НОД по обучению грамоте
в старшей логопедической группе.
Тема: «Путешествие в страну АБВГДейку».
Цель: Систематизировать представления детей о гласных и согласных звуках и буквах, о позиции звука в слове, о слоге, слове, предложении, схеме предложения.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии гласных и согласных звуков, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости. Продолжить обучать звуковому анализу слов, совершенствовать умение делить слова на слоги, определять ударный слог. Закрепить знания детей о буквах, о различии между звуками и буквами. Закрепить понятия «слог», «предложение». Продолжать учить определять позицию согласных звуков «П», «П» в слове. Продолжать обучать составлять предложения с заданным словом и схему предложения к нему.
Развивающие задачи:
Развитие связной речи: умения составлять предложения с заданным словом, умения составлять предложения с различной интонацией, совершенствовать умение составлять схему предложения и определять интонационную окраску предложения, развивать логическое мышление, внимание и память с помощью отгадывания загадок.
2. Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе, воспитывать интерес к космосу и русскому языку.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Составь звуковую схему слова», «Составь схему предложения», «Назови парный звук», «Придумай слово с заданным звуком», «Определи позицию звука в слове», «Составь слово и предложение» (работа в кассе букв).
Материалы и оборудование: проектор; презентация, картинки со слогами; фонограмма движущегося парохода; настенный алфавит; цветные квадраты для звукового анализа, рабочие тетради, ручки, карточки для определения позиции звука в слове.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и становятся в круг.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: – Здравствуйте.
Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: – Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: - Ребята, поделимся хорошим настроением друг с другом. Для этого я вам предлагаю поиграть в игру «Комплименты». Положите комплимент (доброе слово) на ладошку, дуньте и передайте его соседу (дыхательная гимнастика).
Дети проходят и садятся за столы.
Звучит сигнал SOS:
«Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. На нас напали пираты. Они похитили у нас АЛФАВИТ. Помогите нам его вернуть.
Воспитатель: - Это поступил сигнал из страны «АБВГДейка». Поможем, ребята, вернуть книгу жителям страны?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы узнать нам о жителях страны «АБВГДейка», надо отгадать загадки.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается …
Дети: гласный.
Могут они шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Дети: Согласные звуки.
Воспитатель: Что мы знаем о звуках?
Дети: Звуки мы произносим и слышим.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным цветом.
Воспитатель: Приведите примеры гласных звуков.
Дети приводят примеры.
Воспитатель: Сколько в русском языке
гласных звуков?
Дети: 6 гласных звуков. 1 ребёнок рассказывает стихотворение про гласные
звуки.
Гласных звуков только 6,
Их совсем легко пропеть:
«А» - на астре расцветает,
«И» - на иволге порхает,
«О» - на ослике сидит,
«У» - на улицу глядит,
«Э» - на эхо отозвался,
«Ы» - во внутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил и добавки попросил!
Воспитатель: Что мы знаем о произношении согласных звуков?
Дети: Согласные умеют свистеть, шипеть, рычать, петь не умеют. Воздух при произношении согласных звуков встречает преграды: губы и зубы.
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем твёрдые и мягкие согласные звуки?
Дети: Твёрдые согласные звуки – синим, мягкие согласные звуки – зелёным цветом.
Воспитатель: Приведите примеры мягких согласных звуков.
Дети приводят примеры.
Воспитатель: Приведите примеры твёрдых согласных звуков.
Дети приводят примеры.
Воспитатель: Отгадаем ещё одну загадку.
Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.
Дети: Буквы.
Воспитатель: Что мы знаем о буквах?
Дети: Буквы мы пишем и видим. Буквы бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Отгадав все загадки, мы узнали, кто является жителями страны АБВГДейка?
Дети: На планете живут буквы и звуки.
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся с вами в путь и поможем жителям этой страны. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы помочь жителям планеты Пиши-Читай, нам надо выбрать транспорт. Для этого отгадаем загадку.
По волнам бежит отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно,
Что же это … (пароход).
Воспитатель: Вы догадались, что это? Правильно – это пароход.
Воспитатель: Мы поедем с вами на пароходе.
Воспитатель: Но, чтобы наш паровоз поехал в путешествие, мы сделаем звуковой анализ слова ПАРОХОД. У вас на столах у каждого ребёнка лежат цветные квадраты для составления звуковой схемы слова и макеты парохода. Составляем звуковую схему слова пароход.
Дети выполняют задание. Один ребёнок выходит к доске.
Путешественники! Вы справились с заданием, и наш пароход отправляется в путешествие. Занять свои места!
Звучит звук движущегося парохода.
Воспитатель: Внимание! Тревога! Нам надо преодолеть рифы. Для этого нам надо выполнить задание: разделить слова на слоги. А слова – названия природных ландшафтов и определить ударный слог в этих словах. Как определить, сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Слова: ГОРЫ, РЕКА, ОЗЕРО, ПУСТЫНЯ, ДЖУНГЛИ, МОРЕ. Дети делят слова на слоги методом хлопков.
Воспитатель: Ребята, определим, какой слог является ударным в этих словах. Вы справились с этим заданием. Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Вот мы с вами приехали в страну «АБВГДейка».
Слайд с изображением жителя страны АБВГДейка.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут АБВГДейка. Спасибо, что вы откликнулись на мой сигнал бедствия и прилетели ко мне на помощь. Очень рад с вами подружиться.
Физкультминутка.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
АБВГДейка: Чтобы помочь найти вам наш алфавит и победить пиратов, надо выполнить ряд заданий. Справитесь с заданиями, победите пиратов и вернёте нам алфавит.
1 задание «Определи позицию звука «П», «П» в слове».
Воспитатель: Дети дайте характеристику звука «п», «п».
Дети: Звук «п» - согласный, твёрдый, глухой, звук «п»- согласный, мягкий, глухой.
Слова ПОРТ, ПАРУС.
Дети выполняют задание на столах.
2 задание: «Составь слово». (Работа по группам).
У вас на столах лежат слоги. Вам необходимо составить из слогов слова. Лексическое значение слова будет связано с морем.
ОСТРОВ, ВОДОПАД, ТЕПЛОХОД, ЛАЙНЕР.
Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Чтобы вернуть алфавит, АБВГДейка предлагает вам разгадать кроссворд. В кроссворде будут загадки о животных, живущих на вашей планете Земля, названия которых вам, дорогие ребята, конечно же, известны.
1. Зубы в пасти в 3 ряда.
Это целая беда
Этот хищник знаменит,
Тем, что он морской бандит ... (Акула).
2. Леса хвойного краса,
Рыжехвостая… (Лиса).
3.Мигом спрятались утята,
От лесного супостата,
Видно, клетку не закрыли,
Улетел на волю…(филин).
4.Я – не зебра, не верблюд,
Хоть и в Африке живу,
И рога есть, и копыта
Но добра я и открыта… (Антилопа)
5.Он охотник знаменитый,
Редко он бывает битый,
Потому что он силён, потому что он хитёр (волк).
6.По горам в родной кишлак
Шёл с поклажею … (ишак).
7.На охоте не до игр,
Посмотри как грозен (тигр).
По мере отгадывания загадок дети составляют слово из букв, выделенных на экране красным цветом, в кассе букв.
Воспитатель: Молодцы, вы разгадали кроссворд, а теперь прочитайте слово, которое у вас получилось на экране.
Дети: АЛФАВИТ.
Воспитатель: Правильно, алфавит. Он помогает нам научиться читать. Чтобы алфавит нам вернули пираты, составим звуковую схему слова АЛФАВИТ.
Дети составляют звуковую схему слова алфавит на столах. 1 ребёнок выходит к доске.
АБВГДейка: - Спасибо вам большое ребята, что вы помогли нашей стране вернуть похищенную книгу. За это я хочу вас поблагодарить и подарить вам медали. До свидания!
Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться домой, встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
– 1,2,3 волшебный пароход
Домой нас верни!
Воспитатель: – Вот мы и вернулись домой. Понравилось вам наше путешествие? Какие задания от АБВГДейки вам понравились? Какие задания вызвали затруднения? Наше путешествие окончено, попрощайтесь с гостями.
Дети: – До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.