МКОУ «Иковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект развивающего занятия
по ознакомлению с окружающим миром
«Дикие животные родного края»
для детей старшей группы комбинированного вида (в том числе для ребенка с ОВЗ с нарушениями речевого развития и ребенка-инвалида с нарушениями зрения и НОДА)
Воспитатель старшей группы
Ломакина Е.С.
с. Иковка, 2021 г.
Конспект развивающего занятия
по ознакомлению с окружающим миром
«Дикие животные родного края»
для детей старшей группы комбинированного вида, в том числе для ребенка с ОВЗ с нарушениями речевого развития и ребенка-инвалида с нарушениями зрения и НОДА
Цель: закрепление и знакомство с дикими животными родного края (лиса, заяц, медведь, волк, еж, белка, косуля, рысь, кабан, лось), с их образом жизни, с местами их проживания. Воспитание гуманного отношения к природе родного края.
Образовательные задачи:
1. закреплять знания детей о диких животных родного края;
2. расширять кругозор детей;
3. активизировать словарный запас детей.
Развивающие задачи:
1. активизировать познавательные процессы;
2. закреплять зрительные представления о диких животных родного края;
3. развивать целостность восприятия.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать любовь к природе, к животным.
Словарная работа: слова-предметы: нора, логово, дупло, берлога.
слова-признаки: дикие, лесные, рыжая, хитрая, ловкая, косолапый, неуклюжий, голодный, длинноухий, шустрая, колючий, коротконогий, клыкастый, сохатый, травоядный, хищный, слова-действия: живут, обитают, рыщет.
Оборудование:
Демонстрационный: предметные картинки с изображением животных, телевизор, для зрительной гимнастики (указка), макет леса на ватмане плоскостной без животных, раскраски животных.
Раздаточный: картинки животных (волк, белка, заяц, медведь, еж, лиса, кабан, рысь, косуля, лось), клей, кисти, клеенки, салфетки,
Ход НОД
Организационный момент
Педагог проводит игру в кругу:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Раздаётся стук в дверь.
Появляется Старичок-лесовичок и здоровается с детьми.
Старичок-лесовичок: «Здравствуйте дети, я – Старичок-лесовичок! Я пришёл издалека. Угадайте, где я живу?»
Ответы детей.
Старичок-лесовичок: «Вот и хорошо, пойдемте в мой заповедный лес, каких только чудес не бывает в нём… Да, вот беда, злой волшебник заколдовал всех животных. И они заблудились, забыли кто они, где живут и даже не знают, как выглядят. Ребята, выручайте, помогите и к ним на помощь поспешите!»
Старичок-лесовичок остается, наблюдает за детьми, по мере необходимости оказывает помощь в выполнении заданий.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, сможем мы им помочь?
Дети: Да.
Педагог: Тогда давайте выясним, как выглядят жители леса и где живут. Сейчас мы с вами отправимся в лес.
Для этого нам нужно произнести вот эти слова:
«Два раза хлопни, два раза топни,
Вокруг себя покружись, и в лесу очутись!».
Введение в тему
Педагог: Ну вот, мы и в лесу. Подумайте и скажите, кто же это жители леса? Давайте вспомним и назовем их. (Медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка). Ребята, как называют животных, которые живут в лесу? (Дикие, лесные). А почему, их называют дикими? (Их называют дикими, потому что они живут в лесу и человек не ухаживает за дикими животными, но может им помочь). Каким образом?
Основная часть
1 задание «Отгадай загадку»
Педагог: Посмотрите вокруг… Здесь так много деревьев, кустарников, а животных совсем нет. Чтобы увидеть какие животные живут в лесу, нужно отгадать загадки.
По мере отгадывания загадок, демонстрируются картинки животных по порядку: волк, ёж, белка, заяц, медведь, лиса, лось, рысь, кабан, косуля.
Загадки
1)День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит-бродит – молчком,
Уши серые торчком. (Волк)
Педагог: Артем, давай попробуем изобразить, как волк «воет». (Вытягивай губки вперед и произноси звук «У» протяжно).
Педагог: Ребята, а давайте и вы, вместе с Артемом, попробуете изобразить «вой волка».
Дети вместе с Артемом выполняют речевую гимнастику
«Вой волка».
2) Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
3) Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дубле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
4)Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
5)Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой,
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка кто его назовёт? (Медведь)
6) Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (Лиса)
7) В чаще ходит зверь рогатый,
Все зовут его «сохатый»,
Так давно уж повелось,
В темной чаще бродит … (Лось)
8) Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки,
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)
9) Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (Кабан)
10) Маленький, изящный олень
с длинными ушами,
Летом – шубка рыжая,
а зимой – тускло серая. (Косуля)
Педагог: Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. И животных отыскали.
2 задание «Опиши животное».
(Задание выполняется совместно с педагогом. Затем педагог индивидуально просит каждого ребёнка описать какое-либо животное. Если ребёнок испытывает трудности в выполнении задания, педагог помогает ему наводящими вопросами: какого цвета животное, большое оно или маленькое).
Педагог: А теперь мы присядем на пенёчки и расскажем о животных, которые живут в лесу. Посмотрите на иллюстрации.
На экране телевизора появляются картинки с изображением животных.
- Кто это? (Лиса). Лиса какая? (Рыжая, ловкая, хитрая, красивая).
- Медведь какой? (Большой, косолапый, неуклюжий).
-А это кто? (Волк). Волк какой? (Злой, серый, голодный, хищный).
- Заяц какой? (Белый, серый, длинноухий, быстрый, травоядный).
- Белка какая? (Маленькая, шустрая, рыжая).
- Ёж какой? (колючий, маленький, коротконогий, всеядный, быстрый).
- Лось – какой он? (большой, коричневый, травоядный, рогатый).
- Глеб, Рысь – какая? (хищная, быстрая, опасная).
Педагог: Глеб, послушай, Рысь – великолепный охотник! Давай попробуем изобразить, как рысь охотится. Для этого, тебе необходимо внимательно слушать, что я сейчас буду говорить и следить глазами за ленточкой на указке, не поворачивая головы.
Рысь охотится ночью. Она поджидает свою добычу, сидя в засаде на нижних ветках сосны. Она зорко смотрит сначала вправо, затем влево. Опять вправо и опять влево. Вдруг по земле пробежала полёвка. Рысь посмотрела вниз. Вот ворон пролетел над верхушкой сосны, громко каркая и пугая добычу. Его рысь заметила и посмотрела вверх. Вдруг в глубине леса рысь заметила косулю и посмотрела вдаль. Приготовилась к прыжку. Прыжок! Сегодня охота удачна!
Педагог: Ребята, а теперь, давайте вместе с Глебом, и вы, попробуете изобразить, как рысь охотится.
Гимнастика для глаз «Рысь охотится»
Для выполнения гимнастики используем указку. На кончик привязываем яркий предмет (ленточку). Просим детей следить глазами за ней. По мере проговаривания текста, детьми выполняются движения глазами.
Педагог: продолжаем знакомиться с дикими животными нашего края.
Кабан – какой? (коротконогий, клыкастый, быстрый, опасный).
Косуля – какая она? (быстрая, длинноногая, травоядная, грациозная, пугливая).
Педагог: а теперь давайте отдохнем.
Физкультурная минутка « Звериная зарядка»
Движения выполняются в соответствии с текстом. Педагог следит за осанкой и акцентирует внимание на передаче образа животных.
- Раз – присядка (присесть)
- Два – прыжок (подпрыгнуть)
- Это заячья зарядка («ушки на макушке»),
- А лисята как проснуться (потереть кулачком глаза).
- Любят долго потянуться (потянуться).
- Обязательно зевнуть (повороты туловища)
- Рыжим хвостиком вильнуть (движения бедрами вправо- влево).
- А волчата – спинку выгнуть (наклоны вперед)
- И легонечко подпрыгнуть (прыжки).
- Ну а мишка косолапый (согнуть руки в локтях)
- Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
- То двумя, то всеми вместе (переступание с ноги на ногу)
- Долго топчутся на месте.
- А кому зарядки мало – (руки развести в стороны)
- Начинает все сначала!
3. Практическое задание «Кто, где живёт?»
Педагог: Посмотрите ребята. Перед вами находится плоскостной макет леса и картинки диких животных. Заколдованные животные заблудились и без нашей помощи не смогут найти каждый свой дом. Давайте, мы с вами вспомним, кто и где живет, и правильно расположим картинки. Будьте внимательны! У каждого лесного жителя есть свой дом, и он имеет своё название.
Дети выполняют задание. Педагог наблюдает и указывает на ошибки.
У лисы дом называется – нора. Где живёт лиса? (Лиса живет в лесу в норе).
У волка дом называется – логово. Где живёт волк? (Волк живёт в лесу в логове).
У белки дом – дупло. Где живёт белка? (Белка живёт в лесу в дупле дерева).
У ежа дом называется норка. Где живёт ёж? (Ёж живёт в лесу в норке). А что делает еж в зимнее время?
У медведя дом – берлога. Где живёт медведь? (Медведь живёт в лесу в берлоге). А что сейчас медведь делает?
У зайца дом под кустами. Где живёт заяц? (Заяц живёт в лесу под кустами).
У лося дом – лес. Где живет лось? (Лось живет в лесу).
У кабана дом – логово. Где живет кабан? (Кабан живет в лесу в логове).
У рыси дом – лес. Где живет рысь? (Рысь живет в лесу).
У косули дом - лес. Где живет косуля? (Косуля живет в лесу).
Педагог: Молодцы! И здесь вы постарались и справились с заданием. Сегодня мы с вами выяснили кто такие лесные жители, как они выглядят и где живут.
Старичок-лесовичок: Ребята вы помогли расколдовать всех животных, теперь у меня снова много друзей, каждое животное в своем доме. Посмотрите, как они рады! Ребята, а вам было трудно?
Дети: Нееет!
Старичок-лесовичок: За ваше доброе дело, я хотел бы вас отблагодарить и подарить раскраски животных, которых вы расколдовали.
Ребята, у меня для вас пожелание: будьте добрыми, отзывчивыми, берегите природу, любите и охраняйте ее! До свиданья!
Старичок-лесовичок уходит.
Заключительная часть
Педагог: Давайте, вспомним, кого мы сегодня с вами расколдовали? (лесных жителей, диких зверей, животных которые живут в лесу).
- А кто же у нас живёт в лесу? (Медведь, заяц, белка, волк, ёж, лиса) А еще? (лось, рысь, кабан, косуля).
- Какое из заданий больше всего понравилось?
- Что нового узнали? (спросить индивидуально).
Ответы детей.
Педагог: Ребята, я очень рада, что мы с вами сегодня еще больше приблизились к многообразию и красоте нашей природы. Благодарю за участие в занятии! Занятие закончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.