Конспект урока родного русского языка 3 класс.

  • Документация
  • docx
  • 28.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

повысить интерес к изучению родного русского языка; расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе; развивать речь и мышление учащихся; воспитывать доброжелательность.
Иконка файла материала 1 урок.docx

  Урок  1

 

Конспект урока родного русского  языка

3 класс

 

ТЕМА: Слова, связанные с особенностями взаимопонимания и отношений  между   людьми.

Цель: повысить интерес к изучению родного русского языка; расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе; развивать речь и мышление учащихся; воспитывать доброжелательность.

 

Задачи:

·        обучающие: объяснить учащимся, что родной язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

·        развивающие: дать понятие о месте родного языка среди других славянских языков; учить сопоставлять языковые явления и делать выводы, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.

·        воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку,  формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.

 

 Оборудование:

▪ ПК, проектор;

▪ фонограммы «Песенки кота Леопольда» и «Когда мои друзья со мной»

▪ памятка «Основные законы дружбы»;

▪ пословицы о дружбе;

▪ выставка книг о дружбе;

▪ плакат с нарисованным сердцем;

▪ словарь Ожегова;

▪ кроссворд.

 

 

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

"Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.

"На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель -
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний -
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке.

 

2.Подготовка к восприятию темы. Актуализация знаний учащихся.

 

-Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее.

-Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…

- Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать любую одну картину. Подпишите её. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют любую картину на одном листочке, пока звучит весёлая музыка)

- Расскажите, что вы нарисовали.

-Удалось ли вам это сделать хорошо?

- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?

- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?

(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было пообщаться друг с другом)

- Ребята, а что такое ОБЩЕНИЕ?

(Общение это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.)

 

 

- Сегодня у нас очень интересная тема урока, которую подскажет эта

песенка. (Слушание «Песенки кота Леопольда».)

-Итак, о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)

-Правильно, о дружбе. Мы поговорим о том, что означает слово «дружба»,

кто такой друг, что значит дружить?


3.Изучение нового материала.

1). Работа с кроссвордом.

- Сначала мы разгадаем кроссворд, в котором спрятаны слова,

характеризующие некоторые качества настоящих друзей.

 

Вопросы:

1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям.

(Доброта.)

2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного,

честного и открытого. (Благородный.)

3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные

советы. (Мудрость.)

4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека,

услышать в его голосе. (Нежность.)

5. Так называют экономного человека. (Бережливый.)

6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего

порядок, выполняющего все старательно и точно. (Аккуратный.)

 

2).Беседа «Что такое дружба?»

- А теперь прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце.

(Дружба.) Какое прекрасное слово – «дружба»!

Что вам вспоминается, когда вы произносите это слово? ( Ответы учащихся.)

- Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга,

доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои

интересы.

- Итак, дети, что же такое дружба? (Ответы детей.)

- Давайте прочитаем, какое объяснение дано слову «дружба» в словаре

Ожегова. (Читают в словаре.)

 

Так что такое дружба? (Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным: разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре ( не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку, помочь с уроками).

- Правильно, ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

- А что значит “жить дружно”? (мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).

- В песне о дружбе поётся:

Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит.

Вот, что значит
Настоящий верный друг.

( включается запись музыки и дети поют эту песню до конца)

 

3) Чтение стихов о дружбе.

 

- Давайте послушаем, какое стихотворение о дружбе написал ваш ровесник.

 

Дружба

- Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

- Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

- Что такое дружба?

- Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девчонки:

- Дружба – что такое?

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

 

- А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья». (Чтение

стихотворения.)

Мы – друзья

С виду мы

Не очень схожи:

Петька толстый

Я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольешь водой!

Дело в том,

Что он и я –

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоем.

Даже вместе…

Отстаём!

Дружба дружбою,

Однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

- Что–то, Вова,

Позабыл!

- И я забыл…

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

- Я как тресну!

- Он как даст!

- А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду-

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас свода ручьями льётся,

А она еще смеётся:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

 

- Я думаю, что эти мальчики еще маленькие и не совсем понимают, что такое

дружба, но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры.

И со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой.

 

-Отрывок из стихотворения И. Моднина «Давайте дружить»

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица- с небом,

Как травы- с лугом,

Как ветер- с морем,

Поля с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами…

 

-Чтение стихотворения “Слово "Друг"”.

Когда еще никто не знал ни слова,
Ни “здравствуй”, ни “солнце”, ни “корова”,
Соседям древний человек привык,
Привык показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки.
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю, -
Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
“Дурак!” Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).

- Зачем человеку понадобился друг?

 

4) Игра «Найди конец пословицы».

-А теперь мы поиграем. На доске прикреплены части пословиц о дружбе.

Нужно их собрать, прочитать и объяснить их смысл.

 

 

Не имей сто рублей, а имей………………………………… сто друзей.

Человек без друзей, что дерево ………………………………без корней.

Друга ищи, а найдешь…………………………………………..береги.

Дерево живёт корнями, а человек……………………………….друзьями.

Дружба не гриб, в лесу………………………………………не найдёшь.

Друг лучше старый, а платье………………………………………новое.

 

-Все эти пословицы созданы русским народом и поэтому нам понятны. А вот

послушайте немецкую пословицу: дружба – это дерево, которое следует

поливать. Как вы её понимаете? (Ответы детей.)

 

5) Викторина «Кто с кем дружит?».

- Самые первые представления о дружбе вы получили в детстве, когда мамы

читали вам сказки и рассказы. Сейчас мы проведем викторину и вспомним

сказочных друзей.

 

1. Зелёный крокодил Гена и ……(Чебурашка).

2. Доверчивый Буратино и …(Мальвина).

3. Смешной мишка Вини-Пух и …(Пятачок).

4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты

давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назлвите этих

друзей – музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, осёл и пёс).

5. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда).

6. В меру упитанный и в меру воспитанный мужчина в полном расцвете сил

Карлсон и ….(Малыш).

 

 

6) Работа с выставкой книг о дружбе.

- Книг о дружбе и о друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретете

себе настоящих друзей – литературных героев. (Обзор книг.)

 

7) Работа с памяткой «Основные законы дружбы».

- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой,

нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. У вас на

партах лежат памятки с основными законами. Если вы будете соблюдать эти

правила, то станете настоящими друзьями. (Дети читают правила по

цепочке.)

 

1. Один за всех, и все за одного.

2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

4. Радуйтесь вместе с друзьями.

5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не

обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.

 

 

8). Составление пожеланий друзьям.

- Посмотрите, у каждого на парте есть сердечко. Это наше сердце,

готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. На

вы напишите пожелания себе, друзьям, классу.  Пожелайте друг другу добра, любви, радости, хороших и преданных друзей и т. д.

 

9) Игры.

1) “Я рад общаться с тобой”

Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами:“Ребята, я рада общаться с вами!”

2) “Если нравиться тебе, то делай так!”

Дети стоят в кругу, а ведущий в кругу показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки “Если нравится тебе, то делай так…”, остальные дети повторяют движение, продолжая песенку:“Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…”. Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока каждый побывает в роли ведущего.

3) Упражнение “Мостик дружбы”

Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-то из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами и ладошками).
Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы “построить” мостик втроем, вчетвером и т. д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая “Мостик дружбы”.

 

4. Подведение итога урока.

 

- Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

- Вот и закончился наш урок. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите

хороших и верных друзей. Давайте вместе исполним песню «Когда мои

друзья со мной». (Исполнение песни.)

-Ребята, я вам как-то рассказывала про своего знакомого мальчика, у которого до сих пор нет друзей. Что бы вы ему пожелали? Как бы вы ему объяснили, что такое дружба? ( ответы детей)

- Я вижу, ребята, вы поняли, что такое «дружба».Теперь сумеете сами правильно дружить и научите других. Я ещё раз убедилась, что у вас в классе живёт дружба, вы умеете дружить. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную шкатулку. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, запишет своё пожелание, какими надо быть, чтобы появились друзья, и бросит его в шкатулочку. Шкатулка останется у вас в классе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.

 

 

5. Домашнее задание.

Записать 5 пословиц или поговорок о дружбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист урока №1.

 

ТЕМА: Слова, связанные с особенностями взаимопонимания и отношений  между   людьми. Дружба, друзья.

1. Работа с кроссвордом.

1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям.

2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного,

честного и открытого.

3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные

советы.

4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека,

услышать в его голосе.

5. Так называют экономного человека.

6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего

порядок, выполняющего все старательно и точно.

 

2. Стихи о дружбе.

Дружба

- Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

- Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

- Что такое дружба?

- Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девчонки:

- Дружба – что такое?

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

 

И. Моднин «Давайте дружить»

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица- с небом,

Как травы- с лугом,

Как ветер- с морем,

Поля с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами…

 

“Слово "Друг"”.

Когда еще никто не знал ни слова,
Ни “здравствуй”, ни “солнце”, ни “корова”,
Соседям древний человек привык,
Привык показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки.
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю, -
Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
“Дурак!” Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).

 

 

3. Найди конец пословицы.  Собери пословицы и запиши три любые.

 

Не имей сто рублей, а имей

без корней.

Человек без друзей, что дерево

сто друзей.

Друга ищи, а найдешь

друзьями.

Дерево живёт корнями, а человек

береги.

Дружба не гриб, в лесу

новое.

Друг лучше старый, а платье

не найдёшь.

 

4. Памятка «Основные законы дружбы».

 

1. Один за всех, и все за одного.

2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

4. Радуйтесь вместе с друзьями.

5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не

обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.

 

 

5. Песня о дружбе.    КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ

Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь -                                         
Веселей дорога!

Без друзей меня - чуть-чуть,
Без друзей меня - чуть-чуть,
А с друзьями много!

Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Там, где трудно одному,
Там, где трудно одному, -
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Где чего-то не пойму -
Разберем с друзьями!

Припев.

На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь - без друга!

Припев.

 

 

 

ДРУЖБА.

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.