Программное содержание:
Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках.
Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания.
Развивать воображение, умение формулировать свои ответы. Обогащать словарь.
Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Вырабатывать умение интонировать звуки.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Игрушечные жужелица, майский жук, кузнечик, муха, божья коровка, жук-олень, паук, бабочка. Письмо. Схема развития бабочки. Схема признаков живого. Листы цветной бумаги формата А4. Трафарет насекомого, простой карандаш – на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы идем в гости к маленьким жителям полянки.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?
Подходят к полянке – столу, накрытому зеленой скатертью. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит только письмо, из которого дети узнают, что злая Стужа заколдовала жителей полянки (насекомых) В письме также сказано, как спасти насекомых: прогнать Стужу и отгадать загадки.
Воспитатель. Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа? (Солнца, тепла, весны.) Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».
Солнышко, солнышко золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(идут по кругу)
Побежал в саду ручей,
(бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
(машут руками)
А сугробы тают, тают,
(приседают)
А цветочки подрастают.
(поднимают руки вверх)
Стужу, мы прогнали. А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки. (Выставляем на полянку животное, которое надо угадать)
Загадки:
1) Чёрен, а не ворон,
Рогат, но не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук-олень)
2) Спинка в веснушках. Полетит на небо,
Там ее детки, кушают конфетки. (Божья коровка)
3) Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждет. (Паук)
4. Жу-жу-жу,
Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу
И звук Ж всё твержу. (Майский жук)
5) Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настает – тогда перестанет. (Муха)
6. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
7. Шесть ног без копыт,
Бежит – жужжит,
Сядет – землю роет. (Жужелица)
8) (Бабочка)
Воспитатель. Вот сколько маленьких жителей полянки мы расколдовали. Как можно назвать их, одним словом? (Насекомые) А все ли здесь насекомые? (Паук не насекомое) Почему? (У паука восемь лапок, а не шесть, как у насекомых, и нет крыльев на спинке, значит, паук не насекомое.)Пусть паучок погостит у насекомых, а мы с вами превратимся в кузнечиков.
Разминка «Паучок»
Паучок ползет по ветке,
А за ни ползут все детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползет опять
Воспитатель. Нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Демонстрирую схему развития бабочки) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время и гусеница превратится в куколку, совсем не подвижную с виду. А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.
Гимнастика для глаз.
(В руке у воспитателя игрушечная бабочка на палочке)
Бабочка летает повсюду:
Налево летит, направо летит,
Бабочка порхает по кругу,
Вверх вниз… и назад спешит.
Воспитатель предлагает еще раз вспомнить и назвать, используя схему, этапы развития бабочки.
Воспитатель. Что сначала откладывает бабочка? (Яйца.) Кто появляется из яйца? (Гусеница.) В кого она превращается? (В куколку.) Кто выходит из куколки? (Бабочка.)
Психогимнастика.
Расту червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю.
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю, свой дом покидаю,
И по цветкам на лугу я порхаю.
Послушайте, к нам кто-то летит…жжжжж Это майский жук. (Звук издалека постепенно нарастает) Жук садится в цветок. Перелетает из цветка в цветок. Улетает.
Другой звук ..зззззз Глазами следим за воображаемой мухой, а затем ловим ее в кулачок. Прислушиваемся, поочередно разгибаем пальцы. Муха улетает.
Воспитатель. Есть ли у насекомых враги? (Есть) Кто? (Птицы) Как насекомые спасаются от врагов? (Обращаю внимание детей на окраску насекомых) Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живет в траве, а майский жук на ветке) Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться)
Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица.(Дети прячут насекомых в кору дерева, в траву. Воспитатель обращается к каждому ребенку)Почему ты выбрал это место? Зачем твоему насекомому такая окраска? Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! её хорошо видно в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Предположения детей) Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как корова дает молоко, её и назвали «божья коровка» Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!
Воспитатель. Почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые) Как можно доказать, что они живые? Для ответов дети используют схему признаков живого. (Дышат, двигаются, питаются, растут, размножаются.) Да, насекомые живые. Их нельзя обижать ими можно любоваться, наблюдать, как они летают, ползают, прыгают, двигаются; слушать, как они жужжат.
А теперь маленькие жители полянки хотят поиграть с вами в прятки. Они приготовили для вас цветную бумагу и трафареты. Вам нужно выбрать одно насекомое и спрятать: поместить трафарет на тот лист, на котором ваше насекомое никто не найдет, и обвести его карандашом.
Дети выполняют задание. В ходе работы воспитатель задает вопросы: «Кого ты спрятал? Почему выбрал лист такого цвета?» Спасибо ребята, ваши работы мы поместим в уголок природы.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «В гости к леснику»
Программное содержание:
1. Дать детям знания о правилах поведения в лесу.
2.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.
3.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей, пополнить словарь детей: сторожка, лесник.
4.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Материал: телеграмма, деревья, пчела, ежик, белка, заяц,
Ход занятия:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
- Посмотрите, здесь телеграмма. Давайте её прочтём!
Здравствуйте девочки и мальчики!
Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами!
Лесник.
- Оказывается, лесник приглашает вас к себе в гости.
- Как вы думаете, кто такой лесник? Где он живёт? Как называется его домик? (Лесник - это человек, который следит за порядком в лесу, а домик, в котором он живёт называется – сторожка.) - повторить с детьми
- Вы согласны пойти в гости?
- Прежде, чем пойти в лес давайте ответим, какие правила в лесу нужно выполнять. Ответы детей.
- А я вам назову ещё несколько правил, слушайте внимательно и запоминайте!
1. Не разорять муравейники (объясняет почему)
2. Не разорять птичьих гнёзд (объясняет почему)
3. Не нарушать грибницы, аккуратно срезать ножку гриба.
4. Не выдёргивать растения с корнями.
5. Не забирать детёнышей животных домой.
- А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим
"Пчёлка, пчёлка - покажи,
Пчёлка, пчёлка - расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика
(з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж), ветра (ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с).
Давайте поиграем.
Игра «Хлопни – не ошибись!»
Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите :
1. песенку комарика (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.
2. песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
3. песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
4. песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.
Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу. Только поиграйте со мной.
Д/и "Назови одним словом"
- бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;
- берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;
- скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;
- брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
- ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;
- лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные.
- Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру
"Маленький - большой"
"У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя - большая головища"
Физминутка
Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.
Раз – присядка, два – прыжок,
Потанцуй со мной дружок,
Это заячья зарядка:
Мы пойдём сначала в круг
А потом пойдём на пятках.
Очень весело у нас,
Пустимся все вместе в пляс (Дети выполняют танцевальные движения по показу под музыку).
Молодцы! Идите дальше, там встретите зайку, он вам дальше дорогу покажет.
"Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Конечно! Если вы со мной поиграете.
Д/и "Назови ласково"
Лист - листочек, гриб - грибочек, ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травушка, гусеница - гусеничка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек.
Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком, волк - волчонком, медведь - медвежонком,
белка - бельчонком, ёж – ежонком, тигр – тигренком, слон – слоненком, лев – львенком, заяц – зайчонком, мышь – мышонком.
Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше. А дальше вы встретите , как вы думаете кого?
Отгадайте загадку и сразу узнаете.
Под дубочком,
Под кусточком,
Свился, скрючился клубочком?
Правильно, это ёжик.
- Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
"Ёжик, ёжик - расскажи,
Ёжик, ёжик - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
- Кто живёт в лесу?
- Как называются животные, которые живут в лесу?
- А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
- Что делают птицы весной?
- Какую пользу приносят птицы?
- Как люди заботятся о птицах?
- Какие деревья летом и зимой стоят зеленые?
Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже вас, наверное, заждался.
Лесник :- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости, я заждался и уже встречать пошёл вас на лесную опушку. Мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали, что вы знаете правила поведения в лесу. Давайте-ка ещё раз их все вместе повторим (повторяют). Расскажите, пожалуйста, а с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть? Мои зверята рассказали ещё, что Саша хорошо загадки отгадывал, Вова и Аня правильно назвали правила поведен. в лесу, Никита верно называл предметы ласково и т. д.
- Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Я угощу вас душистым травяным чаем и медовыми пряниками. Угощайтесь, гости дорогие!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.