Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Тема: «Лебеди»
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование знаний детей о лебедях.
Задачи:
-воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
-вызывать стремление беречь их, помогать им.
-уточнить и расширить знание детей о лебедях.
Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»; русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Средства: - наглядные: картинки с изображением лебедей (белого, серого и чёрного цвета).
- литературные: чтение стихотворения, загадывание загадки.
Словарная работа: обогащение активного словаря детей.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня, я хочу вам рассказать об одних очень красивых, верных птицах. А о ком именно я хочу вам рассказать, вы узнаете, отгадав мою загадку. Слушайте внимательно! Дети внимательно слушают загадку.
Воспитатель загадывает загадку:
Утёнком «гадким» называли,
И со двора все прогоняли,
Но вырос наш птенец-герой,
Напомни, кто он был такой? (Лебедь)
Дети: Лебедь!
Воспитатель: Правильно, это лебедь.
Воспитатель: Рассаживайтесь по удобней и внимательно слушайте + презентация.
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя, задают вопросы.
Воспитатель: Лебеди по своей окраске бывает либо чисто белого, либо серого или чёрного цвета. (Показывает картинки с изображением лебедей).. Люди восхищаются этими птицами, их красотой и, конечно же, та самая лебединая верность, о которой говорится в легендах и поётся в песнях. Об этом мы сейчас и узнаем.
Воспитатель: Лебеди считаются самыми крупными водоплавающими птицами на Земле. Главная внешняя черта, отличающая лебедей от уток и других, похожих на них птиц — это длинная шея, которая, помогает птицам находить пропитание в воде. Лебеди очень осторожны, они не доверяют ни людям, ни другим животным и предпочитают держаться подальше от берега, где, возможно, их поджидает опасность. Если же над ними нависает угроза, то птицы предпочитают уплыть от своего врага по Когда по каким-то причинам лебедь не может взлететь, то он ныряет под воду и уже так пытается избежать опасности.
Воспитатель: Предлагаю нам немного отдохнуть. А потом мы продолжим нашу беседу.
Воспитатель проводит физкультминутку «Лебеди».
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Воспитатель: продолжим. Эти птицы могут быть агрессивны в том случае, если кто-то нарушает покой и заходит на их территорию. Лебеди очень сильны и в схватке с человеком один на один вполне могут ударом крыла сломать своему неприятелю руку, а мощный и крепкий клюв делает их ещё более грозными противниками. В основном лебеди питаются растительной пищей — корнями, стеблями и побегами растений, за которыми ныряют, погружая в воду свою длинную шею. Мелкие животные, такие, как лягушки, черви и мелкая рыба, тоже нередко оказываются их кормом. На земле эти птицы могут щипать траву, как это, к примеру, делают их дальние родственники — гуси. Лебеди относятся к числу перелётных птиц. Осенью они оставляют родные места.
Воспитатель: А что такое «лебединая верность»?
Лебединая верность это символ прекрасной, настоящей и чистой любви. Нет более совершенного союза, чем союз преданных друг другу лебедя и лебёдушки. Их трогательная привязанность не знает границ, и вряд ли где-то в природе можно увидеть подобные чистые и светлые отношения. Семья лебедей неразлучна. Строительство гнёзд, добыча пищи, перелёты на зимовку и воспитание детей всё это делается совместно. Кстати, подросшие лебедята остаются с родителями на всю жизнь.
Сказку, которую мы сейчас прочитаем - очень грустная сказка. Она заставляет задуматься о многих вещах. Вы сейчас ее внимательно прослушаете, а потом мы с вами поговорим о проблемах, затронутых в ней. (Слайд 10
Чтение сахалинской народной сказки «Девочка-лебедь»
Беседа:
- Ребята, кто главный герой сказки? Расскажите о девочке (где и с кем она жила, чем любила заниматься).
- Была ли счастлива девочка в начале повествования?
- Что изменило жизнь девочки и ее семьи? (Умерла мама девочки).
- Кого привез отец в дом? Опишите, пожалуйста, мачеху.
- Какие отношения были у девочки и мачехи?
- Почему отношения у них не складывались?
- Почему девочка решила улететь с лебедями? Что послужило последней каплей?
- Как отец отнесся к тому, что дочка превратилась в лебедя и улетела.
- Что вы думаете об этой истории?
- В каких произведениях, прочитанных нами, люди превращаются в лебедей? ( «Кукушка», «Айога», «Дикие лебеди»).
Воспитатель: А закончить нашу беседу я хочу стихотворением Людмилы Латышевой «Верность».
Воспитатель читает стихотворение:
Друзья!
Учитесь верности
У лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
И если взять Вселенную,
Ни с чем.
Любовь такая не сравнится.
Ведь всегда вдвоём,
Крылом к крылу,
В красивом оперенье
Они скользят
По чистому пруду.
Вдруг роковой
Наступит час
Один погибнет,
То жить не станет и другой,
Он тоже этот мир покинет.
Вот так плывут
По жизни, по воде,
Два нежных преданных творенья.
Учитесь верности
У лебедей!
Храните жизни чудные мгновенья!
Воспитатель: Ребята, берегите своих близких и родных! Берегите своих родителей! На этом наше занятие окончено. Спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.