Конспект непрерывной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Цель: Учить самостоятельно составлять рассказ по картине с использованием «Мнемотаблицы», привлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на «Мнемотаблицу», предложенную воспитателем.
2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных.
3. Закрепить употребление предлогов в речи.
3. Закрепить правильное произношение звука [ж].
4. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Предварительная работа с детьми: чтение рассказа Акимушкина И. «Жил-был ежик» с привлечением родителя (законного представителя) в образовательный процесс.
Оформление: демонстрационный экран, сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», яблоня, ежик игрушечный, тропинка, усыпанная осенними листьями, домик тетушки Осени, на дверях домика висит колокольчик.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
- Какое время года у нас сейчас?
- Посмотрите, ребята, на экран. Здесь изображена ранняя или поздняя осень?/ ранняя
- Почему вы так думаете?/ листья на деревьях поменяли окраску, деревья стоят в красивом разноцветном наряде
Игра «С какого дерева листик?»
(использование ИКТ)
- Давайте, угадаем, с какого дерева упал лист.
- С какого дерева упал этот лист?/ с дуба
- Лист упал с дуба, значит это лист какой? / дубовый
- А этот лист, с какого дерева упал?/ с березы
- Какой это лист? / березовый
И т.д.
- Умницы!
Дети садятся на стульчики.
Вдруг раздается звук «пых» - «пых» - «пых». (Грамзапись).
Воспитатель: Ребята, кто это пыхтит?/ ответы детей
- Мы узнаем, когда отгадаем загадку:
Добродушен, деловит -
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель (ежик).
Воспитатель показывает ежика, который спрятался под яблоней, укрытый осенними листочками.
Воспитатель: Вспомните, ребята, какую чистоговорку мы с вами знаем на звук [ж].
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Воспитатель предлагает проговорить чистоговорку всем вместе. Проговаривание с детьми.
Игра «Найди ежа»
- Наш ежик любит играть в прятки, давайте поиграем с ним. Закрыли глазки – открыли. Где спрятался ёжик? (Ёжик спрятался за яблоней. Ёжик спрятался под стулом. Ёжик около яблони. Ежик взобрался на стул.)
- Молодцы! Вот как весело мы поиграли!
Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»
- А теперь представим, что мы, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)
- Покажите, как ежик пыхтит.
(Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)
- Ребята, ежик приглашает нас к себе в лес.
Дети идут по тропинке, усыпанной осенними листьями. В лесу стоит домик, на дверях висит колокольчик.
- Посмотрите, домик стоит. Давайте позвоним в колокольчик и узнаем, кто здесь живет.
Выходит тетушка Осень.
Тетушка Осень: Здравствуйте, ребята! Я тетушка Осень. Рада видеть вас. Куда путь держите?
Дети здороваются.
Воспитатель: Здравствуйте, тетушка Осень! Мы идем в гости к ежику, только вот не знаем по какой дороге нам идти.
Тетушка Осень: Хорошо я вам помогу, но сначала ответьте на вопросы.
Игра «Продолжи предложение»
(закрепление изученного по рассказу И. Акимушкина «Жил – был ежик»)
Белка живет в дупле, а еж – … в норке.
Еж днем спит, а охотится – …. ночью.
Папа – еж, а мама - … ежиха.
У лисы - лисята, а у ежихи - … ежата.
Малыши – ежата питаются молоком матери, а когда вырастают - питаются … червяками, жуками, улитками, иногда змеями и мышами, балуют себя ягодами, грибами и желудями.
Лиса зимой охотится, а еж зимой - … впадает в спячку.
У слонихи рождается один слоненок, а у ежихи - … рождаются от двух до десяти ежат.
Тетушка Осень: Спасибо, молодцы! Все про ежей вы знаете! А теперь я покажу вам дорогу.
Тетушка Осень: Ребята, повторяйте за мной (гимнастика для глаз):
Вот стоит осенний лес! (Поворот головы)
В нем много сказок и чудес! (Круговые вращения глаз)
Слева - сосны (глаза - влево), справа – дуб, (глаза - вправо).
Дятел сверху тук да тук. (глаза вверх-вниз)
Глазки ты закрой – открой –
И картина пред тобой!
Воспитатель: Посмотрите, а вот и семья ежей. Мы с вами будем составлять рассказ по этой красивой картине.
Дети и тетушка Осень садятся на стульчики.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопросы:
1. Что изображено на этой картине? /лесная полянка
2. А какое время года? /ранняя осень
3. Что нарисовано на полянке? /пень, трава, ягоды, мох, шишки…
4. Кого вы видите здесь? /ежей, кузнечика, жука
5. Сколько всего ежей на картине? /четверо: мама - ежиха и трое ежат
6. Какая мама - ежиха? /большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей…
7. Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? /найти пищу, погулять, побегать, порезвиться…
8. Ежата какие? /маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые
9. Что делают ежата на полянке? /гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика
10. Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему?
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам придумать название картины. / Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке…
Воспитатель: Послушайте мой рассказ по картине «Ежи»:
Однажды в теплый осенний день мама - ежиха вывела ежат на лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых.
Мама - ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать пищу. Ежиха большая, заботливая, охраняет от хищников своих ежат.
Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.
Один ежонок повстречал на пне большого жука.
Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.
Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.
Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.
Воспитатель: Давайте покажем, как ежатам нравится гулять на полянке.
Физкультминутка «Еж» (под музыку)
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.
Воспитатель: Ребята, я приготовила схему-дорожку. Она поможет вам составить рассказ по картине.
Давайте рассмотрим схему:
1. Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама - ежиха привела ежат.
2. Затем опишите маму – ежиху.
3. Потом расскажите, какие ежата.
4. Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что они делают на полянке: чем занят первый, кого увидел второй ежонок и куда пошел третий.
5. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.
Воспитатель: Составлять рассказ начнем по цепочке: начинает один, продолжает другой, затем следующий.
- Молодцы, ребята!
- Кто хочет рассказать весь рассказ про ежей? /рассказы детей (2-3)
Тетушка Осень: Молодцы! Рассказы у вас получились интересными! Я хочу вам подарить веселые раскраски. /передает воспитателю
Воспитатель: Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад, где вы сможете раскрасить милых ежат. Попрощаемся с тетушкой Осенью и ежами.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем -
По лесочкам, по дорожкам в детский сад скорей придем!
- Где мы с вами сегодня побывали?
- С кем встретились?
- Что мы с вами делали? / составляли рассказ с помощью схемы - дорожки
- Что вам больше всего понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.