Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем»
Оценка 4.7

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем»

Оценка 4.7
docx
16.02.2021
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем»
13.docx

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем»

Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества и культуры

поведения, к традициям русского народа.

Задачи:

·         воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доброжелательными;

·         познакомить детей со старинным предметом быта русского народа - с самоваром, с традициями народного чаепития;

·         расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие»,

«посиделки», «горница», «фарфор»;

·         учить отгадывать загадки;

·         закрепить приёмы лепки из солёного теста;

·         развивать внимание, речь, мышление, память.

Оборудование: самовары, чашки, сахарницы, сухарница, чайные угощения, русская народная музыка.

Словарная работа:

·         обогащение: самовар, лукошко;

·         активизация: чаепитие, чайник, чай, баранки, калачи.

Предварительная работа:

·         знакомство с предметами быта – деревянными ложками, ухватом, чугунком, горшком;

·         разучивание пальчиковой гимнастики «Бай-качи-качи-качи»;

·         разучивание хоровода, «Самовар»;

·         чтение сказок "Федорино горе ", "Муха - Цокотуха".

·         рассматривание альбома "От самовара к чайнику".

Оборудование: блюдца, чашки, самовар (большой и маленький, фарфоровый, металлический), 2 заварных чайника прозрачных, стаканчик прозрачный, картинки с разными самоварами, куклы, кукольная посуда, соленое тесто, доски для лепки, стеки, печатки, тарелка с конфетами для детей и гостей.

Планируемый результат: проявляет интерес к истории возникновения самовара, умеет пользоваться выразительными средствами речи, имеет представление о культуре поведения за столом.

 

Содержание деятельности

Воспитатель (Хозяйка).

- Здравствуйте, детки дорогие! Проходите, присаживайтесь, всем места

хватит. Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будут организованны посиделки.

В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: осенью, когда

заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки без чаю горячего, бодрящего, освежающего! А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаёвничать? Загадаю я вам загадку.

Хоть задрал он к верху нос,

Но это не всерьёз.

Не перед кем он не гордиться

Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)

-Правильно, мальчики и девочки. Давайте его рассмотрим.

- Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)

- Какой чайник?

- Для чего он нужен?

- А что нам еще нужно будет для чаепития? (Чашечки, блюдечки, ложечки.)

- Посмотрите, на столе у нас есть такие предметы.

- А теперь следующая загадка.

Стоит пузачок,

Блестит бочок.

Шипит, ворчит,

Всем чай пить велит. (Самовар.)

- Молодцы! Посмотрите какой самовар у меня есть.

- Я иду, иду, иду.

Самовар в руках несу,

Сасмовар в руках несу,

Прибауточку пою.

- Это самовар. Так кто же он такой – самовар? Для чего он нужен? (Ответы детей.)

- Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды, он прадед современных чайников. Считается, что родина самовара –город Тула. Поэтому первые самовары называют тульскими. (Подвести детей к выставке самоваров.) Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки делали в виде образов различных животных, птиц, рыб, например: львов, петухов и пр. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Мастер вкладывал в самовар всю душу, всю свою фантазию, все свои умения. Форма самоваров все время менялась. И если в настоящее время мы можем встретить в доме электрический самовар. Т.е с помощью чего он нагревается? (Электричества.) То в старину, что бы чаю попить, самовар надо было затопить заранее. (Рассматривают самовар.) Посмотрите, внутри самовара есть труба. Она называется кувшин. В него закладывали щепки, маленькие палочки, уголь, шишки и поджигали. Вокруг кувшина была вода. Ее наливали в стенку. Щепочки горели, нагревали воду и вода закипала. Самовар начинал ворчать, шуметь, гудеть.

- Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар - то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. Вставайте в кружочек.

(Дети встают в круг.)

Физминутка

Как на ярмарку, на праздник

Привезли нам самовар.

Вот такой вышины,

Вот такой низины.

Вот такой ширины,

Вот такой узины.

Самовар, самовар!

Вот так чудо-самовар!

- Ребята, а я вот хочу спросить, если самовар закипел, как будет, называется вода, (Дети: кипяток, правильно, потому что он очень горячий.)

- А трогать руками его можно? Нет нельзя, верно. Запомните!

- А теперь давайте пройдем, ребята к столу, я покажу вам, как заваривается чай. Есть разные сорта чая, а я приготовила для вас черный и зеленый. Мы возьмем прозрачный стаканчик, открываем у самовара краник, посмотрите, льется кипяток! Какого он цвета, ребята? (ответы детей). Бесцветный, прозрачный. А почему идет пар? (Ответы детей.) Потому что вода только что закипела, и очень горячая. Вот какой у нас кипяток! А теперь я насыпаю черный чай в заварочный чайник, в этом чайнике будет завариваться чай, поэтому он и называется - заварочный. Заваривают чай кипятком, а где мы его возьмем? (Ответы детей.) Правильно, из самовара. Открываем краник и наливаем кипяток. Посмотрите, кипяток был прозрачный, а что же сейчас с ним происходит? (Ответы детей.) Чай заваривается, как много чаинок плавает и кипяток становится темным, насыщается цветом. А в другом заварочном чайнике у нас зеленый чай, посмотрите, какое волшебство, листики разворачиваются, а заварка получается светлого оттенка. Посмотрите, ребята, как разные сорта чая, окрашивают кипяток в разные цвета. Черный чай - становится темного цвета, а зеленый - светлого. А что бы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо, настояться несколько минут.

- Посмотрите, ребята, наши куклы тоже решили чаепитие устроить. Они приготовили чашки, ложки, блюдца и даже самовар (чайник). Но все-таки, я думаю, на столе чего-то не хватает. Как вы думаете чего? (Дети догадываются, что куклам не с чем пить чай. Они предлагают помочь им.)

- У меня в лукошке есть тесто. Давайте мы слепим из него для наших кукол баранки и печенье. Но сначала давайте вспомним потешку про баранки (дети произносят слова и выполняют движение пальчиками по тексту):

Бай-качи-качи-качи!

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи

С пылу, с жару из печи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи,

Нам остались лишь бараночки.

Дети садятся за столы, вспоминают как лепить баранки, печенье.

- Умницы, ваше угощение понравилось куклам. Они вам говорят спасибо.

- Давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня говорили?

- О чем вы расскажите дома?

- Мальчики и девочки, а обратите внимание на наш стол. Чай в заварном чайничке заварился и зелёный, и черный. Появилось угощение на столе. Прямо у нас скатерть-самобранка. Что же и мы с вами почаевничаем. Устроим посиделки.

 


 

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем»

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем»

Рада вас встречать в моей горнице

Рада вас встречать в моей горнице

Форма самоваров все время менялась

Форма самоваров все время менялась

Посмотрите, ребята, наши куклы тоже решили чаепитие устроить

Посмотрите, ребята, наши куклы тоже решили чаепитие устроить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2021