Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 к.3 г. Тюмени.
Конспект НОД по познавательному развитию
(познавательно-исследовательская деятельность)
с детьми подготовительной группы на тему:
«Круговорот воды в природе. Свойства воды»
Выполнила:
воспитатель
Лукошкова А.В.
Тюмень, 2021г
Конспект НОД в подготовительной группе
«Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Образовательная область: «Познавательно – исследовательская деятельность»
Цель: познакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о круговороте воды в природе, экологической целостности природы.
Образовательные задачи:
- познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, прозрачная, льется, не имеет вкуса, цвета, запаха и формы);
- формировать у детей опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, бережное отношение к воде.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении воды; чтение сказки «Капитошка». Путешествие воды; чтение сказки «Путешествие Капельки»; познавательная игра «Где, какая вода бывает?»; НОД «Водоемы нашего края», просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь», беседа «Превращения воды», разучивание песенки-приветствия.
Оборудование: схема круговорота воды в природе, питьевая вода, глобус, пластиковые стаканчики по количеству детей, одноразовые ложки, сосуды разной формы, молоко, мука, масло, песок, сахар.
Ход образовательной ситуации:
Приветствие: Доброе утро, ребята! Наступила весна, светит солнышко, природа просыпается. Давайте все вместе поприветствуем окружающий нас мир знакомой песенкой:
«Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое,
Здравствуй поле и река – это Родина моя!»
1. Введение в ситуацию.
-Ребята, отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Правильно. Сегодня мы поговорим с вами о таком загадочном, и в то же время распространенном, веществе как вода.
Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что воды на нашей планете гораздо больше чем суши. Синий цвет - это вода. И белый цвет - это тоже вода - ледники. Давайте вспомним, какие водоемы бывают? (Море, океан, озеро, река, пруд и др.)
Воспитатель: Где мы её используем? (ответы детей). Кому нужна вода?
А вы знаете ребята, что вода постоянно путешествует. И этот процесс называется «Круговорот воды в природе». (Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит). Мы с вами уже знаем, что вода может превращаться при охлаждении и нагревании:
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет…(пар).
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в …(водицу)
Если вдруг морозно станет,
То вода вся…(замерзает).
Воспитатель: Ребята, а из чего состоит вода? (Из капелек)
Веселые капельки приглашают нас поиграть!
Музыкальная игра «Капельки кап-кап!»
Воспитатель: Ребята! Говорят, что вода волшебница!
Вы хотите узнать в чём же волшебство воды? (ответ)
А давайте с вами пройдем в лабораторию.
Сегодня мы с вами превратимся в лаборантов и будем проводить опыты.
Занимайте любое, свободное место. (Воспитатель предлагает детям надеть белые колпаки, пройти в лабораторию и провести опыты. Перед каждым ребенком стоят пластиковые стаканчики и ложки для проведения опытов).
Опыт№1 «Вода жидкая, может течь»
Дать детям 2 стакана: один с водой, другой пустой. И предложить перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: «Льётся вода? Почему?». Вывод: вода жидкая, льётся. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Какого цвета вода? На столе стоит стакан с водой, другой с молоком. (Стаканчики с молоком воспитатель на подносе раздаёт детям, а с водой остаётся). Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что произошло с ложечкой? (она видна). А сейчас давайте опустим ложечку в стакан с молоком. Что заметили? (её не видно). Хорошо! Молодцы!
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вывод: вода бесцветная, прозрачная.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта, Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, кислой, сладкой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №4 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду. Дети нюхают воду. Какой запах вы чувствуете? (ответы-совсем не пахнет). Поменяйтесь стаканчиками друг с другом, понюхайте ещё раз. Ни у кого не пахнет. Какой мы можем сделать вывод? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №5 «Вода не имеет формы».
Налить воду в два разных сосуда по вашему выбору. Посмотрите вода у нас та же самая, а вот форма у неё стала другой. Вывод: в отличии от твёрдых тел вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечётся по плоскому полу лужицей.
Физкультминутка.
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Опыт №6
Ещё одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе лежат различные вещества: мука, песок, масло, сахар.
А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
- сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остаётся прозрачной.
- песок растворяется, вода становится мутной, на дно выпадает осадок.
- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как стаканчик с водой постоит, мука оседает на дно, но растворы продолжают быть мутными.
-масло не растворяется в воде: оно либо растекается по поверхности воды тонкой пленкой, либо плавает воде в виде желтых капелек.
А теперь мы попробуем нашу воду отчистить. Для этого мы сделаем фильтр из ватных дисков вложенной в воронку.
По окончанию процесса делаем следующие выводы:
-Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо. Видны следы масла.
- песок отфильтровался хорошо, вода стала снова прозрачной.
-хуже всего отфильтровался сахар, который хорошо растворился в воде.
- после фильтрования раствора муки остались мелкие частички, но большая часть осталась на самом фильтре.
Итог: Так как вода растворяет в себе много веществ, то её надо фильтровать. С фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры тоже фильтрованная. Сначала воду берут из какой -нибудь реки или подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров и только потом она попадает в водопровод. Кому и для чего нужна вода? Ответы детей (почти всё живое на земле не может обойтись без воды; звериные тропы в лесу ведут к водопою; птицы летят к рекам, озёрам; люди издавна выбирали себе место у воды, селились по берегам рек, озёр, там, где питья вдоволь; человек тоже наполовину состоит из воды.
Ею можно умываться, поливать цветы, варить компот. Но даже такую очищенную, отфильтрованную от грязи воду, нельзя пить прямо из-под крана. В ней ещё могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? (в лаборатории)
Кем мы были? (лаборантами)
Что мы с вами делали? (проводили опыты)
Что мы хотели узнать? (свойства воды)
Какая она? (жидкая, без запаха, прозрачная, без вкуса.)
Вам интересно было узнать о свойствах воды? (Да)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.