Урок 1
Конспект урока родного русского языка
3 класс
ТЕМА: Слова, связанные с особенностями взаимопонимания и отношений между людьми.
Цель: повысить интерес к изучению родного русского языка; расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе; развивать речь и мышление учащихся; воспитывать доброжелательность.
Задачи:
· обучающие: объяснить учащимся, что родной язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
· развивающие: дать понятие о месте родного языка среди других славянских языков; учить сопоставлять языковые явления и делать выводы, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.
· воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
▪ ПК, проектор;
▪ фонограммы «Песенки кота Леопольда» и «Когда мои друзья со мной»
▪ памятка «Основные законы дружбы»;
▪ пословицы о дружбе;
▪ выставка книг о дружбе;
▪ плакат с нарисованным сердцем;
▪ словарь Ожегова;
▪ кроссворд.
Ход урока.
"Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.
"На
столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель -
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний -
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке.
-Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее.
-Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…
- Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать любую одну картину. Подпишите её. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют любую картину на одном листочке, пока звучит весёлая музыка)
- Расскажите, что вы нарисовали.
-Удалось ли вам это сделать хорошо?
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было пообщаться друг с другом)
- Ребята, а что такое ОБЩЕНИЕ?
(Общение это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.)
- Сегодня у нас очень интересная тема урока, которую подскажет эта
песенка. (Слушание «Песенки кота Леопольда».)
-Итак, о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)
-Правильно, о дружбе. Мы поговорим о том, что означает слово «дружба»,
кто такой друг, что значит дружить?
3.Изучение нового материала.
1). Работа с кроссвордом.
- Сначала мы разгадаем кроссворд, в котором спрятаны слова,
характеризующие некоторые качества настоящих друзей.
Вопросы:
1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям.
(Доброта.)
2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного,
честного и открытого. (Благородный.)
3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные
советы. (Мудрость.)
4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека,
услышать в его голосе. (Нежность.)
5. Так называют экономного человека. (Бережливый.)
6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего
порядок, выполняющего все старательно и точно. (Аккуратный.)
2).Беседа «Что такое дружба?»
- А теперь прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце.
(Дружба.) Какое прекрасное слово – «дружба»!
Что вам вспоминается, когда вы произносите это слово? ( Ответы учащихся.)
- Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга,
доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои
интересы.
- Итак, дети, что же такое дружба? (Ответы детей.)
- Давайте прочитаем, какое объяснение дано слову «дружба» в словаре
Ожегова. (Читают в словаре.)
Так что такое дружба? (Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным: разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре ( не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку, помочь с уроками).
- Правильно, ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.
- А что значит “жить дружно”? (мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).
- В песне о дружбе поётся:
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит.
Вот, что значит
Настоящий верный друг.
( включается запись музыки и дети поют эту песню до конца)
3) Чтение стихов о дружбе.
- Давайте послушаем, какое стихотворение о дружбе написал ваш ровесник.
Дружба
- Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
- Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девчонки:
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья». (Чтение
стихотворения.)
Мы – друзья
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый
Я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольешь водой!
Дело в том,
Что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоем.
Даже вместе…
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что–то, Вова,
Позабыл!
- И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду-
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас свода ручьями льётся,
А она еще смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
- Я думаю, что эти мальчики еще маленькие и не совсем понимают, что такое
дружба, но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры.
И со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой.
-Отрывок из стихотворения И. Моднина «Давайте дружить»
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица- с небом,
Как травы- с лугом,
Как ветер- с морем,
Поля с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами…
-Чтение стихотворения “Слово "Друг"”.
Когда еще никто не знал ни слова,
Ни “здравствуй”, ни “солнце”, ни “корова”,
Соседям древний человек привык,
Привык показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки.
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю, -
Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
“Дурак!” Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
- Зачем человеку понадобился друг?
4) Игра «Найди конец пословицы».
-А теперь мы поиграем. На доске прикреплены части пословиц о дружбе.
Нужно их собрать, прочитать и объяснить их смысл.
Не имей сто рублей, а имей………………………………… сто друзей.
Человек без друзей, что дерево ………………………………без корней.
Друга ищи, а найдешь…………………………………………..береги.
Дерево живёт корнями, а человек……………………………….друзьями.
Дружба не гриб, в лесу………………………………………не найдёшь.
Друг лучше старый, а платье………………………………………новое.
-Все эти пословицы созданы русским народом и поэтому нам понятны. А вот
послушайте немецкую пословицу: дружба – это дерево, которое следует
поливать. Как вы её понимаете? (Ответы детей.)
5) Викторина «Кто с кем дружит?».
- Самые первые представления о дружбе вы получили в детстве, когда мамы
читали вам сказки и рассказы. Сейчас мы проведем викторину и вспомним
сказочных друзей.
1. Зелёный крокодил Гена и ……(Чебурашка).
2. Доверчивый Буратино и …(Мальвина).
3. Смешной мишка Вини-Пух и …(Пятачок).
4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты
давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назлвите этих
друзей – музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, осёл и пёс).
5. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда).
6. В меру упитанный и в меру воспитанный мужчина в полном расцвете сил
Карлсон и ….(Малыш).
6) Работа с выставкой книг о дружбе.
- Книг о дружбе и о друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретете
себе настоящих друзей – литературных героев. (Обзор книг.)
7) Работа с памяткой «Основные законы дружбы».
- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой,
нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. У вас на
партах лежат памятки с основными законами. Если вы будете соблюдать эти
правила, то станете настоящими друзьями. (Дети читают правила по
цепочке.)
1. Один за всех, и все за одного.
2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4. Радуйтесь вместе с друзьями.
5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не
обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
8). Составление пожеланий друзьям.
- Посмотрите, у каждого на парте есть сердечко. Это наше сердце,
готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. На
вы напишите пожелания себе, друзьям, классу. Пожелайте друг другу добра, любви, радости, хороших и преданных друзей и т. д.
9) Игры.
1) “Я рад общаться с тобой”
Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами:“Ребята, я рада общаться с вами!”
2) “Если нравиться тебе, то делай так!”
Дети стоят в кругу, а ведущий в кругу показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки “Если нравится тебе, то делай так…”, остальные дети повторяют движение, продолжая песенку:“Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…”. Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока каждый побывает в роли ведущего.
3) Упражнение “Мостик дружбы”
Ведущий просит детей по желанию
образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища).
Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-то из детей и
показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами и
ладошками).
Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы “построить” мостик втроем, вчетвером
и т. д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение
тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая
“Мостик дружбы”.
4. Подведение итога урока.
- Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
- Вот и закончился наш урок. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите
хороших и верных друзей. Давайте вместе исполним песню «Когда мои
друзья со мной». (Исполнение песни.)
-Ребята, я вам как-то рассказывала про своего знакомого мальчика, у которого до сих пор нет друзей. Что бы вы ему пожелали? Как бы вы ему объяснили, что такое дружба? ( ответы детей)
- Я вижу, ребята, вы поняли, что такое «дружба».Теперь сумеете сами правильно дружить и научите других. Я ещё раз убедилась, что у вас в классе живёт дружба, вы умеете дружить. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную шкатулку. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, запишет своё пожелание, какими надо быть, чтобы появились друзья, и бросит его в шкатулочку. Шкатулка останется у вас в классе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.
5. Домашнее задание.
Записать 5 пословиц или поговорок о дружбе.
Рабочий лист урока №1.
ТЕМА: Слова, связанные с особенностями взаимопонимания и отношений между людьми. Дружба, друзья.
1. Работа с кроссвордом.
1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям.
2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного,
честного и открытого.
3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные
советы.
4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека,
услышать в его голосе.
5. Так называют экономного человека.
6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего
порядок, выполняющего все старательно и точно.
2. Стихи о дружбе.
Дружба - Что такое дружба? – Спросила я у птицы. - Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: - Что такое дружба? - Это когда зайцу Лисы бояться не нужно. А после спросила у девчонки: - Дружба – что такое? - Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют. Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети!
|
И. Моднин «Давайте дружить» Давайте, люди, Дружить друг с другом, Как птица- с небом, Как травы- с лугом, Как ветер- с морем, Поля с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами…
|
“Слово "Друг"”. Когда
еще никто не знал ни слова, |
3. Найди конец пословицы. Собери пословицы и запиши три любые.
Не имей сто рублей, а имей |
без корней. |
Человек без друзей, что дерево |
сто друзей. |
Друга ищи, а найдешь |
друзьями. |
Дерево живёт корнями, а человек |
береги. |
Дружба не гриб, в лесу |
новое. |
Друг лучше старый, а платье |
не найдёшь. |
4. Памятка «Основные законы дружбы».
1. Один за всех, и все за одного.
2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4. Радуйтесь вместе с друзьями.
5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не
обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
5.
Песня о дружбе. КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь -
Веселей дорога!
Без друзей меня - чуть-чуть,
Без друзей меня - чуть-чуть,
А с друзьями много!
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
Там, где трудно одному,
Там, где трудно одному, -
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Где чего-то не пойму -
Разберем с друзьями!
Припев.
На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь - без друга!
Припев.
ДРУЖБА.
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.