Конспект НОД по ручному труду
в
подготовительной группе
«Кукла из глубины веков»
Программное содержание
1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное
самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
2. Формировать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов.
3. Закреплять умение скатывать ткань, умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
4. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки.
5. Совершенствовать мелкую моторику.
6. Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.
7. Расширять словарный запас: оберег, кувадка, лихоманка.
8. Дать возможность ребенку
ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Предварительная работа:
1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла – оберег», «Лекарственные
растения».
2. Чтение книги Елены Берстенёвой и Натальи Догаевой «Кукольный сундучок»
3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».
4. Заучивание пословиц и
поговорок о труде.
Оборудование:
1. Нитки шерстяные, разноцветные, хлопковые.
2. Ткань белая квадратной формы20х20, прямоугольной формы 30х75.
3. Цветные лоскутки для украшения изделий.
4. Ножницы.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, я получила письмо, послушайте (читает письмо): «Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду изучаете историю кукол и учитесь делать их своими руками. Приглашаю Вас в гости – посетить мою выставку кукол».
А кто нас приглашает – это секрет! Вы хотите посетить выставку и познакомиться с тем, кто нас приглашает?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.
(Дети с воспитателем идут в музей кукол. В дверях их встречает Кукла-живая
рука.)
Кукла - живая рука: Дети, вы хотите узнать, кто я такая?
Дети: Да!!!
Кукла - живая рука: -Я – Кукла - живая рука. Я умею здороваться, хороших детей я могу пожалеть, непослушных – поругать. А еще могу я станцевать!
(под музыку выполняет движения, дети за ней повторяют)
Кукла - живая рука: А теперь приглашаю вас посетить мою выставку кукол. Давайте рассмотрим с вами какие тут есть куклы. (Показывает куклу из соломы ) Какая это кукла?
Дети: Соломенная, потому что сделана из соломы.
Кукла - живая рука: А эта из чего?
Дети: Из дерева – она деревянная.
Кукла - живая рука: Какие еще бывают куклы?
Дети: Пластмассовые, фарфоровые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные.
Кукла - живая рука: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. А еще бывают куклы самодельные, посмотрите, какие куклы сделали своими руками воспитателей и родителей! Все эти куклы современные, а вы, я слышала, изучали историю возникновения кукол, и даже сами учились их делать. Расскажите, из чего делали самые первые куклы в Древней Руси?
Дети: (показывают куклу из золы)
• Самые первые куклы делались из золы.
• Брали золу из очага и смешивали ее с водой.
• Потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку.
• Такую куклу называли Баба – женское божество.
• Этой куклой
не играли, она была оберегом и ее передавали от бабушке к внучке.
Кукла - живая рука: А что такое ОБЕРЕГ?
Дети: Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Кукла - живая рука: А из чего еще делали кукол в Древней Руси?
Дети: Из дерева, но такими куклами тоже не играли. Женщина давала куклу мужу, когда тот уходил на войну или в дальнюю дорогу. Она охраняла его и напоминала о доме.
Кукла - живая рука: А вы знаете, еще женщины делали кукол из стриженых волос, складывали их в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал.
Кукла - живая рука: Дети, а что вы знаете про куклу – стригушку?
Дети: Такую куклу делала из травы мать, работая в поле, что бы ребенку было чем играть.
Кукла - живая рука: А какую траву добавляли, чтобы кукла приносила пользу?
Дети: Лекарственные: зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мяту…
Воспитатель: На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте покажем.
Физминутка
У Маланьи у старушки
(хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей.
(показать семь пальцев)
Все без бровей,
(очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами,
(растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами,
(показать длинный нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами,
(очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой,
(очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой.
(показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели
(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)
На Маланью все глядели,
(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так…
(ребенок
показывает любое движение).
Кукла - живая рука: Как много вы знаете об истории изготовления кукол, а
показать, как делают самые простые куклы – обереги вы можете?
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, из чего мы с вами делали кукол.
Дети: Из шерстяных ниток, из ниток ириса, из ткани…
Воспитатель: А теперь давайте покажем всем, какие куклы вы умеете
делать. Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала,
(шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала -
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло.
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
Дети садятся на места. Во время работы проговаривают пословицы о
труде. По окончании работы дети рассказывают о своих куклах.
Кукла – живая рука их хвалит, дарит бумажных кукол и говорит: «Костюмы для этих
кукол вы придумаете сами».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.