Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Оценка 4.7

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
Детсад
01.11.2020
Конспект непрерывной образовательной деятельности  по развитию речи в старшей группе  «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Конспект занятия по развитию речи Составление рассказа по картине.docx

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 по развитию речи в старшей группе

 «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

 

Цель: Учить самостоятельно составлять рассказ по картине с использованием «Мнемотаблицы», привлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на «Мнемотаблицу», предложенную воспитателем.

2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных.

3. Закрепить употребление предлогов в речи.

3. Закрепить правильное произношение звука [ж].

 4. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

 

Предварительная работа с детьми: чтение рассказа Акимушкина И. «Жил-был ежик» с привлечением родителя (законного представителя) в образовательный процесс.

Оформление: демонстрационный экран, сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», яблоня, ежик игрушечный, тропинка, усыпанная осенними листьями, домик тетушки Осени, на дверях домика висит колокольчик.

 

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!

 

- Какое время года  у нас сейчас?

- Посмотрите, ребята, на экран. Здесь изображена  ранняя или поздняя осень?/ ранняя

- Почему вы так думаете?/ листья на деревьях поменяли окраску, деревья стоят в красивом разноцветном наряде

 

Игра «С какого дерева листик?»

(использование ИКТ)

- Давайте, угадаем, с какого дерева упал лист.

- С какого дерева упал этот лист?/ с дуба

-  Лист  упал с дуба, значит это лист какой? / дубовый

- А этот лист, с какого дерева упал?/ с березы

- Какой это лист? / березовый

И т.д.

- Умницы!

Дети садятся на стульчики.

Вдруг раздается звук «пых» - «пых» - «пых». (Грамзапись).

Воспитатель:  Ребята, кто это пыхтит?/ ответы детей

- Мы узнаем, когда отгадаем загадку:

Добродушен, деловит -

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель (ежик).

Воспитатель показывает ежика, который спрятался под яблоней, укрытый осенними листочками.

 

Воспитатель: Вспомните, ребята, какую чистоговорку мы с вами знаем на звук [ж].

 У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Воспитатель предлагает проговорить чистоговорку всем вместе. Проговаривание с детьми.

 

Игра «Найди ежа»

- Наш ежик любит играть в прятки, давайте поиграем с ним. Закрыли глазки – открыли. Где спрятался ёжик? (Ёжик спрятался за яблоней. Ёжик спрятался под стулом. Ёжик около яблони. Ежик взобрался на стул.)

- Молодцы! Вот как весело мы поиграли!

 

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

- А теперь  представим, что мы, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

- Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

 

- Ребята, ежик приглашает нас  к себе в лес.

 

Дети идут по тропинке, усыпанной осенними листьями. В лесу стоит домик, на дверях висит колокольчик.

 

- Посмотрите, домик стоит. Давайте позвоним в колокольчик и узнаем, кто здесь живет.

Выходит тетушка Осень.

Тетушка Осень: Здравствуйте, ребята! Я тетушка Осень. Рада видеть вас. Куда путь держите?

Дети здороваются.

Воспитатель: Здравствуйте, тетушка Осень! Мы идем в гости к ежику, только вот не знаем по какой дороге нам идти.

Тетушка Осень: Хорошо я вам помогу, но сначала ответьте на вопросы.

 

Игра «Продолжи предложение»

(закрепление изученного по рассказу И. Акимушкина «Жил – был ежик»)

Белка живет в дупле, а еж – … в норке.

Еж  днем спит, а охотится – …. ночью.

Папа – еж, а мама -  … ежиха.

У лисы - лисята, а у ежихи - … ежата.

Малыши – ежата питаются молоком матери, а когда вырастают -  питаются  … червяками, жуками, улитками, иногда змеями и мышами,  балуют себя  ягодами,  грибами и желудями.

Лиса зимой охотится, а еж  зимой - … впадает в спячку.

У слонихи рождается один слоненок, а у ежихи - … рождаются от двух до десяти ежат.

 

 Тетушка Осень: Спасибо, молодцы! Все про ежей вы знаете! А теперь я покажу вам  дорогу.

 

Тетушка Осень: Ребята, повторяйте за мной (гимнастика  для глаз):

Вот стоит осенний лес! (Поворот головы)

В нем много сказок и чудес! (Круговые вращения глаз)

Слева - сосны (глаза - влево),  справа – дуб, (глаза - вправо).

Дятел сверху тук да тук. (глаза вверх-вниз)

Глазки ты закрой – открой –

И картина пред тобой!

 

Воспитатель: Посмотрите, а вот и семья ежей. Мы с вами будем составлять рассказ по этой красивой  картине.

Дети и тетушка Осень садятся на стульчики.

 

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопросы:

1.      Что изображено на этой картине? /лесная полянка

2.      А какое время года? /ранняя осень

3.      Что нарисовано на полянке? /пень, трава, ягоды, мох, шишки…

4.      Кого вы видите здесь? /ежей, кузнечика, жука

5.      Сколько всего ежей на картине? /четверо: мама - ежиха и трое ежат

6.      Какая мама - ежиха? /большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей…

7.      Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? /найти пищу, погулять, побегать, порезвиться…

8.      Ежата какие? /маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые

9.      Что делают ежата на полянке? /гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика

10.  Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке?  Почему?

 

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам  придумать название  картины. / Семья ежей.  Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке…

 

 Воспитатель: Послушайте мой рассказ по картине «Ежи»:  

    Однажды в теплый осенний день мама - ежиха вывела ежат на лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых.

Мама - ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать  пищу. Ежиха  большая, заботливая, охраняет от хищников  своих ежат.

 Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.

Один ежонок повстречал на пне большого жука.

Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.

Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.

Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.

 

Воспитатель: Давайте покажем, как ежатам нравится гулять на полянке.

 

Физкультминутка «Еж» (под музыку)

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,

И к детишкам поспешил.

 

 Воспитатель: Ребята, я приготовила схему-дорожку. Она поможет вам составить рассказ по картине.

Давайте рассмотрим схему:

1. Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама - ежиха привела ежат.

2. Затем опишите маму – ежиху.

3. Потом расскажите, какие ежата.

4. Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что они делают на полянке: чем занят первый, кого увидел второй ежонок  и куда пошел третий.

5. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.

 

Воспитатель: Составлять рассказ начнем по цепочке: начинает один, продолжает другой, затем следующий.

- Молодцы, ребята!

 

- Кто хочет рассказать весь рассказ про ежей? /рассказы детей (2-3)

 

Тетушка Осень: Молодцы! Рассказы у вас получились интересными! Я хочу вам подарить  веселые раскраски. /передает воспитателю

Воспитатель: Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад, где вы сможете раскрасить милых ежат. Попрощаемся с тетушкой Осенью и ежами.

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем -

По лесочкам, по дорожкам в детский сад скорей придем!

 

- Где мы с вами сегодня побывали?

- С кем встретились?

- Что мы с вами делали? / составляли рассказ с помощью схемы - дорожки

- Что вам больше всего понравилось?


 

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Воспитатель: Ребята, кто это пыхтит?/ ответы детей -

Воспитатель: Ребята, кто это пыхтит?/ ответы детей -

Папа – еж, а мама - … ежиха

Папа – еж, а мама - … ежиха

Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним

Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020