Конспект на тему : "Дифференциация У-Ю"
Оценка 4.6

Конспект на тему : "Дифференциация У-Ю"

Оценка 4.6
doc
07.06.2023
Конспект на тему  : "Дифференциация У-Ю"
дифференциация у-ю.doc

Логопедическая тема: Дифференциация у – ю.

Лексическая тема: Цветы.

Цель: обучение различению  гласных у – ю на слух и на письме, пополнение знаний по теме «Цветы».

Задачи:

  • Образовательные: учить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными у-ю.; осуществлять контроль и самоконтроль своих действий.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа, синтеза;
    • развивать зрительную, речеслуховую память, внимание, логическое мышление (через обобщение, исключение «лишнего» предмета),пространственные представления;
    • расширять и обогащать лексический запас детей по теме «Цветы».
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, умение слушать речь педагога и сверстников, уважать мнение партнёра.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование положительной адекватной самооценки на основе критериев упешности.
  • Метапредметные:
    • регулятивные: умение сохранять цель до конца занятия, оценивание правильности выполнения своих действий;
    • коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и в письменной форме;
    • познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.
  • Предметные: умение слышать различия в произношении мягких и твёрдых согласных, обозначать на письме мягкость согласных буквой Ю, твёрдость согласных буквой – У, автоматизация орфограммы ЧУ-ЩУ.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, зеркала,  карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, бумажные цветы для создания «букета настроений»: для каждого цветок красного и голубого цвета.  Презентация «Дифференциация у – ю »

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дети, я рада вас вновь видеть на нашем логопедическом занятии. Пожелайте друг другу успеха:
Самоопределение  к деятельности – пожелание успеха друг другу: Желаю успеха большого всегда и везде, удачи тебе на занятии! (Соединяют по очереди пальцы с соседом по парте.)(Слайд 2)

2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи

– Повторите за мной слова, разделите их на слоги, выделите ударный гласный:

Туча, тюбик, сумка, салют, клюква, плюшка.

– Какие гласные были ударными? Почему? После каких согласных пишем у, а после каких – ю? 
– Сформулируйте тему нашего занятия: различай … 
– Обозначим наши цели: чему должны научиться. (Ответы детей).
– Сравним у – ю по артикуляции (слайд 3)

Зеркала: произносим [у] – [йу]. Посмотрите на свои губы, язык. Что происходит? (У – губы «трубочкой»,спинка языка выгнута, йу- сначала губы в «улыбке»,спинка языка выгнута крутой «горкой», затем  губы «трубочкой», спинка языка выгнута)

Вывод обучающихся: Ю – состоит из двух звуков[ йу].

– Когда Ю обозначает два звука? (Слайд 4) (Ю – обозначает 2 звука в начале слова, после гласных и после мягкого (и твёрдого) знака, а в слове тюльпан (после согласного) – ю – показатель мягкости согласного.)

3. Развитие фонематического восприятия

Прослушайте слоги, сожмите кулачки, если произнесу твёрдо, а если мягко – покажите ладошки: лю, гу, гю, ку, ру, дю, кю, юн?

 4. Развитие пространственных представлений, навыков слогового анализа и синтеза

Буквы у – ю живут в своём доме (слайд 5)
Сколько этажей в этом доме, сколько подъездов? Прочтите слоги с твёрдыми согласными, слоги с мягкими согласными.

лу

лю

лу

лю

ну

ню

ну

ню

ру

рю

ру

рю

су

сю

су

сю

ту

чу

ту

щу

ду

дю

ду

дю

– Почему  слоги чу, щу   выделены? Открыли тетради. Составьте и запишите слова с теми слогами, где согласный звучит мягко. Подчеркните согласный мягкий зелёной пастой.

Коллективная работа: люди, нюх, рюкзак, сюрприз, тюк, дюжина, чужой, щука …

– Сегодня к нам пришла скороговорка. (Слайд 6) Что мы должны сделать, чтоб её прочесть?

Работа в парах – составление скороговорки.

Цветнике, в, цветут, цветы. 

Проверка.

– Произнесём как скороговорку. Значит, о чём ещё будем говорить? О цветах!

5. Закрепление навыков дифференциации мягких и твёрдых согласных, пополнение словаря по теме «Цветы»

(Слайд 7) Прочтите загадку:

В белой шапке стоит дед, если дунешь – шапки нет. 
– Что это за цветок? (Слайд 8) (Одуванчик). Какую букву запишем, почему? Где растёт одуванчик? (На лугу).

(Cлайд 9) – О каком цветке эта загадка?

Пройди по зелёному лугу, увидишь ты скромный цветок,
Будь осторожен: он ядовит и очень жесток. (Cлайд 10) (Лютик)

– Какую букву запишем? Почему этот цветок называют «лютик едкий»? Лютик едкий растёт …(на лугу).

(Слайд 11) – А этот цветок очень хрупкий – что это значит:

Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнёт: «Не забудь про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовётся  … (слайд 12 – незабудка).

– Какую нашу гласную запишем? Где ещё есть «опасное» место? Незабудка – от  не забуду. Где растёт незабудка? (На лугах, в сырых местах).

(Слайд 13) – Прочтите, и дополните это предложение:  В день рождения мой, весной, дарят красные … Какие же цветы – символ весны? (Слайд 14 – тюльпаны). 
– Какую гласную запишем, почему?
– Прочтите названия цветов, какой цветок будет лишним? (Тюльпан – садовый цветок). 
– А какие ещё садовые цветы знаете? (Слайд 15)

(Слайд 16)

Снятие усталости, сохранение зрения – электронная физминутка – розы.

6. Физминутка, развитие внимания

Что нужно, чтобы цветы хорошо росли?

Солнышко – руки поднимаем вверх,
Земля – приседаем,
Дождик – руки вперёд,
Пчёлки – помахали руками.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Согласование  имён прилагательных с  именами существительными.

– А какими бывают цветы? (Слайд 17)

Работа на индивидуальных карточках: вставь у – ю:

Ч…десные, хр…пкие, гол…бые, кр…пные, л…бопытные, кол…чие,д…шистые.

Проверка – слайд 17 – выводы.

– Что это за слова? Слова – признаки.  Подберите  подходящие  по смыслу слова – предметы – названия цветов.

8. Закрепление  у – ю в предложениях. Воспитание бережного отношения к природе

– Как надо относиться к цветам?
– Об этом говорится и в стихотворении. Что нужно сделать, чтоб его прочесть?

Работа в паре.

Я ид… по зелёном… л…г…,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упр…го,
И я слыш… цветов голоса.
Они шепч…т:
«Не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли».

 Проверка – слайд 18.

9. Рефлексия деятельности

– Над чем сегодня работали? 
– После каких согласных пишем у, ю? 
– Какое правило надо помнить? 
– О чём ещё узнали? 
– Удалось ли достигнуть поставленных целей?
– Оцените уровень владения темой по линеечке достижений.

Рефлексия настроений – слайд 19 – прикрепите к нашей вазе красный цветок, если вам понравилось на занятии, вы узнали для себя что-то новое, голубой – если не понравилось.

 


Логопедическая тема: Дифференциация у – ю

Логопедическая тема: Дифференциация у – ю

Логопед: Здравствуйте, дети, я рада вас вновь видеть на нашем логопедическом занятии

Логопед: Здравствуйте, дети, я рада вас вновь видеть на нашем логопедическом занятии

Почему слоги чу, щу выделены?

Почему слоги чу, щу выделены?

Что нужно, чтобы цветы хорошо росли?

Что нужно, чтобы цветы хорошо росли?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023