Конспект музыкального занятия с использованием инновационных технологий «Как мы музыку искали» (старший дошкольный возраст)

  • docx
  • 30.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЗАНЯТИЕ МУСОРГСКИЙ.docx

Конспект музыкального занятия с использованием инновационных  технологий

 «Как мы музыку искали»

(старший дошкольный возраст)

 

    Щукина Лариса Васильевна,                                                                         

                                                     музыкальный руководитель МБДОУ №7

                                                                                                г. Шахтерск                                                                     

Программные задачи:

·        познакомить детей с произведением М.П. Мусоргского «Баба Яга»;

·        обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки;

·        развивать музыкальное мышление, память, воображение;

·        развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение;

·        продолжать использовать в разговорной речи музыкальные термины, свободно оперировать ими;

·        накапливать танцевальный опыт посредством мимики, пластики, жестов;

·        развивать способности к творческому перевоплощению в сценический образ;

·        развивать творческие способности дошкольников в различных видах художественной деятельности, умение отображать в рисунке впечатления от эмоционально-образного содержания музыки;

·        воспитывать любовь детей к музыке, художественный вкус, основы музыкальной культуры

Материал к занятию:

·        музыкальный центр;

·        диски с записями;

·         иллюстрация картины;

·         портрет композитора;

·        бумага для рисования;

·        кисти;

·         краски;

·         сундук;

·        «ковер-самолет»;

·         ширма;

·        кукольная рукавичка Бабы Яги;

·         костюм Бабы Яги;

·        музыкальные картинки;

·         слайды, запись балетной постановки «Баба Яга».

Предварительная работа: знакомство с композиторами и их музыкальными произведениями, с музыкальными терминами: «композитор», «оркестр», «балет», «актер», «зрители», «жанр», «темп», «характер».

Репертуар: М.Глинка «Полька», П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский «Октябрь», «Ноябрь»; музыкально- дидактическая игра «Музыкальная  мозаика».

Ход

Музыкальный руководитель: здравствуйте ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие    со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам. Двери нашей музыкальной гостиной вновь открыты для вас, ребята. Сегодня мы снова отправимся в мир музыки и красок. Вы согласны?

Дети: согласны.

Музыкальный руководитель: мы послушаем с вами новое классическое произведение… (Замечает сундук.) Ой, ребята, что это такое? Интересно, кто мог оставить этот большущий сундук? А давайте посмотрим, что внутри, может, узнаем, кому он принадлежит. (Заглядывает в сундук и удивляется.)

Ребята, здесь   столько много вещей! А это, что за вещь?

Дети: диск.

Музыкальный руководитель: ничего себе — это наш диск! На ней должны быть записаны знакомые нам классические произведения. Давайте послушаем. (Ставит кассету в магнитофон, звучит какофония.) Что происходит? Музыки нет! Что же мы будем делать? (Ответы детей.) Давайте еще заглянем в сундук. (Заглядывает и находит конверты с музыкальными   картинками, на каждом конверте — вопрос.) Какие-то конверты! (Открывает.) Это же наши музыкальные картинки! Они разрезаны! Это похоже на колдовство. Видно, кто-то захотел испортить нашу встречу. Но ему это не удастся! Нужно как-то исправить ситуацию. Подскажите как, ребята. (Предложения детей.) Я придумала: сначала мы сложим музыкальные картинки и вспомним, каким произведениям они соответствуют, затем ответим на вопросы. Может быть, и музыка появится. (Дети складывают музыкальные картинки, называют произведение и композитора, отвечают на вопросы.)

1. П.И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»   (к  какому жанру можно отнести это произведение?)

2. П.И. Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» (что такое балет?)

3. Д. Шостакович «Танец кукол» (кто такой композитор? Каких композиторов вы знаете?)

4.  М.Глинка. «Полька».   (какие жанры вам известны? К какому жанру можно отнести это произведение?)

Музыкальный руководитель: если бы у нас была музыка, можно было бы передать это в движениях, в танце. Жаль... (Внезапно начинает звучать музыка.)  Ребята, слышите?.. Колдовство исчезло, в зале снова зазвучала музыка. Не зря мы так с вами старались сложить мозаику и ответить на все вопросы. Давайте станцуем польку, учитывая динамические оттенки и изменения темпа. (Дети исполняют польку.) Молодцы, ребята! Какой великолепный получился танец!

(Речь музыкального руководителя прерывает страшный голос.)

Голос: догадались, исправили и вернули свою музыку?! Хе..., умники-разумники. Но моя музыка все равно лучше вашей!

Музыкальный руководитель: интересно, кому принадлежит этот страшный голос? Я думаю, что этот сундук принадлежит ему... Ребята, мне кажется, что в сундуке был еще один диск, возможно про него   и идет речь. (Открывает сундук.) Ой, тут не только диск, еще какая – то вещь!   Ребята как вы думаете, что это такое?

Дети: ковер – самолет.

Музыкальный руководитель: может, это ковер-самолет? (достает   иллюстрации и рассматривает.   Еще здесь лежит   портрет композитора, иллюстрация картины. А-а-а! Я догадалась!   Присаживайтесь ребята на стульчики.  Я догадалась, о каком произведении идет речь! И теперь точно знаю, кому принадлежит этот ужасный голос и этот таинственный сундук. Вы сейчас поймете, о ком идет речь. Только ответьте, любите ли вы сказки?

Дети: любим.

Музыкальный руководитель: а какие сказки вы знаете?

Дети: Колобок. Репка.  Маша и Медведь.

Музыкальный руководитель: Молодцы, много знаете сказок! А ведь сказки бывают и музыкальные. А как вы думаете, кто может написать музыкальную сказку?

Дети: композитор.

Музыкальный руководитель: правильно, ребята, это композитор. Сегодня таинственный голос предлагает нам послушать новое произведение композитора, которого звали Модест Петрович Мусоргский. (Показывает портрет.)

Модест Петрович Мусоргский родился в России. С ранних лет мама учила мальчика играть на фортепиано. Он любил природу, а вечерами с удовольствием слушал сказки, которые рассказывала ему няня. Прошло время, Модест вырос и стал великим музыкантом, композитором.

Сегодня мы послушаем одну очень интересную фантастическую пьесу. Отгадайте загадку и сами узнаете, о ком эта пьеса:

Воспитатель:               

Среди леса на опушке

Стоит старая избушка,

А в избушке той — старушка,

Горбатая, носатая

Колдует над котлом,

А черный кот усатый

Играется с клубком.

Что же эта за избушка?

Как зовут эту старушку?

Дети: Баба Яга

Воспитатель: а вы знаете, почему её зовут Баба Яга? От слова «ягать», значит «кричать, ругаться». Музыкальная пьеса так и называется «Баба Яга». А как была написана эта пьеса, я вам сейчас расскажу.

Однажды М.П. Мусоргский побывал на выставке своего друга-художника. Там он увидел много интересных картин, а среди них рисунок часов «Избушка на курьих ножках» (показ иллюстрации). Композитор вспомнил нянюшкины сказки о Бабе Яге, о волшебстве и написал музыкальную пьесу «Баба Яга».

Музыкальный руководитель: ну, что ж, ребята, пришло время отправиться нам в путешествие и послушать эту пьесу. На чем можно отправиться в путешествие?

Дети: на самолете, автобусе и т.д.

Музыкальный руководитель: а в сказке?

Дети: на ковре – самолете.

Музыкальный руководитель: так как путь туда долгий, мы полетим с вами   на ковре-самолете, он у нас уже есть, располагайтесь поудобнее.

(воспитатель включает телевизор)

Слайд (изображение избушки на курьих ножках с Бабой Ягой)

Музыкальный руководитель: давайте все вместе скажем сказочную считалочку:            

Полетели, полетели,

В лес дремучий прилетели.

В том лесу стоит избушка,

А в избушке той старушка,

Баба Яга – костяная нога

Не боимся мы тебя!

Музыкальный руководитель: слушайте и смотрите внимательно – это нам пригодиться.

 (Под инструментальное сопровождение исполняется балетная зарисовка.)

Музыкальный руководитель: вам понравилось   музыкальное произведение?

Дети: понравилось.

Музыкальный руководитель: помните, как оно называется?

Дети: Баба Яга.

Музыкальный руководитель: кто написал это произведение?

Дети: Модест Петрович Мусоргский

Музыкальный руководитель: хотите еще раз послушать.

Дети: хотим.

Музыкальный руководитель: у меня есть для вас задание. Слушайте внимательно и потом расскажите мне какой характер этой пьесы. Давайте   сложим ковер-самолет, может он нам еще пригодиться и вернемся в нашу музыкальную гостиную.

 (дети садятся на стульчики   повторно слушают 1 часть произведения)

Музыкальный руководитель: какая музыка по характеру?

Дети: сердитая, грозная, сказочная, фантастическая.

Музыкальный руководитель: вы слушали музыкальное произведение в исполнении одного инструмента или многих?

Дети: многих инструментов.

Музыкальный руководитель: кто исполняет это   музыкальное произведение?

Дети: симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель: правильно.  Мы слышим звуки многих музыкальных инструментов, значит пьесу исполняет симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель: вы хотели бы стать артистом и превратиться в образ Бабы Яги?

Дети: очень хотели бы.

Музыкальный руководитель: а помните мы с   вами смотрели, как артисты балета исполняет роль  Бабы Яги?

Дети: да.

Музыкальный руководитель: а что для этого нужно сделать?

Дети: сначала одеть костюм Бабы Яги.

Музыкальный руководитель: вы знаете, а в этом сундуке Бабы Яги есть разные наряды. Давайте выберем какой – то элемент из ее одежды   и оденем его на себя.   (дети одеваются)

Музыкальный руководитель: вам не страшно?

Дети: нет.

Музыкальный руководитель: конечно, вам не должно быть страшно, ведь мы с вами артисты. С помощью танцевальных движений под музыку мы перевоплотимся в этот сказочный персонаж. Дети «наряжаются» и перевоплощаются в сказочного героя.

Музыкальный руководитель: молодцы, мне очень понравился в вашем   исполнении образ Бабы Яги. Вот видите, как под волшебную музыку композитора М.П. Мусоргского мы с вами побывали в сказке.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам превратиться в художников и нарисовать свои впечатления от прослушанного музыкального произведения.  (Появляется кукольная Баба Яга из-за ширмы)

Баба Яга: ой, ой, ой.  Собрались они меня рисовать. Ничего у вас не получится.

Воспитатель: вот и получится.  Дети внимательно смотрели танцевальную композицию, слушали музыку Мусоргского, посмотрели картины художников с твоим изображением, и сейчас все свои впечатления   от увиденного и услышанного передадут в своих рисунках. А если хочешь в этом убедиться, пойдем с нами с изостудию.

Баба Яга: я очень хочу, может после этого я стану доброй и перестану пугать всех в лесу.

Музыкальный руководитель: мы с вами ребята не прощаемся, позже гости посмотрят ваши рисунки.

Воспитатель берет «рукавичку Бабы Яги» и они идут в группу (дети   идут в костюмах и снимают их в группе).

(Дети рисуют свои впечатления)