Мастер – класс «Методика работы над проектом «Жила- была пуговка»
Цель мастер -класса: Повышение профессионального мастерства педагогов путём передачи своего опыта педагогам через показ приёмов работы проектной деятельности.
Задачи:
1.Определить знания слушателей по изучаемой теме, с мотивировать их на принятие новой технологии.
2.Создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в непосредственно – образовательную деятельность.
3.На примере проекта «Жила – была пуговка» показать педагогам методику организации проектной деятельности с детьми.
Предполагаемые результаты:
· Освоение педагогами знаний в области проектной технологии;
· Освоение приемов организации работы с использованием метода проектов.
Притча
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрёл до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как? Задумался мудрец. Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег, и радостно продолжает свой путь.
- Эврика! – воскликнул мудрец. – Надо сделать лодку, которая приведёт меня к моей мечте и решит проблему.
Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчёты произвёл, план составил. Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.
В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова. Со всех сторон осмотрели её путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду – плывёт! Можно переплавляться! Уррррааа! Не прошло и 15 минут, как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было продолжить путешествие.
Эта притча – иллюстрация того, как надо создавать и реализовывать проекты, осуществлять проектную деятельность, другими словами – деятельность по решению возникшей проблемы, реализации плана, предполагающего создание конкретного продукта (строительство спасительной лодки).
- Уважаемые коллеги! Мы с вами испытываем трудности в использовании в своей практике новых технологий, в частности метода проектов.
Сегодня мы собрались чтобы:
УЗНАТЬ (зелёная карточка - полоска, на которой написано, что узнать. Кто-либо из педагогов берёт с подноса карточку - полоску и зачитывает, что узнают на мастер – классе)
· Что такое проект
· О методике организации проектной деятельности
ПОНЯТЬ (синяя карточка - полоска, на которой написано, что должны педагоги понять на данном мастер – классе)
· Как реализовывается проектный метод.
· Как эффективнее организовать деятельность детей при использовании проектного метода.
НАУЧИТЬСЯ (жёлтая карточка - полоска, на которой написано, чему педагоги должны научиться на данном мастер – классе)
· Освоим знания в области проектной технологии.
· Освоим приёмы организации работы с использованием метода проектов.
· Эффективно применять метод проектов в своей работе.
· Интересно проводить образовательную деятельность детей в рамках проекта с использованием всех видов деятельности.
· Планировать свою деятельность и деятельность школьников при разработке образовательного проекта.
- Наш мастер – класс, уважаемые педагоги, это такое педагогическое мероприятие, которое включает в себя:
· Ознакомление с методом проекта.
· Творческую работу педагогов над проектом.
- Итак, давайте коротко познакомимся с методом проектной деятельности. (Слайд 2)
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ Джон Дьюи (1859 – 1952г.г.).
Проект – в переводе с латинского – «брошенный вперёд» - это замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проект - это – детская самодеятельность, конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели.
Метод проекта – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий.
Основная цель – предоставить детям возможность самостоятельно (или в совместной деятельности с педагогом, родителями) приобретать знания в процессе решения практических задач.
В основе любого проекта лежит проблема. Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы школьников и получить ощутимый результат.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, групповую) в течение определённого отрезка времени и направлен на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
Метод проектов реализуется через:
· Поисковую деятельность,
· Наблюдения и эксперименты,
· Постановку опытов,
· Игры, труд.
Проект - это «пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация = портфолио проекта – папка в которой собраны все рабочие материалы. (Слайд 3)
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.
А теперь остановимся на структуре написания проекта. (Слайд 4) (показ печатного материала)
1. Сначала оформляется титульный лист.
Содержит информацию о заглавии работы, ее авторе, научном руководителе, месте, где выполнена работа. Заглавие должно быть кратким.
2. На следующей странице пишется:
Вид проекта -
Тип проекта по продолжительности - мини - проект (проводится на мастер – классе)
Тип проекта по составу участников – групповой
Участники – педагог, школьники, родители
3. Аннотация (резюме). Раздел работы, содержащий краткое, лаконичное, но информативное изложение содержания всей работы. Объем — не более одной страницы. Пишется после завершения всей работы.
4. Содержание (оглавление) включает в себя название всех разделов и подразделов текста работы и страницы, на которых эти разделы начинаются, начиная с раздела «Введение» и кончая разделом «Литература» (или Приложение — если таковое имеется).
5. Введение. В нем раскрывается актуальность и значимость темы, сущность проблемы, на решение которой работа направлена, и ее новизна. Далее характеризуется цель, задачи, гипотеза исследования (общий исследовательский вопрос, на который автор работы искал ответ), объект и предмет исследования. Описываются сущность методов, используемых в работе, взаимодействие с родителями и ожидаемые результаты.
Обычный объем введения — 3—5 страниц.
6. Описываются этапы работы над проектом (подготовительный, основной, заключительный).
7. Технологическая карта проекта.
8. Литература.
9. Приложение.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Чёрный ящик, в котором лежит карточка с загадкой и пуговица
Загадки о пуговице
1.Одеваться соберёшься -
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети
Застегну я всё на свете. Что это?
2. Если она убежит от одежды,
То на спокойствие нету надежды.
- Как вы уже догадались, темой нашего проекта будет такая маленькая, но очень удивительная пуговка.
Название нашего проекта: «Жила – была пуговка» (Слайд 5)
Актуальность (важность для настоящего момента)
Ещё совсем недавно каждый человек от малого до взрослого не мог обойтись без обыкновенной пуговицы: на пуговицы застёгивались рубашки (сейчас их почти не носят дети), кофточки, куртки. Эти маленькие пуговки заменяют молнии. А жаль, ведь они таят в себе не только что-то интересное, но и польза от них была огромная, в частности для развития мелкой моторики.
Проблема.
Итак, мы знаем, для чего нужны пуговицы, но так как их прямое назначение на данный момент минимальное, встаёт вопрос, а можно ли использовать знания о пуговице и сам предмет – пуговицу не по назначению, а для исследовательской деятельности, художественно-эстетического развития детей, развития мелкой моторики? Может ли быть обыкновенная пуговица уникальным материалом для полёта фантазии детей и взрослых?
Цель: Расширение кругозора о пуговице, как предмете окружающего мира, посредством познавательно-исследовательской и художественно-эстетической деятельности.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что приобщая детей к практической деятельности с пуговицами разной формы, цвета, величины будем способствовать расширению их кругозора и познавательной активности.
Для достижения цели и проверки гипотезы проекта были поставлены такие задачи:
Образовательные:
1.Формировать представления о многообразии видов пуговиц.
2.Расширять знания детей об окружающем их предметном мире.
Развивающие:
1.Развивать у детей стремление к познавательно-исследовательской деятельности, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки, логическое мышление, концентрацию внимания.
2.Развивать мелкую моторику рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к поделкам.
- Какой же результат мы планируем получить? (Слайд 6)
(Предложить ответить на этот вопрос участников мастер-класса)
1.Расширятся знания детей о пуговице, её истории (газета «Удивительная пуговка»;
2.Раскроются творческие способности детей через разнообразные виды деятельности (поделки из пуговиц, пуговичная мозаика и др.);
3.Создание мини-коллекции пуговиц;
4.Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую и творческую деятельность при ознакомлении с пуговицей.
- Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что работа по проекту строится в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный
Если мы работаем с детьми, то на подготовительном этапе надо определить уровень представлений школьников о пуговицах.
Обычно используется модель трёх вопросов: «Что я знаю?», «Что я хочу узнать?» и «Что надо сделать для того, чтобы узнать?».(Слайд 6)
Таким образом определяются главные вопросы исследовательской деятельности: (Слайд 7)
· Что означает слово «пуговица»?
· Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?
· Какими были первые пуговицы?
· Какие виды пуговиц бывают?
· Из каких материалов делают пуговицы?
· Какие есть способы пришивания пуговиц?
· Для чего еще, кроме застежки, используют пуговицы?
Далее планируется предстоящая деятельность, направленная на реализацию проекта, составляется технологическая карта проекта по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. (Слайд 7)
- Ну, а так как у нас сегодня просто как пример, будет проходить работа по проекту «Жила – была пуговка», часть подготовительной работы я уже проделала, поэтому приступаем к основной части.
- Вы уже разделены на группы, карточки с номерами и названия групп стоят у вас на столах. Давайте определим задания, которые будут выполнять группы. (Слайд 8)
1 группа – сочинители
Участники этой группы должны проявить таланты в словесном творчестве, т.е. сочинить стихотворение или сказку про пуговицу «Жила- была пуговица».
2 группа – следопыты.
Познакомят нас с историей пуговицы (На столе под №2 лежит материал о пуговицах для исследовательской деятельности педагогов)
3 группа – издатели
Занимается поиском загадок, пословиц, поговорок о пуговице и оформляет газету «Удивительная пуговица»
(На столе под №3 лежит литература с закладками, из неё участники берут необходимую им информацию, а также готовые вырезки о пуговице)
4 группа – творцы
Они познакомят нас с чудесными превращениями пуговиц, т.е.
Думают и воплощают свой замысел в какой-нибудь творческий продукт (поделка из пуговиц, способы пришивания пуговицы и др.)
(На столе под №4 лежат разные материалы для творческой деятельности педагогов)
5 группа – группа энтузиастов, любителей придумывать что-либо интересное для работы с детьми (настольно-печатаные игры в виде бродилок («Помоги Маше дойти до медведя, выкладывая дорожку разноцветными пуговицами»), игры на ориентировку в пространстве («Поднимись вверх на один квадрат, поверни направо…» и т.д.), на развитие мелкой моторики («Пальчики шагают», «Накорми любимого зверька»), игры на развитие словаря и грамматического строя речи.
- После того, как все участники, выполнят свои задания, вы должны рассказать всем присутствующим на мастер-классе о результатах своей деятельности.
Под спокойную музыку идет работа в группах определенное количество времени. (по мере необходимости подхожу к каждой группе, помогаю, консультирую, направляю ход рассуждений.)
- Уважаемые участники, представьте нам свои работы.
(Группы по очереди выступают: 1- сказку,
2-история пуговиц Слайд 9,10,11,12, 13
3 –газету Слайд 14, 15
4 – поделки Слайд16,17
5 – игры Слайд 18,19,20,21
РЕФЛЕКСИЯ
-Уважаемые педагоги, у меня на доске три дерева:.
Выразите своё отношение к сегодняшнему мастер-классу, приклейте на дерево пуговку
Красная пуговица, если материал не интересен, не нужен;
Желтая пуговица – материал надо переосмыслить, понять, брать ли в свой багаж или выбросить в корзину.
Зеленая пуговица – этот материал мне будет нужен и полезен, поэтому беру в свой багаж.
(Пока звучит музыка, педагоги подходят к доске и выражают своё отношение к мастер-классу)
- Спасибо всем, кто принимал участие, в сегодняшнем мероприятии.
И я надеюсь, что данный мастер-класс, на котором мы познакомились с методом проектов, и сами стали участниками проекта, позволит всем присутствующим, сделать первые шаги, способствующие продвижению в области внедрения метода проекта в образовательную деятельность детей.
Литература
1.Алѐшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М.: Перспектива, 2008
2.Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.
3.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. Методическое пособие. М.: Синтез, 2012
4.Дыбина О. В. Рукотворный мир. – М., 2001.
5.Дыбина О. В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов. – М., 2001.
1 группа – сочинители |
|
2 группа – следопыты. |
|
3 группа – издатели |
|
4 группа – творцы |
|
5 группа – энтузиасты |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.