Конспект НОД по познавательному
развитию
(ознакомление с
природой)
средняя группа
Тема: «Как начинается осень»
Цель: познакомить с характерными признаками осени.
Задачи:
Образовательные:
• учить устанавливать причинные связи; развивать слуховое и зрительное
внимание.
• формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований,
опираясь на схемы.
• учить детей обосновывать ход своих мыслей, отвечать на вопросы предложениями;
• закрепить счет до трех, умение сравнивать совокупности, предметы по величине
и форме;
• продолжать учить рисовать предметы округлой формы и закрашивать изображение
цветными карандашами.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес детей к жизни леса и его обитателям;
• развивать общую и мелкую моторику, умение соотносить слова и движения.
Воспитательные:
• формировать эмоциональный отзыв на красоту осени;
• воспитывать коммуникативные навыки
Материалы и оборудование:
Книга (рассказ О. Иваненко «Спокойной ночи»)
Магнитофон.
картинки с изображением осени
картинки «Одежда»
Осенние листья, грибы, орехи.
Цветные карандаши и листы бумаги с нарисованным контуром мешка.
Картофель разной величины и формы.
Фрукты (для угощения) .
Предварительная работа:
Наблюдения за осенними изменениями в природе и жизни человека, экскурсия по
экологической тропе детского сада, сбор осенних листьев и составление из них
букетов. Дидактические игры. Чтение стихотворений об осени.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
(организационный момент)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
Жила-была семья: отец и четыре дочери.
Отца звали год, а дочерей Зима, Весна, Лето и Осень.
Отец очень любил дочерей, хоть и разные они были.
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из них, а с какой, это вы отгадаете,
когда прослушаете отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами,
и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и
засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями
летели к теплым, синим морям.
Воспитатель: О каком времени года идет речь? Как вы догадались? Что происходит
с листочками?
Дети:
• В отрывке говорится об осени
• Желтеют.
• Осенью листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, красный,
оранжевый. Опадают.
Воспитатель: Когда листочки опадают, как это называется?
Дети: Листопад
Воспитатель: Ребята давайте вместе вспомним стихотворение В. Мировича
«Листопад»
Листопад, листопад
Листья желтые летят;
Под ногой шуршат, шуршат;
Скоро голым
Станет сад.
Основная часть
(Воспитатель раскладывает на полу осенние листья. Желтых по количеству детей, а
красных и оранжевых- на половину группы) .
Воспитатель: Представьте, что вы осенний ветерок. Ветерок подхватил листочки и
закружил их в воздухе.
Возьмите в правую руку желтый листок, а в левую листочек другого цвета.
Какого цвета листик у тебя в левой руке?
Сколько у тебя листочков? (ответы детей)
Дети под музыку двигаются по группе.
Воспитатель: Какая погода бывает осенью?
Дети: Холодно, часто идут дожди.
Воспитатель: Отличается ли ветер, который дует летом от осеннего ветра?
Дети: Осенний ветер холодный, а летний теплый
Предлагается детям спеть песенку сильного ветра (дети с силой выдувают воздух)
Воспитатель: Как называется сильный ветер?
Дети: Ветер
Воспитатель: Вот ветер начал стихать и утих совсем (дети дуют с меньшей силой)
-Как называется слабый ветер?
Дети: Ветерок
Воспитатель: Только что вы ветер слышали, а можно ли его почувствовать? (дети с
разной силой дуют себе на руку)
-Можно ли ветер увидеть? (эксперимент с султанчиками)
(Дети машут султанчиками)
Воспитатель показывает фотографии детей в одежде в разное время года.
Приложение 1
Воспитатель: Какая фотография сделана осенью?
Дети показывают соответствующую картинку.
Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей)
-Зачем дети надели сапоги, шапки, куртки?
Дети: осенью стало холодно, подули сильные холодные ветра
Воспитатель: Зачем девочке зонт?
Дети: Осенью часто идут дожди.
Воспитатель: Давайте поиграем, попробуем изобразить дождь движениями.
Если дождь слабый, то легко бежим на месте на носочках.
-Если дождь сильный, наступаем всей ступней.
-Вспомним как называется слабый дождь (дождик)
По сигналу воспитателя «дождь» или «дождик» дети выполняют соответствующие
движения.
Дети садятся на ковер, воспитатель читает загадку-стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года…
Осенью зовется.
М. Ходякова.
Воспитатель: Несмотря на то, что и небо хмурое, что дождик без конца, осень
очень красивое время года.
-Посмотрите на картинки с изображением осени.
Воспитатель кладет перед детьми картинки и снова читает стихотворение по одной
строчке
Дети должны показать соответствующие картинки.Приложение 2
Воспитатель: А что же сейчас происходит в осеннем лесу? Ребята, давайте с вами
послушаем лесные звуки (звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») Кто что
слышал?
Дети: Шелест листочков, шум дождя, шорохи и крики животных, птиц.
Воспитатель: Ребята, а что же делают осенью звери: медведь, еж, белка.
Дети: Они готовятся к зиме. Медведь много ест, набирает жир. Белка собирает
грибы, орешки и складывает их в дупло. Еж зарывается в листочки и засыпает.
Физкультурная минутка
Подвижная игра «Осенние заботы»
Слушайте внимательно, задания выполняйте старательно:
Медведь в глухом лесу живет.
Летом ест малину, мед.
Ложится осенью в берлогу косолапый,
До весны он будет спать и сосать лапу.
(Ходьба, имитирующая медвежью походку, затем дети ложатся на ковер)
Скачет ежик меж дубками
Своими мелкими шажками.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
А под елочкой прошел,
Два грибка себе нашел.
(Семенящий бег мелким шагом, дети должны взять с ковра два грибка)
Белка прыгала, скакала.
К зиме кладовки запасала.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
По сторонкам погляди,
В дупло один орех неси.
(Дети скачут на двух ногах, затем берут по одному ореху)
Воспитатель: Ребята, сколько у вас орехов? А сколько грибов? Чего больше,
орехов или грибов?
Дидактическая игра «Осенние запасы»
Воспитатель: Не только животные готовятся осенью к зиме. И у людей много хлопот
в это время года: нужно успеть собрать урожай с огородов и садов. Часто урожай
собирают и складывают для хранения в ящики или мешки. Давайте поиграем и сложим
в мешки овощи и фрукты.
Словесная игра «Собери урожай»
(Воспитатель говорит начало предложения, дети правильно договаривают)
Если мы сложим в мешок картошку, то можно сказать, что заготовили на зиму мешок
картошки.
Если наберем в мешок лук, то получится мешок. (лука) .
Если наберем в мешок яблоки, то получится мешок. (яблок) .
Если наберем в мешок морковь, то получится мешок. (моркови) .
Если наберем в мешок капусту, то получится мешок. (капусты) .
Если наберем в мешок груши, то получится мешок. (груш) .
Если наберем в мешок свеклу, то получится мешок. (свеклы) .
Если наберем в мешок орехи, то получится мешок. (орехов) .
Рисование «Мешок картошки»
Воспитатель: А вот и пустой мешок, мы наполним его нарисованной картошкой.
Взгляните на настоящую картошку. Все картофелины одинаковые? Чем они
отличаются? Есть большие и маленькие картофелины. Одни по форме круглые, другие
вытянутые. А какого цвета карандаш мы будем использовать для рисования
картофеля? Коричневый карандаш. Посмотрите, как я рисую и закрашиваю картошку.
(Показ выполнения работы). Мы должны наполнить весь мешок картофелинами, но
постараться не вылезать за границы мешка.
Заключительная часть (рефлексия)
-О каком времени года мы сегодня говорили?
-Что интересного вы запомнили?
-В какие игры мы играли?
-Какая игра вам понравилась больше всего?
Угощение фруктами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.