Конспект занятия
Богатыри Земли русской
Беседа «речью плавною»
2017 г
Цель:
· Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;
· Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
· Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
· Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
· Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др., прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.
Материал:
· Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»;
· Элементы одежды и оружия богатыря.
Ход занятия.
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.
А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках земли Русской, которые жили 1000 лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней. Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети: Мы узнали о богатырях из былин.
Воспитатель: Правильно. А что такое «былина»? От какого слова произошло это название?
Дети: От слова «быль», «было».
Былина – это то, что было на самом деле.
Воспитатель: Создателем былин был народ, а былины рассказывали сказители.
Сказитель – это рассказчик, который сказывал-рассказывал русские народные былины и сказки. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (как песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они защищали родную землю , и как проявляли свою храбрость, мужество, смекалку и доброту.
«Расскажу я вам про дела старые да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские!
Кто же такие богатыри?
Дети: Защитники, воины, смелые мужественные люди.
Воспитатель: Да, богатыри это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, храбростью. Вот послушайте, как уважали русский народ богатырский подвиг:
1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
2. Кто смел, тот на коня сел.
3. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В.М. Васнецова?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник?
Дети: Трех богатырей.
Воспитатель: Кто находится в центре?
Дети: Илья Муромец.
Воспитатель: А как вы догадались, что это Илья Муромец ?
Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.
Воспитатель: А кто слева? Кто справа?
Дети: Добрыня и Алеша Попович
Физ. Минутка.
Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?
Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.
Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?
Дети: Защита от стрел, копья.
Воспитатель: Что надето на голову?
Дети: Шлем, защита головы.
Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?
У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.
Воспитатель: Я хочу показать вам несколько иллюстраций, с кем бились и побеждали русские богатыри? (Змей Горыныч, Соловей – разбойник).
Воспитатель: Ребята, а ещё я вам хочу показать богатырское снаряжение, но оно не настоящее, но давайте представим на одну минуту, что это так.
Дети примеряют доспехи- шлем, плащ, меч, щит.
Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам свой главный завет (правило).Какое правило богатырей?
Дети: Защищать слабых, детей, стариков. Быть сильными, храбрыми и мужественными.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.