Конспект НОД «Мой поселок в картинах художников»
Цель: расширить знания о родном поселке; активизировать словарь по теме; воспитывать у детей чувства любви к малой Родине, родному поселку.
Задачи:
Образовательные:
- расширять с детьми информацию о родном поселке (какие красивые места в нем есть, кто в нем жил и живет.
-познакомить детей с творчеством художников, жанрами изобразительного искусства;
-познакомить детей с новыми картинами, учить их сравнивать и анализировать.
-конкретизировать у детей представления о натюрморте, как особом жанре живописи, о его характерных особенностях.
Развивающие:
-развивать познавательную активность;
-продолжать развивать интерес к родному посёлку, его достопримечательностям;
-развивать фантазию, творчество, самостоятельность, творческую инициативу;
-развивать речевую активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному поселку;
- вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным поселком и его жителями;
-воспитывать у детей активный интерес, эстетический вкус, эмоциональный отклик на художественные произведения;
-воспитывать уважение к труду художника.
Обогащение словаря: жанр живописи, портрет, пейзаж, натюрморт
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
«Все мы дружные ребята, мы – ребята-дошколята,
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!»
(Слайд 1-заставка)
Воспитатель: Мы продолжаем тему проекта «Поселок Сиверский, в котором я живу». Сегодня мы отправимся на экскурсию, но прежде давайте вспомним:
-Как называется наш поселок? А как называют жителей? (Сиверчане)
-Как называется главная река?
-Назовите главные улицы поселка? (Вокзальная, Красная, шоссе Крамского, Военный городок, проспект Героев).
-Что вы еще знаете о нашем поселке? (символика, история, авиаторы). Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
У меня есть карандаш, Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник, потому что я…
(Слайд 2)
Дети: художник
Воспитатель: Правильно, это художник. А ведь в нашем поселке во все времена жили и писали свои картины знаменитые художники.
Воспитатель: Как же называются картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими, как пастель, восковые мелки?
Дети: Живопись.
Воспитатель: Правильно. Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – живо и писать.
Что такое живопись –
Многим не понятно:
Красочные линии?
Брызги? Тени? Пятна?
А живопись – хорошее
И ясное название:
Она на жизнь похожее,
Живое рисование.
(Андрей Усачёв)
Воспитатель: Каждая картина рассказывает о чём-то своём, и называются картины тоже по-разному, каждая картина отвечает какому-то жанру.
Воспитатель: на протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий их мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда возникло деление картин по жанрам.
-Картины, изображающие природу, называли жанром пейзажа;
-Изображение красивых вещей и предметов – жанром натюрморта;
-Рисование человека – жанр портрета.
Воспитатель: Ребята, а где хранят свои работы художники? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях.
Воспитатель: А что же такое картинная галерея?
Дети: Это помещение, где находится много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими.
(Слайд 3)
2. Основная часть.
Итак, я предлагаю вам отправиться на виртуальную экскурсию в картинную галерею, где представлены работы художников, которые писали картины, изображавшие природу нашего родного поселка, а также их жителей.
Воспитатель: давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Глаза свои закрой скорее,
Дорогу ты представь и в путь!
Чтоб очутиться в галерее
Тебе достаточно шагнуть.
(дети закрывают глаза и произносят волшебные слова)
Воспитатель: В этой картинной галерее представлены картины знаменитых художников, которые жили и писали в нашем родном поселке.
1 зал Жанр Пейзаж
Воспитатель:
«Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель, и белый иней
Или сад и облака
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.»
Воспитатель: А что же такое пейзаж? (ответы детей)
(Слайд 4 «Утро в сосновом бору»)
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору».
Что изобразил здесь художник, какое время года здесь изображено, какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)
«Здесь легко дышится, замечательная природа», — писал о Сиверской художник Иван Иванович Шишкин.
С 1874 по 1892 годы с небольшими перерывами он вместе с семьёй снимал дачи сначала в деревне Старо-Сиверская, а затем в Ново-Сиверской. На Сиверской земле художник плодотворно работал. Здесь были созданы лучшие его полотна «Рожь» и «Утро в сосновом бору», написаны десятки этюдов. Среди них «Папоротники в лесу», «Дача в Сиверской», и другие.
(Слайды 5и6)
Среди первопроходцев живописной истории Сиверского края можно вспомнить талантливого художника, уроженца Гатчины Фёдора Васильева. Здесь в 1871 году он написал одно из лучших своих творений — картину «На мельнице. Сиверская», ныне хранящуюся в частном собрании.
(Слайд 7 «На мельнице»)
Воспитатель: а теперь немножко передохнем
Физминутка:
Здравствуй, радуга-дуга, Разноцветный мостик! Здравствуй, радуга-дуга! Принимай нас в гости. Мы по радуге бегом Пробежимся босиком. Через радугу-дугу Перепрыгнем на бегу. И опять бегом, бегом Пробежимся босиком.
|
Дети выполняют поклон. рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны. Вновь выполняют поклон. Идут по кругу, взявшись за руки. Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени. Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках. Делают еще четыре прыжка на носках. Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.
|
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается, переходим в следующий зал
2 зал Жанр Портрет
Если
видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.
Воспитатель: А что же такое портрет? (ответы детей)
Среди художников больше всего времени провёл в Сиверском Иван Николаевич Крамской. С 1874 года он снимал здесь дачу, а впоследствии построил собственную дачную усадьбу на берегу реки Оредеж у Строганова моста, где плодотворно работал в течение многих лет, до самой смерти.
(Слайд 8 портрет Крамского)
В Сиверском художник написал картины «Крестьянин с уздечкой», «Мина Моисеев», «Полесовщик» и многие другие. Для создания образа русского мужика ему не раз позировал местный житель Мина Моисеев, крестьянин из деревни Большево, его потомки до сих пор проживают в этих местах.
(Слайд 9)
Воспитатель: Кто изображен на портрете, какое настроение у него, сколько ему лет? (Ответы детей).
Воспитатель: В 1937 году в деревне Ново-Сиверская снимал дачу художник Кузьма Петров-Водкин. Здесь он написал несколько своих работ, среди них «Портрет Татули, или девочки с куклой». Позировала художнику маленькая Таня Урлауб, ставшая, впоследствии известной актрисой театра и кино Татьяной Львовной Пилецкой. Ее родители снимали дачу по соседству.
(Слайд 10 «Портрет Татули»)
Воспитатель: Сиверский связан с именами многих художников: Ильи Ефимовича Репина Аркадия Александровича Рылова, Павла Константиновича Голубятникова, Александра Николаевича Самохвалова, Михаила Георгиевича Платунова и других. Все они воспевали эти места на своих полотнах.
Воспитатель: В нашем поселке и сейчас живут и пишут картины художники, вот наиболее известные: Елена Львова, Александр Малов, Иван Радюкевич, Александр Златкин, Станислав Моисеев.
(Слайд 11)
Воспитатель: А мы переходим в следующий зал
3 зал Жанр Натюрморт
«Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Знай, что это НАТЮРМОРТ.
(Слайд 12) Эти все картины написал Иван Радюкевич
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину художника Ивана Радюкевича. Скажите, что художник изобразил на этой картине, что находится на переднем плане? На заднем плане… (ответы детей)
Воспитатель: Давайте с вами побудем немного художниками и выложим на столе натюрморт.
Игра «Создай свой натюрморт» Детям раздаются шаблоны фона и элементы натюрморта. Дети самостоятельно составляют композицию.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые натюрморты у вас получились! (Можно предложить нескольким детям рассказать о своих композициях).
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу, пора возвращаться домой.
«Глаза свои закрой скорее,
Дорогу ты представь и в путь!
Чтоб очутиться снова в группе
Тебе достаточно шагнуть».
(дети закрывают глаза и произносят волшебные слова)
3. Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, Вам понравилось наша экскурсия? Где мы побывали? О каких художниках мы говорили? Какие жанры были представлены? Чему научились? Какие вы сегодня молодцы!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.