Приложение 45
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых,
ИКТ-технологий, художественного слова, музыкотерапии
(старшая группа)
Тема: «Вологодское кружево для Царевны-лягушки»
Цель:
ü Совершенствовать художественно-конструктивные способности дошкольников, формировать умения создавать элементы узоров Вологодского кружева на салфетке нетрадиционным способом.
Задачи:
ü Развивать умение последовательно анализировать план - схему группы, выделять структурные части, форму, размеры, расположение предметов относительно пространства. Развивать навыки микро ориентировки.
ü Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности.
ü Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога).
ü Совершенствовать выразительность речи.
ü Уточнять и расширять словарный запас по данной теме.
ü Активизировать и обогащать словарный запас детей новыми словами и словосочетаниями (кружево, кружевницы, палочки-коклюшки, вологодские кружева, кружевоплетение, орнамент (животный орнамент, геометрический, растительный)
ü Развивать интерес к литературным произведениям.
ü Развивать творческую фантазию, самостоятельность при составлении композиции из знакомых элементов.
ü Развивать координацию, понимание симметрии, технические умения.
ü Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
ü Совершенствовать знания детей о кружевоплетении Вологодского кружева, как виде народного, декоративно – прикладного искусства.
ü Воспитывать эстетическое и патриотическое чувство к народному искусству, уважительное отношение к творениям народных мастеров.
ü Познакомить детей с нетрадиционными формами рисования кружев (техника «Граттаж» - рисование палочкой)
Предварительная работа с детьми: Составление плана-схемы группы. Беседы «Народные промыслы: Вологодские кружева», «Техника плетения кружев». Интерактивное посещение музея «Вологодские кружева». Д/и: «Передай снежинку», д/и: «Составь узор» (игровой набор «Дары Фребеля»). Налеп пластилина в крышки из-под бутылочек от Йогурта. Индивидуальные занятия. Чтение художественной литературы по теме «Народные промыслы Вологодской земли». Заучивание стихотворений о вологодских кружевах наизусть. Чтение РНС «Царевна - лягушка». Просмотр мультфильма «Царевна - лягушка». Отгадывание загадок, пение частушек.
Методические приёмы:
ü Игровой (использование сюрпризных моментов).
ü Наглядный (использование иллюстрации, ИКТ).
ü Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
ü Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: Магнитные доски, ИКТ
Демонстрационный материал: План-схема группы, алгоритм выполнения «Вологодское кружево», конверт, «стрела» Ивана Царевича, ларец, «Хлеб» (из поролона и ткани), Лягушка (игрушка- перевертыш)
Раздаточный материал: «Рубашки» из белого картона, для составления орнамента; игровой набор «Дары Фребеля»: геометрические фигуры,точки, кольца и полукольца; бросовый материал для составления«цветов» (цветные палочки от коктейля, бусины, семена орехов); заготовки для «цветов» (крышки с налепом из пластилина)
Ход НОД:
1. Организационный момент
(Дети заходят в группу)
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Ребята, обратите внимание, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!
(дети здороваются)
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки (ответ)
Какие сказки Вы знаете? А какие бывают сказки?
(Предполагаемые ответы детей - Авторские, русские народные)
Воспитатель: - Молодцы! - А как вы понимаете слова авторские, русские народные?
(Предполагаемые ответы детей - Авторские придумал и написал автор, а русские народные придумал народ много лет назад)
Воспитатель: - Молодцы! Какими словами начинаются русские народные сказки?
(Предполагаемые ответы детей - В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были...)
Воспитатель: - Ребята, какие же вы молодцы, так много вы знаете!! Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по волшебной, сказочной стране. Хотите вместе со мной отправиться в путь?
(Предполагаемые ответы детей - Да!)
Воспитатель: - Прежде чем узнать, в какую сказку мы отправимся, надо отгадать загадку. Вы любите загадки?
(Предполагаемые ответы детей - Да!)
Воспитатель: - Тогда слушайте внимательно!
Зеленая лягушка в болоте живет,
Стрелу она держит - царевича ждет.
На ней есть корона, еще есть секрет.
Ну, кто же она,
Вы дайте ответ?
(автор - Солохина Т. В.)
(Предполагаемые ответы детей - Царевна-лягушка!)
Воспитатель: - Ну, конечно же, это - Царевна-лягушка! Ребята, давайте вспомним, о чем эта сказка, кто ее главные герои. Жил – был…
Дети: - Царь. У царя было трое сыновей: старший сын, средний сын и младший сын - Иван Царевич.
Воспитатель: - Что было дальше?
(Предполагаемые ответы детей - Царь приказал сыновьям выпустить по стреле, куда она попадет - на той девушке и жениться)
Воспитатель: - Куда попала стрела старшего и среднего сына? Младшего сына?
(Предполагаемые ответы детей - в боярский, купеческий дом,
а младшего сына – на болото)
Воспитатель: - А что же случилось с царевной лягушкой? (ответ детей)
(Предполагаемые ответы детей - Иван Царевич сжег лягушачью шкуру
и Царевну-лягушку забрал Кощей бессмертный)
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Ивану Царевичу и Царевне-лягушке. Нам нужно найти и расколдовать Царевну-лягушку. В этом поможет нам карта. Ребята, как вы думаете, что это?
(Предполагаемые ответы детей - Это карта-схема нашей группы)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, здесь у нас под каждой цифрой спрятаны задания. Нам нужно выполнить их. Обратите внимание на карту: В каком развивающем центре спрятано первое задание, второе, третье? (1 центр – «Математика», 2 центр – «Умелые ручки», 3 центр - «Горжусь Россией»)
Воспитатель: - Сколько всего нам нужно выполнить заданий? (три)
- Почему вы так думаете? А где на карте находимся мы? Куда мы отправимся сначала? В каком направлении нам сейчас нужно идти? и т.д.
Первое задание
(В центре «Математика» прикреплена стрела, под ней карточка с цифрой 1,
на оборотной стороне которой написано:
Острие стрелы укажет путь,
куда Вам нужно повернуть!)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на острие стрелы, в какую сторону нам нужно повернуть?
(Предполагаемые ответы детей - Нам нужно повернуть налево, пройти к центру «Книги»)
В центре «Книги» дети находят конверт, на котором написано:
Вы конверт скорей возьмите
И к экрану подойдите,
Царский слушайте приказ,
Он задание вам даст.
Воспитатель: - Внимание на экран:
Отрывок из мультфильма (1. Царь дает задание – сшить рубаху)
Воспитатель: (открывает конверт) Ребята, царевна лягушка рубаху сшила, нам осталось только помочь ей придумать красивый узор. Кто мне подскажет, что такое узор? (узор - это рисунок). Чтобы узоры были одинаковыми с двух сторон, какими они должны быть? (симметричными) А если один и тот же узор на вашей рубашке будет повторяться несколько раз, как мы тогда уже его назовем? (Орнамент) Какой бывает орнамент? (растительный, животный, геометрический) Ну что, приступаем к работе? (работа за столами - Д/и:«Выложи узор»- «Дары Фребеля») (пока играет музыка - дети украшают рубашку узором)
Дети подходят к столам, выполняют работу по выкладыванию симметричного узора. Воспитатель оказывает посильную помощь в процессе работы по необходимости.
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. Наши рубашки готовы. Интересно, понравятся ли наши узоры царю?
(отрывок из мультфильма, где царь выбирает рубашку)
Воспитатель: - Ну что, ребята, с этим заданием мы справились, пора выполнять следующее задание. Вернемся к карте. Посмотрите где здесь цифра 2, в какой центр мы сейчас отправимся?
(Предполагаемые ответы детей - В «Уголок творчества»)
Второе задание:
(В «Уголке творчества» - коробочка с заготовками. На ней карточка с цифрой 2,
на оборотной стороне которой написано:
Вы коробочку возьмите и к экрану отнесите
Царский слушайте приказ,
Он задание Вам даст)
Воспитатель: - Внимание на экран: Отрывок из мультфильма
(3. Царь дает задание испечь хлеб)
Воспитатель: - Хлеб-то уже Царевна-лягушка испекла, осталось только помочь его украсить. (Открывают коробочку, в которой находится различный материал: цветные палочки от коктейля, бусинки, пуговицы, природный материал)Ребята, давайте подумаем, чем мы можем украсить хлеб, что бы он понравился царю. (варианты детей, обсуждение). Хлеб нам нужно успеть украсить пока играет музыка.
Вот наш хлеб готов, посмотрим, понравился ли он царю?
(отрывок, где царь 4. выбирает хлеб).
Воспитатель: - А нам пора двигаться дальше.
Работа с картой. Дети идут искать другую подсказку в центре «Горжусь Россией»
Третье задание.
Воспитатель: Слышите, какая волшебная музыка играет, интересно, что это за ларец такой расписной?
(5. Дети открывают «волшебный» ларец с лягушкой)
Смотрите, а вот и лягушка!!! (достает игрушку- перевёртыш), к которой прикреплена карточка с цифрой три, на оборотной стороне записка:
Для выполнения третьего задания
- нужны особые старания.
Вы к экрану подойдите
Ничего не упустите.
Царский слушайте приказ,
Он задание Вам даст.
Внимание на экран: Отрывок из мультфильма
(5. Царь дает задание: явиться в красивых нарядах)
Воспитатель: - Ребята, давайте нашей лягушке сошьем платье, может тогда она превратиться в Василису Прекрасную?
Но сделать это не так – то просто. Посмотрите, здесь какая- то еще загадка…
(Алгоритм выполнения Вологодского кружева на магнитной доске (символы))
Сколок -это узор на бумаге с отмеченными точками. |
подушка-валик, туго набитый соломой |
Пяльцы -деревянная подставка |
нитки |
коклюшки-деревянные палочки, на их концы наматываются льняные или хлопчатобумажные нитки |
Элементы кружева
|
снежинка |
платье |
Воспитатель: - Ребята, подскажите, кто знает, что это за предметы? (перечисляют)
Для чего они нужны? Что может быть похоже на снежинку? (кружево) Что такое кружево?
(Предполагаемые ответы детей - это узорчатое сетчатое изделие, сплетённое из ниток)
Воспитатель: - Почему вы решили, что это Вологодское кружево, какие элементы узора есть только в этом кружеве?
Воспитатель: - Ребята, значит, нам нужно не шить царевне лягушке платье, а что делать?
(Предполагаемые ответы детей - сплести кружевное платье из ниток)
Воспитатель: - Ну, что ребята, поможем сплести кружева для Царевны-лягушки?
Физкультминутка «Вологодские кружева»
Мы коклюшечки возьмем-
кружева плести начнем, (имитируют плетение)
Домик, елочку, цветы - не бывалой красоты!(руки домиком, руки прижаты к туловищу- ладони в стороны, присесть, развести руками внизу в стороны)
Где «вилюшечка» пройдет - (волна рукой)
солнышко сиять начнет, (поднять голову, руки вверх, посмотреть вверх)
«Сетка» будет паутинкой или беленькой снежинкой. (поочередно делать руками крест-накрест, вытянуть обе руки вверх, в стороны по бокам, опустить вниз)
Волшебство и тут, и там – (вытянуть обе рукив вправо, затем влево)
все под силу мастерам!!! (улыбаясь поднять руки вверх, посмотреть вверх)
(автор - Солохина Т. В.)
Воспитатель: - У нас с вами получился узор, но он невидимый. От нашего плетения не осталось никакого следа. - Я предлагаю вам создать кружево, которое можно будет увидеть. Но для этого нужно ненадолго стать мастерами кружевного дела? Хотите? Девочки будут – кружевницы, а мальчики – кружевники. Тогда представьте, что вы в кружевной мастерской, вы мастера, ваши столы - это подушка – валик. Что нам нужно еще для работы? (коклюшки, сколок, нитки)
Сколком будет вот эта специально подготовленная бумага. (натертая воском и покрытая специальной краской – тушью. А вот коклюшки нам нужно выбрать… Ребята, посмотрите на разные предметы, лежащие на столе: палочки с тонкими заострёнными кончиками, ватные палочки.
Воспитатель: - Давайте попробуем, проведем палочкой внизу нашего листа. Какой палочкой можно нарисовать?
(Предполагаемые ответы детей - Острая деревянная палочка царапает, оставляет след, а ватная палочка не оставляет, значит острой палочкой можно рисовать)
Воспитатель: - Значит, коклюшками какие будут палочки? (деревянные). Ну а нитками будет след от наших деревянных палочек.
- Предлагаю всем вам подумать, какой свой элемент узора вы создадите сейчас вот на салфетке.
- Представили узор для салфетки? Попробуйте сначала нарисовать его в воздухе вот этими волшебными палочками.
Узор начинается от центра и соединяется с краями. А теперь - на салфетке, слегка делая нажим. Линия должна быть тонкая, непрерывная. А теперь линии обведите, усиливая нажим палочек.
(Рисуют Вологодское кружево под музыку)
(Помощь затрудняющимся детям советом, отдельным показом)
Воспитатель: - Что можно разглядеть на твоей салфетке, Вика? А что в узоре отразил ты, Артем? Почему ты, Ксюша, нарисовала елочку? Какие элементы Вологодского кружева присутствуют в твоем узоре, Диана?
(Продуктивная деятельность детей)
Воспитатель: - Ну, что, ребята, покажем Царевне-лягушке, что у нас получилось?
Воспитатель: -
Что я вижу! Что за диво?
Сколько кружева вокруг!
Правда, дети, здесь красиво,
Аж захватывает дух?
Воспитатель: - А еще ребята, мы закроем глаза и скажем волшебные слова:
Кружево волшебное нам помоги,
Лягушку ты освободи!
Колдовство – пускай уйдет,
Василиса к нам придет!!!
(Фонограмма «волшебного звука)
Воспитатель: - Ребята, волшебство произошло!
(переворачивает лягушку другой стороной, где Василиса Премудрая)
- посмотрите, какая она красивая стала! Спасибо ребята за вашу работу! Теперь с Иваном царевичем Василиса будет жить долго и счастливо! Вы молодцы! Ну, а нам пора возвращаться из волшебного сказочного мира!
РЕФЛЕКСИЯ
(Примерные вопросы к детям)
ü Понравилось наше путешествие?
ü Кому мы помогали?
ü Что мы с вами делали?
ü Какое задание было самым трудным, легким?
ü Что Вам больше всего запомнилось?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.