Конспект НОД по познавательному развитию "Фронтовое письмо"
Оценка 5

Конспект НОД по познавательному развитию "Фронтовое письмо"

Оценка 5
Мероприятия
doc
окружающий мир
22.04.2020
Конспект НОД по познавательному развитию "Фронтовое письмо"
занятие проводится в музее детского сада.В ходе занятия дети знакомятся с фронтовым письмом - солдатским треугольником.Учатся складывать его и украшают.
Фронтовое письмо.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад «Лесная поляна»

 

 

 

 

                  

 

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

«Фронтовое письмо – бесценный треугольник»

 

 

 

                                             Воспитатель высшей категории:

 Петрова Татьяна Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 П.Новый Уоян

2019 – 2020 уч .год

 

 

 

 Цель:  Реализация познавательной деятельности с привлечением ресурсов образовательного комплекса. Повышение роли  музеев в учебно-воспитательном процессе.

  
Задачи: Знакомство с историей фронтового письма, научить складывать фронтовой треугольник, украшать поздравительную открытку.  
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами.
Развивать патриотические чувства, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
Воспитывать уважение к защитникам Родины. 
 Оборудование:  презентация «Письмо с фронта».конверты и треугольники - писем военные лет, фотографии военных лет, бумага с   поздравлением, ножницы, клей.
Предварительная работа:
Создание уголка, посвященного ВОВ, папка-передвижка «Дети герои  - войны».
Подборка стихотворений о войне.
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Чтение рассказов: Ю. Симоненков «Письмо на фронт», 
А. Дементьев «Письмо отца», Е. Ф. Трутнева «Фронтовой треугольник».
                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Времен связующая нить:

                      занятие в музее детского сада»

Ход занятия.

 

1. Дети входят в музей, играет песня «Землянка» у импровизированного костра сидит солдат, (ребенок, одетый в солдатскую форму сидит в землянке и пишет «письмо») Поднимает голову и выразительно читает…

 Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром снова в бой!

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать.

Позабудь печаль и грусть-

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья. Твой отец.

Воспитатель:
     Великая Отечественная война – самая горькая и страшная страница в истории нашей страны. Тяжелые -  4 года, долгие  -  1418 дней и ночей. Война разлучила тысячи семей. Мир раскололся надвое: на тех, кого ждали, и тех, кто ждал. И только почта помогала найти и узнать что – то о своих близких – в тылу или на фронте. Письма были самыми дорогими, самыми важными в годы войны.
    Сегодня мы вспомним страницы истории Великой Отечественной войны. Но эта история поместилась не в тяжёлых томах, а в хрупких страницах фронтовых писем. Эти письма не предназначались для чужих глаз, но сегодня каждое из них – исторический документ величайшей ценности. Фронтовые письма помогают прикоснуться к страницам героического прошлого нашей Родины, дают уникальную возможность почувствовать дыхание войны, услышать живое слово простых людей, прошедших через страшные испытания

2. Ребята, посмотрите, что  у меня в руках! (В руках воспитателя письма: в современном конверте и военное письмо – треугольник). Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Вы правильно заметили – это письма. Но чем, же отличаются эти письма?

Дети: У этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. И по цвету они тоже разные – этот конверт белый, разноцветный, новый, а другое письмо коричневого цвета, старое.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, это - современный красивый конверт. А как вы думаете, что за это письмо(предположения детей).

А это, ребята, – фронтовые письма, написанные солдатами и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. Эти фронтовые письма доставляла адресатам полевая почта. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.

- Ребята, а для чего нужны нам письма?

ДетиПисьма нужны для того, чтобы сообщать, друг другу новости и посылать их по разным адресам с помощью почты!

Воспитатель: Всем людям всегда приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена Великой Отечественной войны.

Письма в треугольниках солдатских!

Они для нас до сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны. \Г. Серебряков\

Для солдат такие письма — не просто связь с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники, жены, матери и дети солдат. К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб, в бою защищая нашу Родину. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой и, смахивая слезинку, так и норовившую размазать строчки.

 Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

Почему фронтовые письма бережно хранили и знали наизусть?

(ответы детей)

3. Вот молодой солдат, вчерашний школьник пишет такие строчки:
 (Ребенок, одетый в солдатскую форму стоит на посту и пишет «письмо»).

Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю я вас.
Мои братья и сёстры родные,
Завтра снова в бой я иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу.
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Воспитатель:

Фронтовые письма - это связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы бойцам воевать и верить в победу.

         Нет траншей и землянок.

Всё травой заросло.

А письма

В треугольниках солдатских!

Они для нас

До сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны.

(Г. Серебряков)

Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке; под свет лучины в окопах, блиндажах, госпиталях.

В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к своим родным, близким людям, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом.

В минуты затишья написанные письма складывали во “Фронтовой треугольник” (не было на войне конвертов, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № полевой почты). На войне была почта военная или полевая, были военные почтальоны.

От бойцов не отставая,

Шаг за шагом, день за днем

Едет почта полевая,

Пробираясь под огнем.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, стоит ли хранить эти старые письма?

 Нужно ли помнить о тех, кого мы даже не видели и не знаем?

За что отдавали свои жизни люди во время Великой Отечественной войны?

Ответы детей.

Воспитатель: Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Эти письма от родных и близких, которых, уже нет рядом, самые дорогие реликвии. Сейчас эти фронтовые письма передают в музеи и хранят их как очень ценное богатство.

Дети рассматривают фронтовые письма, хранящиеся в музее.

4. Физ. минутка  «Победа!»

Мы празднуем Победу! (Шагают на месте)

Салют! Салют! Салют! (Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)

Кругом цветы весенние (Руки на пояс , повороты туловища)

Цветут! Цветут! Цветут! (Руки развести в стороны)

Все люди пляшут, празднуют (Приседания с выставлением ноги вперед)

Поют! Поют! Поют!

Пусть в мире страны разные (Вдох, круговые движения руками)

Живут! Живут! Живут!

Под песню «День Победы» дети выполняют композицию с цветами и флажками.
5. Воспитатель: Ну, что отдохнули? Давайте присядем за столы и сделаем

письмо – поздравление нашим ветеранам, труженикам тыла в знак благодарности за мирное небо над головой, за подаренную светлую жизнь. Давайте посмотрим, что нам будет необходимо для того, чтобы изготовить такой треугольник:

Дети  перечисляют: бумага с  заранее нарисованным поздравлением, Георгиевская лента, Красная Звезда, квадратики  бумаги для цветов яблони, клей, салфетка, клеёнка, три листика зеленого цвета, ножницы, фломастеры.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает Георгиевская лента на нашем конверте?

Дети: Георгиевская лента обозначает символ дня Победы.

Воспитатель: А что же обозначает красная звезда?  Дети: Красная звезда- это отличительный знак Красной Армии.
6. Воспитатель: сегодня мы с вами сами попробуем сложить из листа бумаги фронтовой конверт. Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, согнутый по диагонали квадрата сначала справа налево, затем полученный треугольник нужно было сложить слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На наружной стороне писался адрес назначения и номер полевой почты. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось. (Дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя) .
https://static.wixstatic.com/media/23291b_8f70402020bf4c0db3742ce4f68999b9.jpg_srz_p_981_355_75_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz

7. Воспитатель: а теперь продолжим работу, что нам осталось еще сделать? Наклеиваем на письмо Георгиевскую ленту, сделанную из цветной бумаги. Затем приклеиваем Красную Звезду. Далее приклеиваем веточки яблони. Вырезаем из бумаги цветы яблони, лепестки немного подкручиваем, приклеиваем на письмо. Вырезаем розовую серединку для цветка,  размещаем ее в центре цветков.

Для листочков складываем пополам лист бумаги, а затем под углом в 45 гр. складываем гармошкой. Вырезаем листочки. Приклеиваем листочки к веточке, гелем с блестками делаем капельки в центре цветочков, в левом углу наклеиваем красные звездочки. Письмо-поздравление готово!

8. Итак, дети, какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что нового мы сегодня с вами узнали? Что мы сегодня делали? С помощью чего мы сделали наши письма поздравления? Вам понравилось занятие? Что было делать трудно? Что легко?

 Оценка и рассматривание детских работ. Вот сколько много получилось поздравительных писем и все они замечательные. Теперь мы можем вручить их ветеранам на праздничном концерте.

Воспитатель: Если в вашей семье, в вашем доме есть ветераны, труженики тыла, если вы встретите пожилого человека с орденами на груди – обязательно поблагодарите их за Победу!

В конце нашего занятия давайте вспомним все, что вы увидели и услышали, послушав замечательную песню о фронтовых письмах.

9.Просмотр  презентация «Письмо с фронта».

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Цель : Реализация познавательной деятельности с привлечением ресурсов образовательного комплекса

Цель : Реализация познавательной деятельности с привлечением ресурсов образовательного комплекса

Времен связующая нить: занятие в музее детского сада»

Времен связующая нить: занятие в музее детского сада»

Вы правильно заметили – это письма

Вы правильно заметили – это письма

Сыновьям берегут. Почему фронтовые письма бережно хранили и знали наизусть? (ответы детей) 3

Сыновьям берегут. Почему фронтовые письма бережно хранили и знали наизусть? (ответы детей) 3

И мужества, и доброты, и ласки,

И мужества, и доброты, и ласки,

Физ. минутка «Победа!» Мы празднуем

Физ. минутка «Победа!» Мы празднуем

Воспитатель: а теперь продолжим работу, что нам осталось еще сделать?

Воспитатель: а теперь продолжим работу, что нам осталось еще сделать?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020