Конспект логопедического занятия с использованием инновационных образовательных технологий
(1 класс)
Тема: «Восприятие»
Цели:
— формирование сенсорных эталонов как устойчивых, закреплен- ных в речи, представлений о геометрических фигурах;
— развитие действия сличения геометрических фигур и букв глас- ных;
— развитие сложных глазомерных действий;
— развитие умения воспринимать предмет как целое и умения выч- ленять его части;
— совершенствование чувственного восприятия (артикулирование гласных звуков и знакомство с символами гласных).
Оборудование: демонстрационный материал (рис. 1); карандаши; сим- волы гласных; тетради.
Ход занятия
I. Организационный момент
Учащимся объясняются цели занятия, рассказывается, как оно будет проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.
II. Разминка
Проводится по выбору логопеда.
III. Содержание занятия
Игра «Нарисуй фигуру» (Задание 1, с. 2)1
Инструкция: Соедините точки в разных направлениях: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево. Рассказывайте, как вы это де- лаете.
Игра «Волшебные фигурки» (Задание 2, с. 2)
Инструкция: Подумайте, какую часть фигурки надо дорисовать. Дори- суйте фигурки. Рассказывайте, что вы делаете.
Работа с рисунком к заданию.
Логопед: Вы видите большой прямоугольник. Он состоит из несколь- ких рядов (строчек). Пересчитайте ряды (строчки). Работаем с изображе- ниями в 1-м ряду (дети ставят карандаш слева в начале ряда). Что вы видите в 1-ом и 2-ом квадратах? (Грибы.) А в третьем, четвертом, пятом? (Только шляпки.) А в шестом, седьмом, восьмом квадратах? (Только нож- ки.)Скажите, чего не хватает в третьем, четвертом, пятом квадратах?
(Начало фразы формулирует учитель-логопед.)
В третьем, четвертом и пятом квадратах не хватает ….
Логопед: Скажите, чего не хватает в шестом, седьмом и девятом ква- дратах?
Посмотрите, вот герои, которым нужны эти предметы. Грибники ста- раются собирать грибы одинакового размера. Большой гриб грибники не захотят брать, а маленький — не увидят.
Инструкция: Дорисуйте предметы в 1-м ряду.
(Аналогично дети дорисовывают последующие ряды.)
Логопед: Выберите самый красивый предмет в каждом ряду и закрась- те его. Покажите соседу. (Самооценка выполненных действий.)
Игра «Обведи орнамент» (Задание 3, с. 3)
Инструкция: Обведите дорожку не отрывая карандаш от бумаги.
Работа с рисунком к заданию.
Логопед: Вы видите дорожку. Как вы думаете, из чего она состоит? (Из букв, из фигур…) Дорожку предстоит пройти каждому из вас, но здесь есть одна хитрость. При обведении дорожки нельзя отрывать карандаш от бу- маги. Вы знаете, как это выполнять? Посмотрите: Вот начало дорожки.
Остановиться можно где угодно, но не посередине прямой линии, а в лю- бом уголке. Взрослый предварительно показывает выполнение (с оста- новками) мокрой тряпкой на доске. Приступайте к работе.
Игра «Различаем звуки»:
Рис. 1
А. Инструкция: Посмотрите на губы взрослого и угадайте звук речи (без-
звучное утрированное артикулирование гласных).
Б. Инструкция: Включаем голос и попоем гласные звуки (сопряжен-
ное произнесение гласных).
В. Инструкция: Узнайте гласные по символу. (Задание 4, с. 3)
Игра «Буквы гласных оживают» (Задание 5, с. 3)
Инструкция: Посмотрите внимательно и назовите буквы гласных.
Работа с рисунком к заданию.
Логопед: Сейчас звуки оживут, потому что я буду их произносить. Смо- трите внимательно на артикуляцию.
Логопед предлагает заучить речевку для запоминания характери- стики гласных звуков. (Задание 6, с. 4)
IV. Подведение итогов занятия
С чем мы познакомились на занятии? Что вам понравилось на занятии?
Что не понравилось?
Для чего мы играем в эти игры?
Игра «Невидимая надпись»
Инструкция: Перед тем, как вы пойдете домой, я хочу подарить каж- дому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке. Вы должны будете мне сказать, какую букву невидимо я вам нарисовала. Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне, чтобы я могла таким образом со всеми попрощаться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.