Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых техноллогий, элементов сказкотерапии Тема: «По сказочным дорожкам»

  • docx
  • 16.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала По сказочным дорожкам».docx

КОНСПЕКТ НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых техноллогий, элементов сказкотерапии
Тема: «По сказочным дорожкам»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
педагог-психолог
Андриевская М. А.
г. Симферополь, 2018 г.
Тема: «По сказочным дорожкам» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей придумывать сказки, используя прием фантазирования;
- обучать навыкам выражения собственного мнения;
- вспомнить с детьми уже известные им сказки, персонажей.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание; творческое воображение;
- поощрять в детях инициативность, уверенность в своих силах и способностях;
- развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
- способствовать развитию речевой сферы детей: научить говорить приятные слова друг другу; учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, сострадание, сопереживание, доброту, взаимовыручку и сплочённость группы;
- воспитывать патриотизм на основе русских народных сказок.
Методические приемы: беседа, дидактические игры: «Приятные слова», «Прощай», «Бабка Ёжка», «Угадай эмоцию»; психогимнастика «Погладь меня»; описание героев сказок по серии сюжетных картин; «Сказка-перевирание» по методике ТРИЗ; подведение итогов.
Наглядное пособие, оборудование: использование ИКТ: сюжетные картины, аудиозапись, мультимедийное оборудование, звуковые дорожки, презентация.
Предварительная работа: чтение русских сказок, обсуждение качеств и поступков сказочных героев.
Ход занятия:
Звучит сказочная музыка, входят дети.
Педагог-психолог: (Приветствие)
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро! »
Педагог-психолог:
- Ребята, сегодня мы собрались не просто так, я хочу пригласить вас в необычное путешествие по сказочным дорожкам в волшебный лес. Вы согласны? Чтобы отправиться в это необычное путешествие, мы устроимся поудобнее на волшебном ковре, и перенесёмся в сказку. А чтобы волшебство состоялось, закроем сейчас наши глаза, расслабимся, сделаем вдох-выдох (3 раза). А сейчас откройте глаза и обратите внимание на экран, мы с вами в волшебном лесу. Лес бывает разным: приветливым, загадочным, дремучим, тёмным, манящим и пугающим. Нравится вам лес? Посмотрите, а у нас нежданный гость - Волшебное зеркало, оно нам покажет обитателей сказочного леса. Как вы думаете, кто может жить в лесу? Кто живёт в сказке? (просмотр презентации: показ и обсуждение сказочных героев) .
- Молодцы, а для того, чтобы убедиться какими разными, непохожими друг на друга могут быть герои сказок, предлагаю поиграть вам в очень интересную игру! Сейчас мы посмотрим в наше Волшебное зеркало на картинки сказочных героев и поговорим об их качествах.
Вопросы для детей:
- Это положительный или отрицательный герой?
- А есть ли сходство между вами? Чем вы похожи?
Вы видите, какими разными могут быть герои сказок – непохожими друг на друга! И вы, ребята тоже очень разные, красивые, особенные и настолько непохожие друг на друга!
Ребята, а чей это домик? Кто в нём живёт? А вот, появилась хозяйка нашего леса, ребята, вы узнали её? (Бабка Ёжка)
Баба Яга:
- Вот я и появилась! Кто здесь меня вспоминал? Сейчас я вас всех заколдую!
Дети:
- Не боимся мы тебя, Бабка Ёжка!
Музыкальная игра «Бабка Ёжка»
Правила игры: Дети становятся в круг и хором произносят текст:
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит!
Пошла она на базар,
Раздавила самовар!
Пошла на улицу,
Раздавила курицу!
Пошла на лужайку,
Испугала зайку!
После этих слов Бабка Ёжка пытается догнать детей и прикоснуться к ним рукой, дети разбегаются, она подбегает к педагогу-психологу.
Педагог-психолог:
- Ой-ой-ой! Ребята, мне кажется, Баба Яга меня заколдовала, по-моему, я стала забывать сказки, вы мне поможете? Слушайте внимательно сказку, но если я ошибусь, обязательно меня исправьте, и тогда чары рассеются:
Сказка - перевирание по методике ТРИЗ
- Жила - была тётка Ёжка…
- Жила она во Дворце…
- И были у неё воробьи-лебеди…
- Захотелось ей внуков навестить – сестрицу Алёнушку и братца Иванушку…
- Села она на велосипед и полетела…
Педагог-психолог:
- Спасибо вам, друзья, чары Бабы Яги действительно рассеялись. Видишь, Баба Яга, мы твои чары победили, потому, что мы дружные и смелые и хорошо сказки знаем! Ребята, боитесь вы Бабу Ягу? (Нет)
- Ой, ребята, посмотрите, по-моему, Бабка Ёжка плачет. Давайте подойдём к ней и узнаем, что её так расстроило.
Видит Бабка Ёжка, деваться ей некуда, пришлось рассказать о себе. История получилась очень печальная.
- Сколько лет живу, все мною пугают детишек, и я привыкла всех пугать. Никто меня не любит, мне за всю жизнь никто доброго слова не сказал! Только и слышно вместо бабуленьки «Старая карга». Вот и решила я навредить всем в этом «добром» лесу. Не хочу, чтобы все дружно жили. А сейчас делайте со мной, что хотите. Хотите – напугайте, хотите – поколотите, а хотите, придумайте что-то страшное, чтобы у меня кровь в жилах застыла.
Педагог-психолог:
- Ребята, что мы решим: напугаем или поколотим? А может, пожалеем Бабку Ёжку? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы она стала добрее? (ответы детей: сказать ей добрые, приятные слова, подбодрить, похвалить) .
Дидактическая игра «Приятные слова»
Педагог-психолог обсуждает с детьми, какую роль в нашей жизни играют приятные слова: они помогают успокоить того, кто чем-то расстроен, подбодрить того, у кого что-то не получается, просто улучшить настроение. Можно вспомнить и поговорки: «Доброе слово и кошке приятно», «Ласковое слово как теплое солнышко», «Хорошим словом можно спасти, а плохим убить».
После обсуждения психолог предлагает детям сказать друг другу несколько приятных слов. Например: «Ты нам очень нравишься, мы тебя любим, ты очень хороший (ая, красивый (ая, добрый (ая)
В эту игру можно играть в парах или, сидя по кругу и передавая клубок, говорить приятные слова всем сразу.
Замечательно, ребята! А сейчас, давайте скажем эти же слова Бабке Ёжке, ведь никто и никогда не говорил ей добрые слова!
Дети:
- Бабуленька Ягуленька,
- Красотуленька и так далее».
Педагог-психолог:
- Молодцы! Ну, что, Бабка Ёжка, ты стала добрее? (ответ Б. Я.)
- Ребята, а что ещё можно сделать, чтобы развеселить её? (ответы детей: погладить, обнять, приласкать) .
А сейчас, давайте погладим Бабку Ёжку, обнимем и приласкаем!
Психогимнастика «Погладь меня»
- погладили;
- обняли;
- приласкали.
- Замечательно! Вы пожалели Бабку Ёжку, и перестала она быть злой и страшной.
Ребята, а теперь давайте научимся друг друга понимать, чтобы Баба Яга стала доброй. Я вам буду показывать разные эмоции, а вы будете демонстрировать их Бабке Ёжке: она будет отгадывать, а потом наоборот, вы будете отгадывать изображённые Бабкой Ёжкой эмоции.
Игра «Угадай эмоцию»
Детям показывают пиктограммы в разных настроениях. С помощью жестов (пантомимики) и мимики дети должны изобразить, а Баба Яга угадать изображённую эмоцию (и наоборот) .
Педагог-психолог:
А сейчас давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Бабка Ёжка:
Дорогие ребята, спасибо вам большое!
Только благодаря вашим поступкам, я поняла,
Что значит иметь доброе сердце.
Я больше никогда не буду вредить другим,
Я теперь не злая Баба Яга, а добрая фея!
И хочу сделать вам тоже приятное, подарить вам подарки.
(После этого Бабка Ёжка вышла из зала и вернулась с большим сундуком. Затем достала шкатулку и раздала детям подарки).
- Вы научили меня быть доброй, пойду мириться с обитателями леса. До свидания!
Педагог-психолог:
- Дорогие друзья, благодаря нашим усилиям Баба Яга стала доброй и научилась дружить. Оставайтесь всегда такими же умными, добрыми и смелыми, чаще дарите друг другу улыбки, и вы сможете изменить мир! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем поудобнее на наш волшебный ковёр, возьмёмся за руки и вдохнём-выдохнем. А теперь открыли глаза и улыбнулись друг другу. Мы опять в детском саду.
Рефлексия
Что вам понравилось больше всего сегодня, а что вызвало затруднения?
Дидактическая игра «Прощай»
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т. д.) . Психолог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза. (Ритуал Прощания «Солнышко из рук»: педагог-психолог предлагает детям положить свои ладони ему на руку. Дети кладут руку на руку психолога и говорят хором «До свидания».