Приложение
Конспект НОД с использованием
игровых технологий, интерактивной технологии «Большой круг», элементов ТРИЗ
(старшая группа)
Тема: «Заяц-Хваста»
Задачи:
Ø формировать уверенность в себе;
Ø закреплять умение задавать вопросы и отвечать, договариваться, приходить к единому мнению, согласовывать свои действия, руководствуясь общей целью;
Ø упражнять в рассказывании русской народной сказки, выстраивая цепочку сказочных событий;
Ø формировать умение доказательно строить суждения;
Ø активизировать словарный запас детей, развивать связную речь дошкольников;
Ø формировать умение решать сказочную творческую задачу по литературному произведению;
Ø формировать умение задавать вопросы в определенной системе;
Ø способствовать формированию причинно-следственных связей.
Материалы и оборудование: большой игрушечный домик с окнами и дверями, кусок ткани, которой накрыт домик, игрушка заяц.
Ход НОД:
(На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно)
Воспитатель: - Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да-нетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это неживой предмет.
Игра «Данетка»
Д: - Это книга?
Воспитатель: - Нет
Д: - Это игрушка?
Воспитатель: - Да
Д. : Может кукла?
Воспитатель: - Нет.
Д: - Это домик?
Воспитатель: - Да
(Воспитатель снимает ткань)
Воспитатель: - А кто живет в домике нужно угадать:
Кто пугливей всех
зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису.
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит.
Д.: - Заяц
Воспитатель: - Правильно.
(Воспитатель достает мокрую игрушку зайца)
Интерактивная технология «Большой круг»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему заяц мокрый?
- Ну-ка дружно веселей становитесь в круг скорей.
(когда ребенок в «Большом круге» выскажет свое мнение, то берет рядом стоящего ребенка за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации)
(предполагаемые рассуждения детей: - Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь и т. д.)
Игра «Хорошо - Плохо»
Воспитатель: - Ребята, как по-вашему, дождь - хороший или плохой?
- Что хорошего в дожде?
(предполагаемые рассуждения детей: - все растет, свежий воздух после дождя… )
Воспитатель: - А что плохого в дожде?
(предполагаемые рассуждения детей: - Можно заболеть)
Воспитатель: - Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы
говорим, что дождь - это хорошо тогда, когда, и дождь для нас это плохо, когда
…
Воспитатель: - А солнце какое, хорошее или плохое? Смотря когда, смотря
для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(предполагаемые ответы детей: - оно ласковое, теплое, от него светло)
Воспитатель: - А что плохого может быть в солнце?
(предполагаемые рассуждения детей: - Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут)
Воспитатель: - Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое. Как мы можем помочь зайцу?
(предполагаемые рассуждения детей: - Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко)
Воспитатель: - Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается, он совершенно забыл, из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
(предполагаемые рассуждения детей: - «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д. )
Воспитатель: - Ребята, подождите,
зайчик что-то говорит. Он говорит, что хочет познакомить вас с новой русской
народной сказкой «Заяц – хваста»:
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к
крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и
начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не
боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла
хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это
увидел.
«Как бы вороне помочь? »
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а
ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Воспитатель: - Охарактеризуйте зайца.
(предполагаемые ответы детей: Сначала заяц – хвастун и трусишка. Увидев ворону, он испугался, а потом проявил себя как настоящий храбрец)
Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы! Сегодня мы с вами и со сказкой познакомились, и поиграли. Одно только меня огорчает, - я забыла, как эта сказка называется?
(предполагаемые ответы детей: - Ну, конечно же, «Заяц-Хваста!»)
Воспитатель: - Спасибо, дети! Вы – молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.