, перестали читать, небрежно с ними обращались. Они исчезли в волшебной стране Сказок и, чтобы их вернуть, надо пройти испытания.
Логопед: Ребята, вы готовы помочь Книге вернуть ее сказки?
Ответы детей
Скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? А что можно сказать о сказке, какая она бывает?
Ответы детей: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Логопед: Правильно, молодцы!
Слайд 3.
Логопед: Ну вот, мы и попали в страну Сказок. И теперь можно сказку рассказать. А вы мне помогайте и со мною повторяйте.
Слайд 4,5 6
В некотором царстве,
Звуко — государстве
Жили — не тужили,
С Язычком дружили:
Свистелочка — СССССС (Дети повторяют),
Звенелочка — ЗЗЗЗЗЗ,
Шипелочка — ШШШШШ,
Жужжалочка — ЖЖЖЖЖЖ.
Вопелочка — ААААА,
Ревелочка — УУУУУ,
Пищалочка — ИИИИИ,
Каждая подружка
Пела свою песенку.
От других отличную -
Песенку — чудесенку.
Артикуляционная гимнастика:
Слайд 7
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадете (широкий расслабленный язык удерживать на нижней губе) Слайд 8
На летучем большом корабле! (уражнение «Чашечка») Слайд 9
Или с Бабой - Ягой на метле! (упражнение «Болтушка») Слайд 10
А может верхом на Коньке- Горбунке! (упражнение «Лошадка») Слайд11
А ещё на Грибке – Боровичке! («Грибок») Слайд12
Можно в сказку влететь на Жар Птице, («Качели.») Слайд13
Можно на Колобке закатиться! («Маляр») Слайд14
Можно въехать, как слон, на еже(«Накажем непослушный язычок») Ой, мы кажется в сказке уже… Слайд 15
Логопед: Вам понравилась моя сказка? Ребята, а вы любите сказки смотреть?
(Дети отвечают)
Логопед: А вспомните, пожалуйста, и назовите вашего любимого сказочного героя?
(Дети называют сказочного героя и проходят на стульчики к экрану).
Логопед: Молодцы!
Логопед: Ребята, посмотрите в Сказочной стране приключилась беда, все сказочные герои перемешались, и волшебница просит нас помочь им попасть каждому в свою сказку. Поможем героям сказок?
Ответы детей: соглашаются помочь сказочным героям. Логопед: Но для этого мы должны быть сильными. Звучит музыка.
Давайте выполним упражнение на дыхание
Упражнение выполняем 3 раза. Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.
Вдохните здоровье – выдохните болезни,
вдохните уверенность – выдохните слабость,
вдохните добро – выдохните зло.
Логопед: Мы стали сильными и отважными! Можно приступать к заданиям. Нам нужно угадать из какой сказки эти сказочные герои.
1 задание.
Слайд 16-17
Старик, Старуха, море ( «Сказка о Золотой рыбке»)
Слайд 18-19
Царь, три сына, стрела, болото ( «Царевна- лягушка»).
Слайд 20-21
Маша, пирожки, медведь... ( «Маша и медведь»)
Слайд 22-23
Яблонька, пирожки, козленок... ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Слайд 24-25
Баба, Дед, Яичко... ( «Курочка Ряба»)
Логопед: Ой, какие молодцы, все вместе угадали и сказку назвали! И помогли встретиться Аленушке и братцу Иванушке!
Слайд 27
Ну, а мы с вами продолжаем.
Слайд 28
Задание 2. Слоговые домики.
Логопед: Посмотрите у нас есть три дома, а на столах лежат картинки со сказочными героями. Нужно определить сколько слогов в слове и правильно их заселить.
В ДОМЕ — живут слова с одним слогом, в ЗАМКЕ — живут двухсложные слова, и в ИЗБУШКЕ — трехсложные слова. Всем понятно задание? Подходите, выбирайте и заселяйте.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Логопед: Молодцы. Давайте все вместе проверим, как вы справились и с этим заданием.
(отхлопываем и проговариваем).
Дети подходят к экрану.
Логопед: Молодцы, правильно выполнили это задание и помогли Буратино и Мальвине.
Слайд 30.31
Задание 3. Игра: «Скажи наоборот» Слайд 32
Логопед: Ребята смотрите у нас волшебная шкатулка, а в ней кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. Ведь в этих краях живет злая Баба Яга. Никого и ничего она не любит. Взяла Баба Яга в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила.
Давайте станем в круг и поиграем в игру «Скажи наоборот»
В зеркале она была совсем даже не старая, а…
/ молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /.
Всю жизнь лицо у Бабы Яги мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое
и доброе /. А уши — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а / прямой. /
Грязное платье ее в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /
Логопед: Молодцы! Вы были очень сообразительными .
Ребята, посмотрите Колобок предлагает нам выполнить лечебную гимнастикус су-джёком. Эти упражнения помогут нам никогда не болеть.
(Дети выполняют гимнастику ) Слайд 33 вкл. Звук
-Колобок мы покатаем (катаем Су-Джок по правой и левой руке поочередно).
И немножко посжимаем, и ладошку поменяем (сжимаем Су-Джок в правой и левой ладони поочередно).
По мере развертывания сюжета сказки ребенок катит Колобок Су-Джок правой рукой по дорожке, останавливаясь у каждого героя сказки и выполняя задания.
Задание 1. «Остановка у Зайчика»
-Здравствуй, мой любимый зайчик!
Скажет тебе каждый пальчик.
(Удержать Колобка Су-Джока указательным и большим пальцем, средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим, надеть кольцо на каждый пальчик по очереди).
Задание 2. «Остановка у Волка».
-Шёл большой и злой волчище, и показывал зубищи.
Кусь-кусь-кусь-кусь, никого я не боюсь.
(Шагать Колобком Су-Джоком по рукам поочередно).
Задание 3. «Остановка у Медведя».
-Шла медведица спросонок, а за нею — медвежонок (катаем Колобок Су- Джок по ладошке)
-Прибежали тут детишки, принесли в лукошке книжки (сжимаем Колобок Су-Джок в ладони)
-Стали книжки открывать и на листиках писать (надавливаем на каждый палец).
Задание 4. «Остановка у Лисы».
- Я от бабушки ушёл
- Я от дедушки ушёл
- Я от зайца ушёл
-Я от волка ушёл -И от медведя ушёл.
-От тебя лиса и подавно уйду.
(Надевать поочерёдно на каждый палец массажное колечко, начиная с мизинца и свободно проходить им по пальцам вниз и вверх).
Слайд 34-35 Логопед: Молодцы! Очень быстро вы прошли эти испытание и благодаря вам Крокодил Гена встретился с Чебурашкой!
Задание 4. «Мягкие и твердые звуки» Слайд 36
А у нас уже новое задание, нас хотят проверить, сможем ли мы обнаружить мягкие твердые звуки в словах. Гномики растеряли свои шапочки. Для того чтобы их вернуть на каждой шапочке нарисованы картинки, нам надо определить какой первый звук в названии каждой картинки- мягкий или твёрдый. Если звук мягкий, то приклеиваем зелёный помпон, если твёрдый-синий помпон.
(Дети наклеивают помпоны на соответствующие шапки.)
Теперь проверим, все помпоны приклеены верно?
Логопед произносит название каждой картинки, утрированно называя первый звук, при этом мимикой и артикуляцией, показывая признаки произношения мягкого и твердого звука.
Логопед: Ребята, вы молодцы, расколдовали героев сказки «Три поросенка».
Слайд 37-38
Логопед: Смотрите еще немного, и мы спасем сказочную страну.
Задание 5.
Логопед: Следующее упражнение «Рифмовочка».
Рифму запоминайте и со мною повторяйте!
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.
Са-са-са - в лесу бегает
лиса. Сы-сы-сы
- хвост пушистый у
лисы.
Ши-ши-ши! Ши-ши-ши! На болоте ……… (камыши)
Жу-жу-жу! Волк не страшен лишь …… (ежу)
Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились. Посмотрите вы помогли героям сказки
«Царевна лягушка». Слайд 39-40
Слайд 41
Задание 6.
Логопед: Дети, у нас осталось последние задание. И если вы с ним справитесь, то мы с вами расколдуем все сказки и победим! Готовы? Тогда внимание на экран.
Слайд 42
За помощью обратились герои сказки «Пых» они просят вас собрать урожай. Слушайте задание. Вам нужно подойти к столу и с закрытыми глазами на ощупь определить, какие овощи и фрукты спрятались в волшебной корзинке. И как будет называться сок приготовленный из них. Всем понятно задание? Тогда приступаем.
(Дети находят овощи и фрукты и называют их).
Слайд 43
Логопед: Ребята, посмотрите, вы помогли Винни Пуху встретится с Пяточком.
Молодцы, ребята!
Слайд 44
Ну вот и все, все наши герои попали в свои сказки.
Слайд 45
Ура! Сказочная страна расколдована!
Наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Было интересно? Весело? Что вам понравилось?
Рефлексия
Ребята у вас у каждого на столе лежит цветок и два карандаша – синий и красный. Если у вас всё получилось и вам легко было выполнять задания, закрасьте середину цветка красным карандашём, а если что-то было трудно и не всё получалось- синим карандашём.
Все нарисовали ?
Ответы детей.
Логопед: Дорогие ребята, я так рада была с вами встретиться, вы все такие любознательные, дружные, веселые.
Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!
И на память о нашем сказочном путешествии я дарю вам по воздушному шарику, чтобы вы поскорее вернулись из Сказочной страны в свою группу и почитали сказки. А еще вот такие раскраски, на страницах которых вы вновь встретитесь со сказочными героями!
Слайд 46
Спасибо за участие. Всего вам доброго!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.