Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: « Подари улыбку другу».
Подготовила Москалева Л.В., воспитатель МБДОУ д/с № 21.г.Новочекасск, 2021г.
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе,
сплочение детского коллектива.
Задачи.
Образовательные
· Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба”.
· Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе.
· Познакомить детей с правилами дружеских отношений.
· Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в команде
Развивающие
· Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
· Развивать коммуникативные навыки и умения.
Воспитательные
· Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.
· Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Материалы:.
· Картинки с изображением грустного и веселого лица,
· картинки мишки, зайки, ежа, качелей
· . Картинки сказочных героев (положительных и отрицательных, вырезанные из жёлтой бумаги небольшие улыбающиеся смайлики (по количеству детей, один большой улыбающийся смайлик.
· лист картона, на котором нарисован дом (дом из цветного картона).
Ход НОД
Приветствие.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Психолог: Добрый день, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга, повернитесь к соседу справа улыбнитесь, назовите его по имени и скажите, что вы рады его видеть. Затем дети дружно говорят: «Всем, всем добрый день!».
Беседа о дружбе.
Психолог задает вопросы детям, дети отвечают на них.
Психолог:
Как вы думаете, что такое дружба?
Есть ли у вас друзья?
Зачем нам нужны друзья?
С кем можно дружить?
Каким должен быть настоящий друг?
С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?
Восп-ль: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба- это улыбки друзей. Друзья - это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки).
Беседа «Настроение».
Восп-ль: гпоказывает детям 2 картинки (на одной грустное лицо, на другой веселое). Психолог задаёт детям вопросы:
Ребята, посмотрите, одинаковые ли эти человечки? Чем они отличаются?
Какое у вас сегодня настроение?
Почему вам радостно, весело?
Как вы думаете, у какого из этих человечков много друзей?
Почему вы так думаете?
Восп-ль: Правильно, у человечка хорошее настроение, потому что у него много друзей. Поэтому он улыбается.
Игра «Моё настроение».
Восп-ль ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое,потом просит детей открыть лицо и показать:
Какое у вас лицо,когда вы:
- Съели шоколад.
- Попробовали лимон.
- Увидели друга.
- Мама огорчена.
- Друг подарил вам подарок.
- Вас наказали.
- Вы с друзьями играете на прогулке.
- Когда друг вам улыбнулся.
Воп-ль: Молодцы! Видите, какие счастливые лица были у всех, когда я задавала вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.
Хмурый мишка.
Восп-ль: А сейчас ребята я познакомлю вас с мишкой. Психолог достает картинку мишки.
Восп-ль:
Хмурый мишка – шалунишка по лесу идет,
Никого не замечая, песенку поет.
Он рычит, он ворчит, топает ногами.
Почему наш мишка злой
Мы не знаем сами?
Восп-ль задаёт детям вопросы:
Ребята, а как вы думаете, почему Мишка хмурый и злой?
Почему с ним никто не хочет дружить?
Как мишке можно помочь?
Ребята, вы хотите научить Мишку дружить?
Игра «Хорошо - плохо».
Для начала мы поиграем с вами в игру «Хорошо – плохо». Слушаем правила игры. Я буду произносить поступки людей. Если поступок хороший - хлопайте в ладоши, если плохой – молчите. (Психолог называет поступки: «ссориться, помогать другим, драться, мириться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, уступать»).
Правила дружбы.
Восп-ль: Ребята, мы с вами только что поиграли в игру «Хорошо - плохо».И в игре было ПРАВИЛО: «Если поступок хороший - хлопайте в ладоши, если плохой – молчите». А в дружбе, как и в игре, тоже есть правила. Давайте познакомим мишку с правилами дружбы. Как нужно правильно дружить?
Дети:(ответы детей).
Воп-ль: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры?
Дети: (ответы детей).
Восп-ль: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то. Я знаю историю, как Мишка с ежиком поссорились. Ребята, а вы хотите ее услышать?
(Психолог показывает картинки Мишки, ежа и качелей.)
Психолог:
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый!»
Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!».
Восп-ль задает детям вопросы:
Что произошло, что друзья не поделили?
Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
Ребята, а как вы думаете, ссориться с другом – это хорошо или плохо?
Почему плохо ссориться?
Восп-ль: Запомни Мишка первое правило дружбы: Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно. (психолог показывает знак № 1).
Восп-ль: Как помирить Мишку и Ежика? Как быть, если качели одни, а друзей двое?
Дети:(ответы детей).
Восп-ль: Сейчас ещё раз я расскажу историю, ну уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и ёжик договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
мы ведь с тобою Ёжик друзья».
Восп-ль: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться?
Дети: Уступать, делиться.
Восп-ль: Мишка, запомни второе правило дружбы: Уметь договариваться. Умей уступать. (Психолог показывает знак № 2). Ребята, а когда вы уступаете своим друзьям?
Дети: (ответы детей)
Динамическая пауза «Если есть хороший друг»
Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки)
Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком)
Если есть хороший друг (хлопают в ладоши)
С делом справимся вдвоем (берутся за руки)
С облегчением вздохнем (вздыхают)
Настроение поднимаем (поднимают руки вверх)
И от пыли отряхнем (отряхиваются от пыли. Улыбаются друг другу) .
Восп-ль: Ребята, я вам расскажу сейчас другую историю, послушайте внимательно.
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки.
Была корзина не мала,
Очень – очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шёл.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».
«Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
Восп-ль: Как – бы в этой ситуации поступил друг?
Дети: Помог бы.
Восп-ль: Мишка, запомни третье правило дружбы: Помогай другу (Психолог показывает знак № 3).
Восп-ль: Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете?
Восп-ль: Вот такие простые правила, Мишенька, соблюдают дети нашей группы, и если ты их запомнишь, то у тебя будет много добрых и верных друзей.
Мишка: Спасибо ребята, что научили меня дружить и рассказали мне о правилах дружбы. Я обязательно подружусь в лесу со всеми зверями.
Восп-ль: Ребята, давайте еще раз напомним Мишке, как звучат правила дружбы:
Дети:
1. Не ссориться с друзьями, играть дружно.
2. Уметь договариваться, уступать, делиться.
3. Помогать другу.
Восп-ль: И вы, ребята, никогда не забывайте эти правила! Какие бы еще правила вы сюда добавили, ребята?
Дети: … (ответы детей). Уметь попросить прощения, если был не прав, быть вежливым и т. д.
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
Восп-ль: Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы,а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да!
Нашей дружбой дорожить?
Да-да-да!
Мы научимся играть?
Да-да-да!
Другу будем помогать?
Да-да-да!
Друга нужно разозлить?
Нет-нет-нет!
А улыбку подарить?
Да-да-да!
Друга стоит обижать?
Нет-нет-нет!
Ну а споры разрешать?
Да-да-да!
Чай с друзьями будем пить?
Да-да-да!
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да!
Игра «Подружись со сказочным героем».
Восп-ль: Ребята, я буду вам по очереди показывать картинки персонажей из разных сказок и мультфильмов. Все они с различными характерами и поступками. Если вы бы хотели бы дружить с героем, которого я покажу, поднимайте руку, если не хотели бы – не поднимайте.
Восп-ль по одной показывает картинки с героями (Золушка, Дюймовочка, Буратино, Баба- Яга, кот Леопольд, кощей Бессмертный, змей Горыныч, Лунтик). После показа каждой картинки психолог спрашивает у детей, почему бы они хотели/не хотели дружить со сказочным героем.
Восп-ль: А почему вы не выбрали этих героев? (показывает картинки отрицательных героев, которых дети не выбрали).
Дети: … (ответы детей).
Восп-ль: А со злыми, жадными, недружелюбными персонажами сказок никто дружить не захотел. Для того, чтобы с нами хотели дружить, нам нужно обладать хорошими качествами. Быть добрыми, веселыми, честными, готовыми прийти на помощь. Но и с отрицательными героями можно подружиться, но нужно научить их быть добрыми, не совершать плохих поступков и научить их правилам дружбы.
Игра «Подари улыбку».
Восп-ль показывает детям большой улыбающийся смайлик.
Восп-ль :Вам нужно по очереди передавать смайлик своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты …. (какой) и называть качество соседа».
Восп-ль: Молодцы ребята, я узнала, что вы все добрые, вежливые, красивые, веселые. Значит, вы умеете дружить, и в вашей группе живет улыбка.
Дом дружбы.
Восп-ль каждому из ребят выдает по маленькому смайлику и предлагает каждому приклеить свой смайлик на общий лист, на котором нарисован дом.
Восп-ль: Вот такой дом дружбы у нас с вами получился, на котором все рядом друг с другом, улыбаются и у всех хорошее настроение. Этот дом я оставлю в вашей группе, чтобы он напоминал вам о нашем занятии и о правилах дружбы.
Дети прощаются. Ребята дружба начинается с улыбки (музыка). Попрощаемся мы сегодня с вами улыбкой. Повернитесь к своему соседу справа и улыбнитесь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.