Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
«Наша Родина – Россия».
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Воспитатель: Дети, что нам нужно делать
для того, чтобы наша Родина стала еще краше?
Дети: Нужно любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку, сохранять её
богатства, трудиться, защищать, жить в мире и дружбе. А самое главное любить
близких, дружить с ребятами в детском саду.
Воспитатель: Я предлагаю закончить занятие пословицей «Если дружба велика – будет Родина крепка».
Ключевые слова: Родина, Россия, россияне, народы, национальность.
Россия – многонациональное государство, но всех граждан России, таких разных по происхождению, языку, обычаям и традициям, объединяет одно - любовь к Родине, к родному дому. И это действительно так, ведь любовь к Родине начинается на пороге своего дома. Мы любим свою страну, свой город, родной край, как свою маму, а ведь Родина – мать своего народа и, как мать, она гордится своими «детьми», заботится о них, придает им силы. А «дети», в свою очередь, испытывают чувство любви к своей Родине.
Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре России, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
Предварительная работа: рассматривание
репродукций картин о
нашей необъятной стране и её прекрасной природе.
Чтение стихов и пословиц о Родине, выборочное заучивание.
Прослушивание записей гимна и песен о Родине.
Оборудование:
Гимн России, песня о России, карточки с буквами для составления слов, физическая карта России, изображение герба России (для проведения игры), российский флаг, ленточки белого, синего и красного цвета, ватман с изображением березы, заготовки цветов (скрапбукинг), вата, салфетки желтого цвета, цветная бумага черного и зеленого цвета, шаблоны елочек, простые карандаши, тарелочки, подставки для кистей, кисти для клея, клей, салфетки.
Ход занятия.
(Дети входят в группу под мелодию песни о России).
Воспитатель: Дети, а вы любите
путешествовать? Я предлагаю сегодня отправиться в путешествие. Но куда? Мы
сейчас с вами узнаем. Посмотрите, у меня растерялись слоги НА, ДИ,
РО, СИ, Я, РОС. Давайте попробуем из них составить слова.
(дети составляют).
Воспитатель: Так куда же мы с вами отправимся? ( дети читают слова - Родина , Россия) Правильно, мы будем путешествовать по нашей Родине. Как она называется? (Россия)
Ребята, а давайте посмотрим на карту. Россия большая, красивая и богатая страна. Через всю страну протекает много рек, много лесов, в которых много разных зверей, растет много грибов и ягод.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей!
Воспитатель: Как называемся мы, люди,
живущие в России? (россияне). Мы – граждане России, мы гордимся своей страной и
любим её. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет
свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн - символы нашей Родины –
России). Послушайте, я расскажу вам сказку о Егории, царевне и змее.
«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье –
напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря.
Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства.
Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но
чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого, ни овец, ни коров, ни
коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на
съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег
морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром
коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил
его».
Воспитатель: Ребята, о каком символе былина? (о
гербе). Правильно. А кто расскажет, что изображено на гербе. (Герб России
представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый
орел. Справа, у него скипетр, а слева - держава).
А что такое скипетр? (Скипетр - это жезл, украшенный золотом и
драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом
наверху.)
На груди орла на фоне красного щита помещено
изображение всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него
серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла.
Верный конь воина топчет дракона копытами.
Воспитатель: Правильно. Герб России символизирует
красоту и справедливость, победу добра над злом.
А где мы часто встречаем герб? (Он изображён на всех важных документах,
а отдельные его элементы – на монетах.)
Давайте поиграем с вами в игру « Собери герб России». (Дети на
магнитной доске прикрепляют элементы герба по порядку)
У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
На груди орла – щит красный,
Дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне.
Развивается плащ синий,
И копьё в руке блестит.
Побеждает всадник сильный,
Злой дракон у ног лежит.
Воспитатель: Давайте с вами повторим. Какого цвета конь?
Дети: Белого
Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?
Дети: Синего.
Воспитатель: Какого цвета щит?
Дети: Красного
Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный
Дети: Цвета государственного флага .
Правильно. Флаг – это тоже государственный символ.
Ребята, а подскажите где же можно увидеть
наш флаг?
Дети: Флаг можно увидеть на улицах города. Еще он развивается над зданием
Кремля.
Воспитатель: Сколько цветов имеет флаг?
Флаг имеет 3 цвета (белый, синий, красный)
А что означает на флаге полоска белого цвета?
Дети: Белая полоска напоминает о белоствольных березах, о русской
зиме с бескрайними снежными просторами. О легких летних облачках, о белых
ромашках на лугу.
Воспитатель: Белый цвет символизирует о том, что наша страна миролюбивая и ни
на кого не нападет.
А синяя полоса, что означает?
Дети: Синяя полоска похожа на синее небо. Синие реки и моря.
Воспитатель: Обозначает синяя полоса на флаге верность, народ любит
свою страну, защищает её и предан ей.
А красный цвет на флаге, что обозначает?
Дети: Красный цвет на Руси всегда считался самым красивым.
Это цвет цветущих цветов, тепла и радости. Это цвет силы, цвет крови людей
пролитой за Родину.
А кто расскажет стихотворение о флаге?
Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет – для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага –
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге – верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.
Белый – это чистота,
Благородство, высота.
Светлых Ангелов привет
Означает белый цвет.
Воспитатель: Очень важно не
перепутать порядок полос флага. Вверху полоска какого цвета ?
Дети: Полоса белого цвета
Воспитатель: В середине?
Дети: Полоса синего цвета
Воспитатель: Внизу?
Дети: Полоса красного цвета.
Сейчас мы поиграем в игру «Российский флаг» Внимательно слушайте,
двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки
постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага. Возьмите по
одной ленточке.
Игра «Российский флаг».
(Дети двигаются в соответствии с музыкой:
марш – шагают.) По
окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов
Российского флага – белый, синий, красный и машут ленточками над головой.
Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки и
подойдите ко мне.
Воспитатель: Ребята, а какой музыкальный символ страны вы знаете? (гимн). А что
такое гимн? (гимн – это торжественная песня , символ государства). А как
слушают гимн? (Гимн слушают стоя). Во время исполнения гимна все встают, этим
люди выражают свое уважение к стране). А когда звучит гимн? ( Государственный
гимн звучит в особо торжественных случаях, во время спортивных
состязаний, в честь победителей). Давайте и мы с вами послушаем гимн
России. (Звучит гимн).
Не правда ли красивая музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн,
в наших сердцах появляется гордость.
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина? Как вы думаете? ( Родиной называют то место, где живут папа, мама и я).
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Воспитатель: Правильно, слово Родина знает каждый. Родина - это то место, где
ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Много
пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
Пословицы и поговорки о Родине:
- Родина любимая, что мать родная.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Жить - Родине служить.
- Родина - мать, умей за нее постоять.
Воспитатель: Чему же учат эти пословицы?
Дети: Пословицы учат нас доброте, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
Воспитатель: Как вы думаете, какое дерево
можно считать символом России? (берёзу)- показываю заранее нарисованное
дерево
Верно, берёзу. А за что русские люди любят это дерево?
(За красоту, берёзовый сок, дающий бодрость и силу, бересту, давшую
письменность, берёзовые почки и веники, сохраняющие здоровье.)
Воспитатель: Береза – это краса, гордость и символ России.
Деревьев разных не
сочтешь —
Одно другого краше,
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей?
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю выполнить коллективную работу «Моя
Родина». Посмотрите, как грустно и одиноко стоит береза на поляне. Что мы можем
сделать, чтобы поляна ожила?
Дети: Мы можем сделать из салфеток яркое солнце, из ваты облака, из бумаги зеленого цвета травку, елочки, сделать цветы, птиц (оригами).
Физкультминутка «Моя Россия».
Приезжай за моря и океаны, (дети «едут»)
Над всею Землёй пролети: (дети «летят»)
Есть на свете различные страны (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти (отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды (дети приседают)
Широка и привольна Земля (дети встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, («стучат» руки перед собой)
И шумят расцветая поля… (плавные взмахи руками, разведёнными в стороны).
Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе!
О чём мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали? Что было для вас интересным?
Литература:
1. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. -Москва: Издательство Скрипторий 2010. –109с.
2. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации)/ сост. Ю. Е. Антонов и др. – Москва: АРКТИ, 2003. –168 с.
3. С чего начинается Родина?: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Творческий центр Сфера, 2004. -192 с..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.