Конспект математики на тему "Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140"

  • docx
  • 02.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1- конспект урока математики в 3 классе на тему приемы устных вычислений вида 260.docx

Урок математики

Класс: 3

Образовательная система: Школа России

Учитель: Кудымова Елена Ивановна

Методист: Кудымова Елена Ивановна

Школа: Елогская ООШ

Тип урока: Открытие нового знания

Тема: Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140

Цель: формирование представления о примах устных вычислений в пределах 1000

Планируемые результаты

Предметные: - формирование представления обучающихся о устных приемах вычисления вида 260+310, 670-140; закрепление и совершенствование умений решать математические задачи, умение пользоваться алгоритмом решения задач, конструировать краткую запись, доказывать правильность решенной задачи.

Метапредметные:

регулятивные: - научиться ставить цель своей деятельности, оценивать свою работу на уроке

коммуникативные: - уметь слышать и слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать речевые высказывания

познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Личностные: формирование первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний.

Оборудование: учебники, презентация, карточки с алгоритмом решения задач

 

 

 

 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.                    Орг. момент

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня я буду вести у вас урок математики.

Приветствуют учителя и одноклассников

II.                 Мотивация, целеполагание

-Предлагаю вам открыть тетради, и записать сегодняшнюю дату, классная работа.

-Ребята, работать на уроке мы будем с вами под девизом «Учитесь открывать…»

-А что именно открывать мы будем, вы узнаете, если расположите числа в порядке возрастания и прочитаете слово. Обратите внимание на слайд (ряд чисел 32 - Н, 15 - А, 27 - Й, 2 -  Т, 100 - Ы).

-Какое слово у вас получилось?

-Итак, какой девиз нашего сегодняшнего урока?

-Выполняют требования учителя, открывают тетради, записывают дату.

 

 

-Внимательно слушают учителя.

 

-Приступают к выполнению задания, располагают числа в порядке возрастания: 2, 15, 27, 32, 100.

 

-У нас получилось слово ТАЙНЫ.

-Девиз нашего сегодняшнего урока: «Учитесь открывать тайны»

 

III.              Актуализация знаний

-Сейчас вам потребуются внимание и активность для того, чтобы выполнить математический диктант.

-Для начала отступите от классной работы одну клеточку, и проставьте цифры от 1 до 10. Напротив каждой цифры вы будите записывать ответ. Будьте внимательны.

Математический диктант

1.Найдите сумму чисел 500 и 30.

2.Уменьшите 700 на 200.

3.Первое слагаемое 60, второе слагаемое 70. Найдите сумму.

4.Чему равна разность чисел 840 и 50?

5.На сколько 540 больше, чем 70?

6.Из какого числа вычли 310 и получили 70?

7.Увеличьте 206 на 70.

8.Найдите разность чисел 766 и 6.

9.На сколько нужно уменьшить 827, чтобы получилось 807?

10. Увеличьте 640 на 70.

-Осуществление проверки по результатам математического диктанта. Критерии оценивания: 10 правильных ответов - «5», 7-9 правильных ответов - «4», 5-6 правильных ответов - «3».

Работа над задачами

-Ребята, сейчас я вам предлагаю решить задачу.

-Но прежде чем мы начнем ее решать, давайте вспомним с вами алгоритм её решения.

-Обратите внимание, на партах у вас есть карточка  с алгоритмом решения задачи. Ваша задача проверить, всё ли этапы выстроены в правильной последовательности. Если вы считаете, что всё правильно, тогда соглашаетесь с этим вариантом, если же вы думаете, что этапы перепутаны, то ниже на карточке проставьте цифры так, чтобы последовательность алгоритма действий была выстроена правильно. Предложенное задание выполняется в парах, не забывайте о тех правилах, которые мы обговаривали в начале урока.

Алгоритм решения задачи:

1. Найти условие и вопрос.

2. Прочитать задачу.

3. Сконструировать краткую запись.

4. Записать ответ.

5. Решить задачу.

Ответ:_________________

-Ребята, я вижу, что вы закончили работу, давайте проверим, что у вас получилось.

-Все ли этапы решения задачи были выстроены в правильной последовательности?

-Тогда, по поднятой руке предлагаю озвучить первый этап, второй и т.д.

-Молодцы, справились с заданием.

-Теперь, когда все этапы работы над задачей выстроены, можем переходить к ее прочтению и дальнейшему решению.

-Что необходимо сделать первым этапом при решении задачи?

-Прочитав задачу, нам необходимо найти условия и вопрос. Скажите, что в задаче будет условием, а что вопросом?

-Что необходимо сделать третьим этапом?

-Что мы можем изобразить при составлении краткой записи? И будет ли удобно конструировать одну краткую запись для того, чтобы ответить на каждый из вопросов?

Поэтому, ребята, краткую запись мы будем конструировать для каждого из вопросов на которые необходимо дать ответы.

-Четвертым этапом идет решение задачи.

-Какую краткую запись можно записать для ответа на первый вопрос?

-Как запишем решение, для того, чтобы ответить на 1 вопрос?

-Пятым этапом необходимо записать ответ.

-Прочитайте второй вопрос задаче, сконструируйте запись, решите, запишите ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте третий вопрос задаче. Скажите, сможем ли мы из двух кратких записей сказать, сколько было съедено пирожков с мясом?

-Каким действием?

-На сколько пирожков с капустой Пончик съел меньше, чем Карлсон?

-Каким действием мы можем узнать ответ на вопрос?

-На сколько пирожков Карлсон съел больше, чем Пончик? Как будем рассуждать?

-Можем ли мы записать решение данной задачи выражением?

-Сколько всего пирожков съели Пончик и Карлсон? Можем ли мы, не расписывая по действиям, а записав выражение найти ответ на поставленный вопрос? Каким образом?

-Молодцы.

-Выполняют требование учителя.

 

-Внимательно слушают учителя.

-Выполняют задания, представленные на карточках №1 «Математическое лото».

-530

-500

-130

 

-790

-470

-380

-276

-760

-20

 

-710

 

 

 

- Обращают внимание на карточки с алгоритмом действий по решению задачи, приступают к выполнению предложенного задания.

Алгоритм решения задачи:

1. Прочитать задачу.

2. Найти условие и вопрос.

3. Сконструировать краткую запись.

4. Решить задачу.

5. Записать ответ.

-Осуществляют проверку алгоритма решения задачи.

 

 

 

 

 

 

-Нет, все этапы были перепутаны.

-Обучающиеся озвучивают правильный алгоритм решения задачи. (Ответ: 2, 1, 3, 5, 4)

-Прочитать задачу.

-Пончик съел 14 пирожков с мясом и 17 с капустой. А Карлсон съел 25 пирожков с мясом и 36 с капустой. Ответьте на вопросы:

1.Сколько пирожков съел Пончик?

2.Сколько пирожков съел Карлсон?

3.Сколько пирожков было съедено с мясом?

4.На сколько пирожков с капустой Пончик съел меньше, чем Карлсон?

5.На сколько пирожков Карлсон съел больше, чем Пончик?

6.Сколько всего пирожков съели Пончик и Карлсон?

-Условие - это то что известно в задаче, вопрос – на что необходимо найти ответ.

 

-Третьим этапом необходимо сконструировать краткую запись, таблицу, схему к задаче.

-Нет.

-Внимательно слушают учителя.

                  П.                        

      П.с кап.   П. с мяс.  

          17          14

-1) 14+17=31 (п.)

 

Ответ: Пончик съел 31 пирожок.

Сколько пирожков съел Карлсон?

                 К.

     П.с кап.   П. с мяс.   

         36            25

-1) 25+36=61 (п.)

Ответ: Карлсон съел 61 пирожок.

Да, известно, что Карлсон съел 14, а Пончик - 25.

 

-Сложением.

1) 14+25=39 (п.)-с мясом.

Ответ: 39 пирожков с мясом было съедено Пончиком и Карлсоном вместе.

-Вычитанием.

1) 36-17=19 (п.)-с капустой

Ответ: Пончик съел меньше на 19 пирожков с капустой чем Карлсон.

-Для того, чтобы узнать на сколько пирожков Карлсон съел больше, чем Пончик, необходимо узнать, сколько съел каждый пирожков?

-Да.

(25+36)-(14+17)=30 (п.)

Ответ: на 30 пирожков Карлсон съел больше Пончика.

(25+36)+(14+17)=92 (п.)

Ответ: 92 пирожка съели Карлсон и Пончик вместе.

IV.              Открытие нового знания

-Откройте стр.69, найдите упражнение перед №1. Прочитайте его.

-Читаем первый пример.

-Рассуждаем, каким способом происходит вычисление? Сколько в числе 310 сотен? десятков?

 

 

 

 

-Читаем второй пример.

-Рассуждаем, каким способом происходит вычисление?

 

 

 

 

 

 

-Читаем третий пример.

-Рассуждаем, каким способом происходит вычисление?

 

 

 

-Читаем третий пример.

-Рассуждаем, каким способом происходит вычисление?

-Какой вывод мы можем сделать по результатам вычислений?

 

 

 

-Как вы думайте, над чем мы свами будем сегодня работать на уроке?

-Объясните разные способы вычислений и закончите решение.

1) 260+310= (260+300)+10=570

К первому слагаемому мы прибавляем сотни второго слагаемого, а затем десятки 2 слагаемого

-В данном случае мы разбили число 310 на сотни и десятки, таким образом, к 260 + 300= 560, 560+10=570.

2) 260+310= (200+300)+(60+10)=570

К сотням прибавляем сотни, к десяткам десятки.

-В данном случае мы разбили числа 260 и 310 на сотни и десятки, таким образом, к 2 сотням + 3 сотни получаем 5 сотен или число 500, к 6 десяткам прибавляем 1 десяток, получаем 7 десятков или число 70. Таким образом к 5 сотням прибавляем 7 десятков получаем число, состоящее из 5сотен и 7 десятков либо число 570.

3)670-140=(670-100)-40=530

Из уменьшаемого сначала вычитаем сотни вычитаемого, а затем десятки вычитаемого.

-В данном случае мы разбили число 140 на сотни и десятки, таким образом, из 670 - 100= 570, 570-40=530

4)670-140=(600-100)+(70-40)=530

Из сотен вычитаем сотни, из десятков - десятки.

-В данном случае мы разбили числа 670 и 140 на сотни и десятки, таким образом из 6 сотен вычитаем 1 сотню получаем 5 сотен или 500, из 7 десятков вычитаем 4 десятка получаем 3 десятка или число 30. К 5 сотням прибавляем 3 десятка, получаем число, состоящее из 5сотен и 3 десятков либо число 530.

-Для того, чтобы удобно было устно складывать и вычитать числа, мы можем их разбивать на сотни и десятки, и удобным для нас образом осуществлять операции сложения и вычитания.

-В данном случае можно складывать и вычитать по частям. Прибавляем сначала к числу сотни, а потом десятки, вычитаем из числа сначала сотни, а потом десятки.

-Мы будем решать примеры при помощи устных вычислений.

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнём. Одной рукой рисуем в воздухе цифру 1, другой рукой цифру 0. Молодцы, поменяйте руки и напишите в воздухе эти же цифры.

- Сейчас дадим отдохнуть нашим глазкам. Нарисуйте глазками в воздухе цифры от 1 до 10, не поворачивая голову

Повторяют за учителем

V.                Первично закрепление

1. Работа с учебником

 

 Откройте стр.69, №1. Прочитайте задание.

-Итак, первые два столбика - выполняем все вместе, с устным объяснением и записью на доске, последний столбик - самостоятельно.

-Молодцы.

-Следующий номер, №2. Прочитайте задание.

-Давайте вспомним, сколько граммов в 1 килограмме?

-Итак, выполняем все вместе с комментированием и записью на доске.

-Молодцы!

 

-Читают задание.

1)570+240=(500+200)+(70+40)=710

2)360+170=(360+100)+70=530

3)760-480=(760-400)-80=280

4)540+290=(500+200)+(40+90)=830

5)320-160=(320-100)-60=160

6)430+180=(400+100)+(30+80)=610

-Читают задание.

-В одном килограмме 1000 граммов.

1000-600=(1000-500)-100=400

500-420=(500-400)-20=80

300-280=(300-200)-80=20

600-540=(600-500)-40=60

 

-Продолжаем работу

-Прочитайте задачу под №3.

 

 

 

 

-Найдем условие и вопрос к задаче.

 

 

 

 

 

-Составим краткую запись. О ком говорится в задаче?

-Что о них говорится?

-Что известно о количестве первоклассников?

-Что известно о количестве второклассников?

-Что нужно узнать в задаче?

 

 

 

 

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

 

-Каким действием мы можем это узнать?

 

 

-Как узнать, на сколько одно число больше другого и ответить тем самым на главный вопрос задачи?

-Запишите ответ.

-За неделю краеведческий музей посетили три первых класса, по 24 человека в каждом, и два вторых класса, по 28 человек в каждом. На сколько больше было на этой неделе в музее первоклассников, чем второклассников?

Условие, то, что известно: три первых класса, по 24 человека в каждом, и два вторых класса, по 28 человек в каждом.

Вопрос, на что нужно найти ответ: на сколько больше было на этой неделе в музее первоклассников, чем второклассников?

-О первоклассниках и второклассниках.

-Что они посетили музей.

-3 класса по 24 человека.

-2 класса по 28 человек.

-На сколько больше было на этой неделе в музее первоклассников, чем второклассников?

Первоклассники -? 3 кл. по 24 чел.

Второклассники -? 2 кл. по 28 чел.      На ? 

-Нет, так как не знаем, сколько было первоклассников и сколько второклассников.

-Умножением.

1) 24*3=72 (чел.)-первоклассников;

2) 28*2-56 (чел)-второклассников;

-Из большего числа вычесть меньшее.

3) 72-56-16 (чел.)

Ответ: первоклассников было на 16 человек меньше, чем второклассников.

Самостоятельная работа

-Ребята, у нас с вами остались последние два задания, которые я предлагаю вам выполнить самостоятельно, но с последующей проверкой.

-Найдите задание под №4. Что необходимо сделать?

-Обратите внимание на то, что вам предлагается сделать разные чертежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молодцы, справились.

-Найдите №6. Прочитайте задание.

-Обратите внимание, что после каждого выражения, необходимо сделать проверку.

-Молодцы, справились с заданием!

-Внимательно слушают учителя.

-Необходимо решить задачу.

-Решают задачу.

Ш.        700м.             М.?  на 400м меньше А.

 


                                       ?

1)700 -400=300 (м.) - от магазина до аптеки

2)700+300=1000 (м.) =1 км - от школы до аптеки

Ответ: расстояние от школы до аптеки равно 1000 метров или 1 километру.

Ш.    700м.             М.    700-300   А.

 

 

                                  ?

1)700 -400=300 (м.) - от магазина до аптеки

2)700+300=1000 (м.) =1 км - от школы до аптеки

Ответ: расстояние от школы до аптеки равно 1000 метров или 1 километру.

-Читают задание.

-Выполняют задание.

1) 400+270=(400+200)+70=670

Пр.670-270=(600-200)-(70-70)=400

2) 160-90=(100-90)+60=70

Пр. 70+90=(90+10)+60=160

3) 27*3=(20*3)+(7*3)=81

Пр. 81:3=(60:3)+(21:3)=27

4) 98:14=(70:7)-(28:7)=14

Пр. 7*14=(7*10)+(7*4)=28

VI.              Подведение итогов. Рефлексия

Завершается наш урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

-Чему учились на уроке?

-Что было труднее всего? Легче всего?

-Какое задание больше понравилось? Почему?

-Где будете применять полученные знания?

-Кому сегодня сопутствовал успех?

-Молодцы! Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать.

-Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

-Отвечают на вопросы учителя.

 

 

VII.           Домашнее задание

Домашнее задание - стр.69 5,7.

 

 

Учитель:

Методист:

 

 

 

 

 

 

Задача №1

Пончик съел 14 пирожков с мясом и 17 с капустой. А Карлсон съел 25 пирожков с мясом и 36 с капустой. Сколько пирожков съел Пончик? Сколько пирожков съел Карлсон? Сколько пирожков было съедено с мясом? На сколько пирожков с капустой Пончик съел меньше, чем Карлсон? На сколько пирожков Карлсон съел больше, чем Пончик? Сколько всего пирожков съели Пончик и Карлсон?

 

Задача №1

Пончик съел 14 пирожков с мясом и 17 с капустой. А Карлсон съел 25 пирожков с мясом и 36 с капустой. Сколько пирожков съел Пончик? Сколько пирожков съел Карлсон? Сколько пирожков было съедено с мясом? На сколько пирожков с капустой Пончик съел меньше, чем Карлсон? На сколько пирожков Карлсон съел больше, чем Пончик? Сколько всего пирожков съели Пончик и Карлсон?

 

Задача №1

Пончик съел 14 пирожков с мясом и 17 с капустой. А Карлсон съел 25 пирожков с мясом и 36 с капустой. Сколько пирожков съел Пончик? Сколько пирожков съел Карлсон? Сколько пирожков было съедено с мясом? На сколько пирожков с капустой Пончик съел меньше, чем Карлсон? На сколько пирожков Карлсон съел больше, чем Пончик? Сколько всего пирожков съели Пончик и Карлсон?

 

 

Математический диктант

1.Найдите сумму чисел 500 и 30.

2.Уменьшите 700 на 200.

3.Первое слагаемое 60, второе слагаемое 70. Найдите сумму.

4.Чему равна разность чисел 840 и 50?

5.На сколько 540 больше, чем 70?

6.Из какого числа вычли 310 и получили 70?

7.Увеличьте 206 на 70.

8.Найдите разность чисел 766 и 6.

9.На сколько нужно уменьшить 827, чтобы получилось 807?

10. Увеличьте 640 на 70.

Математический диктант

1.Найдите сумму чисел 500 и 30.

2.Уменьшите 700 на 200.

3.Первое слагаемое 60, второе слагаемое 70. Найдите сумму.

4.Чему равна разность чисел 840 и 50?

5.На сколько 540 больше, чем 70?

6.Из какого числа вычли 310 и получили 70?

7.Увеличьте 206 на 70.

8.Найдите разность чисел 766 и 6.

9.На сколько нужно уменьшить 827, чтобы получилось 807?

10. Увеличьте 640 на 70.