Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем»
Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества и культуры
поведения, к традициям русского народа.
Задачи:
· воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доброжелательными;
· познакомить детей со старинным предметом быта русского народа - с самоваром, с традициями народного чаепития;
· расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие»,
«посиделки», «горница», «фарфор»;
· учить отгадывать загадки;
· закрепить приёмы лепки из солёного теста;
· развивать внимание, речь, мышление, память.
Оборудование: самовары, чашки, сахарницы, сухарница, чайные угощения, русская народная музыка.
Словарная работа:
· обогащение: самовар, лукошко;
· активизация: чаепитие, чайник, чай, баранки, калачи.
Предварительная работа:
· знакомство с предметами быта – деревянными ложками, ухватом, чугунком, горшком;
· разучивание пальчиковой гимнастики «Бай-качи-качи-качи»;
· разучивание хоровода, «Самовар»;
· чтение сказок "Федорино горе ", "Муха - Цокотуха".
· рассматривание альбома "От самовара к чайнику".
Оборудование: блюдца, чашки, самовар (большой и маленький, фарфоровый, металлический), 2 заварных чайника прозрачных, стаканчик прозрачный, картинки с разными самоварами, куклы, кукольная посуда, соленое тесто, доски для лепки, стеки, печатки, тарелка с конфетами для детей и гостей.
Планируемый результат: проявляет интерес к истории возникновения самовара, умеет пользоваться выразительными средствами речи, имеет представление о культуре поведения за столом.
Содержание деятельности
Воспитатель (Хозяйка).
- Здравствуйте, детки дорогие! Проходите, присаживайтесь, всем места
хватит. Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будут организованны посиделки.
В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: осенью, когда
заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки без чаю горячего, бодрящего, освежающего! А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаёвничать? Загадаю я вам загадку.
Хоть задрал он к верху нос,
Но это не всерьёз.
Не перед кем он не гордиться
Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)
-Правильно, мальчики и девочки. Давайте его рассмотрим.
- Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)
- Какой чайник?
- Для чего он нужен?
- А что нам еще нужно будет для чаепития? (Чашечки, блюдечки, ложечки.)
- Посмотрите, на столе у нас есть такие предметы.
- А теперь следующая загадка.
Стоит пузачок,
Блестит бочок.
Шипит, ворчит,
Всем чай пить велит. (Самовар.)
- Молодцы! Посмотрите какой самовар у меня есть.
- Я иду, иду, иду.
Самовар в руках несу,
Сасмовар в руках несу,
Прибауточку пою.
- Это самовар. Так кто же он такой – самовар? Для чего он нужен? (Ответы детей.)
- Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды, он прадед современных чайников. Считается, что родина самовара –город Тула. Поэтому первые самовары называют тульскими. (Подвести детей к выставке самоваров.) Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки делали в виде образов различных животных, птиц, рыб, например: львов, петухов и пр. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Мастер вкладывал в самовар всю душу, всю свою фантазию, все свои умения. Форма самоваров все время менялась. И если в настоящее время мы можем встретить в доме электрический самовар. Т.е с помощью чего он нагревается? (Электричества.) То в старину, что бы чаю попить, самовар надо было затопить заранее. (Рассматривают самовар.) Посмотрите, внутри самовара есть труба. Она называется кувшин. В него закладывали щепки, маленькие палочки, уголь, шишки и поджигали. Вокруг кувшина была вода. Ее наливали в стенку. Щепочки горели, нагревали воду и вода закипала. Самовар начинал ворчать, шуметь, гудеть.
- Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар - то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. Вставайте в кружочек.
(Дети встают в круг.)
Физминутка
Как на ярмарку, на праздник
Привезли нам самовар.
Вот такой вышины,
Вот такой низины.
Вот такой ширины,
Вот такой узины.
Самовар, самовар!
Вот так чудо-самовар!
- Ребята, а я вот хочу спросить, если самовар закипел, как будет, называется вода, (Дети: кипяток, правильно, потому что он очень горячий.)
- А трогать руками его можно? Нет нельзя, верно. Запомните!
- А теперь давайте пройдем, ребята к столу, я покажу вам, как заваривается чай. Есть разные сорта чая, а я приготовила для вас черный и зеленый. Мы возьмем прозрачный стаканчик, открываем у самовара краник, посмотрите, льется кипяток! Какого он цвета, ребята? (ответы детей). Бесцветный, прозрачный. А почему идет пар? (Ответы детей.) Потому что вода только что закипела, и очень горячая. Вот какой у нас кипяток! А теперь я насыпаю черный чай в заварочный чайник, в этом чайнике будет завариваться чай, поэтому он и называется - заварочный. Заваривают чай кипятком, а где мы его возьмем? (Ответы детей.) Правильно, из самовара. Открываем краник и наливаем кипяток. Посмотрите, кипяток был прозрачный, а что же сейчас с ним происходит? (Ответы детей.) Чай заваривается, как много чаинок плавает и кипяток становится темным, насыщается цветом. А в другом заварочном чайнике у нас зеленый чай, посмотрите, какое волшебство, листики разворачиваются, а заварка получается светлого оттенка. Посмотрите, ребята, как разные сорта чая, окрашивают кипяток в разные цвета. Черный чай - становится темного цвета, а зеленый - светлого. А что бы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо, настояться несколько минут.
- Посмотрите, ребята, наши куклы тоже решили чаепитие устроить. Они приготовили чашки, ложки, блюдца и даже самовар (чайник). Но все-таки, я думаю, на столе чего-то не хватает. Как вы думаете чего? (Дети догадываются, что куклам не с чем пить чай. Они предлагают помочь им.)
- У меня в лукошке есть тесто. Давайте мы слепим из него для наших кукол баранки и печенье. Но сначала давайте вспомним потешку про баранки (дети произносят слова и выполняют движение пальчиками по тексту):
Бай-качи-качи-качи!
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару из печи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи,
Нам остались лишь бараночки.
Дети садятся за столы, вспоминают как лепить баранки, печенье.
- Умницы, ваше угощение понравилось куклам. Они вам говорят спасибо.
- Давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня говорили?
- О чем вы расскажите дома?
- Мальчики и девочки, а обратите внимание на наш стол. Чай в заварном чайничке заварился и зелёный, и черный. Появилось угощение на столе. Прямо у нас скатерть-самобранка. Что же и мы с вами почаевничаем. Устроим посиделки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.