Конспект мастер - класса для педагогов "Методика работы над проектом ""
Оценка 4.7

Конспект мастер - класса для педагогов "Методика работы над проектом ""

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
технология
Взрослым
16.02.2023
Конспект мастер - класса для педагогов "Методика работы над проектом ""
Цель мастер -класса: Повышение профессионального мастерства педагогов путём передачи своего опыта педагогам через показ приёмов работы проектной деятельности. Задачи: 1. Определить знания слушателей по изучаемой теме, с мотивировать их на принятие новой технологии. 2. Создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в непосредственно – образовательную деятельность. 3. На примере проекта «Жила – была пуговка» показать педагогам методику организации проектной деятельности с детьми. Предполагаемые результаты: • Освоение педагогами знаний в области проектной технологии; • Освоение приемов организации работы с использованием метода проектов.
Мастер-класс Методика работы над проектом.docx

 

Мастер – класс «Методика работы над проектом «Жила- была пуговка»

 

Цель мастер -класса: Повышение профессионального мастерства педагогов путём передачи своего опыта педагогам через показ приёмов работы проектной деятельности.

Задачи:

1.Определить знания слушателей по изучаемой теме, с мотивировать их на принятие новой технологии.

2.Создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в непосредственно – образовательную деятельность.

3.На примере проекта «Жила – была пуговка» показать педагогам методику организации проектной деятельности с детьми.

 

Предполагаемые результаты:

·         Освоение педагогами знаний в области проектной технологии;

·         Освоение приемов организации работы с использованием метода проектов.

 

Притча

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрёл до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как? Задумался мудрец. Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег, и радостно продолжает свой путь.

- Эврика! – воскликнул мудрец. – Надо сделать лодку, которая приведёт меня к моей мечте и решит проблему.

Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчёты произвёл, план составил. Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова. Со всех сторон осмотрели её путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду – плывёт! Можно переплавляться! Уррррааа! Не прошло и 15 минут, как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было продолжить путешествие.

 Эта притча – иллюстрация того, как надо создавать и реализовывать проекты, осуществлять проектную деятельность, другими словами – деятельность по решению возникшей проблемы, реализации плана, предполагающего создание конкретного продукта (строительство спасительной лодки).      

-  Уважаемые коллеги! Мы с вами испытываем трудности в использовании в своей практике новых технологий, в частности метода проектов. 

Сегодня мы собрались чтобы: 

УЗНАТЬ (зелёная карточка - полоска, на которой написано, что узнать. Кто-либо из педагогов берёт с подноса карточку - полоску и зачитывает, что узнают на мастер – классе)

·         Что такое проект

·         О методике организации проектной деятельности

 

ПОНЯТЬ (синяя карточка - полоска, на которой написано, что должны педагоги понять на данном мастер – классе)

·         Как реализовывается проектный метод.

·         Как эффективнее организовать деятельность детей при использовании проектного метода.

 

НАУЧИТЬСЯ (жёлтая карточка - полоска, на которой написано, чему педагоги должны научиться на данном мастер – классе)

·         Освоим знания в области проектной технологии.

·         Освоим приёмы организации работы с использованием метода проектов.

·         Эффективно применять метод проектов в своей работе.

·         Интересно проводить образовательную деятельность детей в рамках проекта с использованием всех видов деятельности.

·         Планировать свою деятельность и деятельность школьников при разработке образовательного проекта.

 

- Наш мастер – класс, уважаемые педагоги, это такое педагогическое мероприятие, которое включает в себя:

·         Ознакомление с методом проекта.

·         Творческую работу педагогов над проектом.

 

- Итак, давайте коротко познакомимся с методом проектной деятельности. (Слайд 2)

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ Джон Дьюи (1859 – 1952г.г.).

Проект – в переводе с латинского – «брошенный вперёд» - это замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект - это – детская самодеятельность, конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели.

Метод проекта – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий.

Основная цель – предоставить детям возможность самостоятельно (или в совместной деятельности с педагогом, родителями) приобретать знания в процессе решения практических задач.

В основе любого проекта лежит проблема.  Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы школьников и получить ощутимый результат.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, групповую) в течение определённого отрезка времени и направлен на результат, который получается при решении той или иной проблемы.

Метод проектов реализуется через:

·         Поисковую деятельность,

·         Наблюдения и эксперименты,

·         Постановку опытов,

·         Игры, труд.

 

 Проект -  это «пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация = портфолио проекта – папка в которой собраны все рабочие материалы. (Слайд 3)

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

А теперь остановимся на структуре написания проекта. (Слайд 4) (показ печатного материала)

1.             Сначала оформляется титульный лист.

Содержит информацию о заглавии работы, ее авторе, научном руководителе, месте, где выполнена работа. Заглавие должно быть кратким.

2.                  На следующей странице пишется:

Вид проекта -

Тип проекта по продолжительности -  мини - проект (проводится на мастер – классе)

Тип проекта по составу участников – групповой

Участники – педагог, школьники, родители

3.                  Аннотация (резюме). Раздел работы, содержащий краткое, лаконичное, но информативное изложение содержания всей работы. Объем — не более одной страницы. Пишется после завершения всей работы.

4.                  Содержание (оглавление) включает в себя название всех разделов и подразделов текста работы и страницы, на которых эти разделы начинаются, начиная с раздела «Введение» и кончая разделом «Литература» (или Приложение — если таковое имеется). 

5.                  Введение. В нем раскрывается актуальность и значимость темы, сущность проблемы, на решение которой работа направлена, и ее новизна. Далее характеризуется цель, задачи, гипотеза исследования (общий исследовательский вопрос, на который автор работы искал ответ), объект и предмет исследования. Описываются сущность методов, используемых в работе, взаимодействие с родителями и ожидаемые результаты.

Обычный объем введения — 3—5 страниц.

6.                  Описываются этапы работы над проектом (подготовительный, основной, заключительный).

7.             Технологическая карта проекта.

8.             Литература.

9.             Приложение.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

Чёрный ящик, в котором лежит карточка с загадкой и пуговица

Загадки о пуговице

1.Одеваться соберёшься -

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети

Застегну я всё на свете. Что это? 

2.                  Если она убежит от одежды,

То на спокойствие нету надежды.

 - Как вы уже догадались, темой нашего проекта будет такая маленькая, но очень удивительная пуговка.

Название нашего проекта: «Жила – была пуговка» (Слайд 5)

Актуальность (важность для настоящего момента) 

Ещё совсем недавно каждый человек от малого до взрослого не мог обойтись без обыкновенной пуговицы: на пуговицы застёгивались рубашки (сейчас их почти не носят дети), кофточки, куртки. Эти маленькие пуговки заменяют молнии. А жаль, ведь они таят в себе не только что-то интересное, но и польза от них была огромная, в частности для развития мелкой моторики. 

Проблема.

Итак, мы знаем, для чего нужны пуговицы, но так как их прямое назначение на данный момент минимальное, встаёт вопрос, а можно ли использовать знания о пуговице и сам предмет – пуговицу не по назначению, а для исследовательской деятельности, художественно-эстетического развития детей, развития мелкой моторики? Может ли быть обыкновенная пуговица уникальным материалом для полёта фантазии детей и взрослых?

Цель: Расширение кругозора о пуговице, как предмете окружающего мира, посредством познавательно-исследовательской и художественно-эстетической деятельности. 

 Гипотезой проекта выступило предположение о том, что приобщая детей к практической деятельности с пуговицами разной формы, цвета, величины будем способствовать расширению их кругозора и познавательной активности. 

Для достижения цели и проверки гипотезы проекта были поставлены такие задачи: 

Образовательные:

1.Формировать представления о многообразии видов пуговиц.

2.Расширять знания детей об окружающем их предметном мире.

Развивающие:

1.Развивать у детей стремление к познавательно-исследовательской деятельности, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки, логическое мышление, концентрацию внимания.

2.Развивать мелкую моторику рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к поделкам.

 

- Какой же результат мы планируем получить? (Слайд 6)

(Предложить ответить на этот вопрос участников мастер-класса)

1.Расширятся знания детей о пуговице, её истории (газета «Удивительная пуговка»;

2.Раскроются творческие способности детей через разнообразные виды деятельности (поделки из пуговиц, пуговичная мозаика и др.);

3.Создание мини-коллекции пуговиц;

4.Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую и творческую деятельность при ознакомлении с пуговицей.

 

 - Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что работа по проекту строится в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный

Если мы работаем с детьми, то на подготовительном этапе надо определить уровень представлений школьников о пуговицах. 

Обычно используется модель трёх вопросов: «Что я знаю?», «Что я хочу узнать?» и «Что надо сделать для того, чтобы узнать?».(Слайд 6)

Таким образом определяются главные вопросы исследовательской деятельности: (Слайд 7)

·         Что означает слово «пуговица»?

·         Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?

·         Какими были первые пуговицы?

·         Какие виды пуговиц бывают?

·         Из каких материалов делают пуговицы?

·         Какие есть способы пришивания пуговиц?

·         Для чего еще, кроме застежки, используют пуговицы?

Далее планируется предстоящая деятельность, направленная на реализацию проекта, составляется технологическая карта проекта по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. (Слайд 7)

 - Ну, а так как у нас сегодня просто как пример, будет проходить работа по проекту «Жила – была пуговка», часть подготовительной работы я уже проделала, поэтому приступаем к основной части.

- Вы уже разделены на группы, карточки с номерами и названия групп стоят у вас на столах. Давайте определим задания, которые будут выполнять группы. (Слайд 8)

 1 группа – сочинители

Участники этой группы должны проявить таланты в словесном творчестве, т.е.   сочинить стихотворение или сказку про пуговицу «Жила- была пуговица».

2 группа –   следопыты.

Познакомят нас с историей пуговицы (На столе под №2 лежит материал о пуговицах для исследовательской деятельности педагогов) 

3 группа –  издатели

Занимается поиском загадок, пословиц, поговорок о пуговице и оформляет газету «Удивительная пуговица»

(На столе под №3 лежит литература с закладками, из неё участники берут необходимую им информацию, а также готовые вырезки о пуговице) 

4 группа – творцы

Они познакомят нас с чудесными превращениями пуговиц, т.е.

Думают и воплощают свой замысел в какой-нибудь творческий продукт (поделка из пуговиц, способы пришивания пуговицы и др.)

(На столе под №4 лежат разные материалы для творческой деятельности педагогов) 

5 группа – группа энтузиастов, любителей придумывать что-либо интересное для работы с детьми (настольно-печатаные игры в виде бродилок («Помоги Маше дойти до медведя, выкладывая дорожку разноцветными пуговицами»), игры на ориентировку в пространстве («Поднимись вверх на один квадрат, поверни направо…» и т.д.), на развитие мелкой моторики («Пальчики шагают», «Накорми любимого зверька»), игры на развитие словаря и грамматического строя речи.

- После того, как все участники, выполнят свои задания, вы должны рассказать всем присутствующим на мастер-классе о результатах своей деятельности.

 Под спокойную музыку идет работа в группах определенное количество времени. (по мере необходимости подхожу к каждой группе, помогаю, консультирую, направляю ход рассуждений.)

- Уважаемые участники, представьте нам свои работы.

(Группы по очереди выступают: 1- сказку,

 2-история пуговиц Слайд 9,10,11,12, 13

3 –газету Слайд 14, 15

4 – поделки Слайд16,17

 5 – игры Слайд 18,19,20,21

РЕФЛЕКСИЯ

-Уважаемые педагоги, у меня на доске три дерева:.

Выразите своё отношение к сегодняшнему мастер-классу, приклейте на дерево пуговку

Красная пуговица, если материал не интересен, не нужен;

Желтая пуговица – материал надо переосмыслить, понять, брать ли в свой багаж или выбросить в корзину.

Зеленая пуговица – этот материал мне будет нужен и полезен, поэтому беру в свой багаж.

(Пока звучит музыка, педагоги подходят к доске и выражают своё отношение к мастер-классу)

 - Спасибо всем, кто принимал участие, в сегодняшнем мероприятии.

И я надеюсь, что данный мастер-класс, на котором мы познакомились с методом проектов, и сами стали участниками проекта, позволит всем присутствующим, сделать первые шаги, способствующие продвижению в области внедрения метода проекта в образовательную деятельность детей.

Литература

 

1.Алѐшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М.: Перспектива, 2008

2.Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.

3.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. Методическое пособие. М.: Синтез, 2012

4.Дыбина О. В. Рукотворный мир. – М., 2001.

5.Дыбина О. В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов. – М., 2001.

 

1 группа –

сочинители

 

2 группа –   следопыты.

 

3 группа – 

издатели

 

 

 4 группа –

творцы

 

 5 группа – 

энтузиасты  

 

 

 

 

 

 


 

Мастер – класс «Методика работы над проектом «Жила- была пуговка»

Мастер – класс «Методика работы над проектом «Жила- была пуговка»

Сегодня мы собрались чтобы:

Сегодня мы собрались чтобы:

Метод проекта – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом

Метод проекта – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом

Содержание (оглавление) включает в себя название всех разделов и подразделов текста работы и страницы, на которых эти разделы начинаются, начиная с раздела «Введение» и кончая…

Содержание (оглавление) включает в себя название всех разделов и подразделов текста работы и страницы, на которых эти разделы начинаются, начиная с раздела «Введение» и кончая…

Итак, мы знаем, для чего нужны пуговицы, но так как их прямое назначение на данный момент минимальное, встаёт вопрос, а можно ли использовать знания о…

Итак, мы знаем, для чего нужны пуговицы, но так как их прямое назначение на данный момент минимальное, встаёт вопрос, а можно ли использовать знания о…

Если мы работаем с детьми, то на подготовительном этапе надо определить уровень представлений школьников о пуговицах

Если мы работаем с детьми, то на подготовительном этапе надо определить уровень представлений школьников о пуговицах

Думают и воплощают свой замысел в какой-нибудь творческий продукт (поделка из пуговиц, способы пришивания пуговицы и др

Думают и воплощают свой замысел в какой-нибудь творческий продукт (поделка из пуговиц, способы пришивания пуговицы и др

Литература 1. Алѐшина Н.В

Литература 1. Алѐшина Н.В

издатели 4 группа – творцы 5 группа – энтузиасты

издатели 4 группа – творцы 5 группа – энтузиасты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2023