МКДОУ д/с № 11 г. Пласта
Конспект логопедического занятия
в старшей группе :
«Здравствуй, лето»
Подготовила:
Учитель- логопед
Титова Т.В.
Пласт, 2023
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Расширение и уточнение представлений о временах года. Смена времен года.
2. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето»: (глаголы: наступать, припекать, расцветать, отдыхать, загорать, купаться, нюхать, ловить; существительные: лето, река, дача, море, лес, ягоды, грибы, одуванчик, ромашка, колокольчик, дождь, туча; прилагательные: теплый, жаркий, знойный, грибной, ясный, алый, вкусный, спелый, ароматный)
3. Закрепление навыка выделения первого звука в слове, определения последовательности и количества звуков в слове. Закрепление навыка звукового анализа слова
4. Закрепление навыка деление слов на слоги
Коррекционно-развивающие задачи:
1 Развитие произвольных движений языка, развитие и укрепление мускулатуры языка и щёк.
2. Развитие длительного ротового выдоха
3. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.
4. Развитие зрительного, слухового восприятия и внимания.
5. Развитие умения составлять предложения с заданными словами, распространять эти предложения.
Коррекционно-воспитательная:
1. Развивать продуктивное произвольное внимание при восприятии речи взрослого
2. Развитие навыка контроля за собственной речью при произнесении слогов, слов
3. Прививать интерес к живой природе, формировать бережное отношение к ней.
Оборудование и материалы: календарь природы, картинки по временам года; карточки для игры «Чего много летом?»; картинка с изображением действий, картинки с изображением лесных ягод, схемы слов-предметов, слов-признаков, слов-действий, схемы звуков.
Ход занятия
Ход занятия:
1.Дети, отгадайте загадку:
В чистом небе солнце светит ярко,
Можно искупаться: очень жарко.
Нравится мне время года это.
Угадали? Ну, конечно это ... лето.
Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени
года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом? Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август)
2. Упражнение «Подбери признаки».
Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое , теплое, горячее, ласковое).
Небо - голубое, высокое, светлое ...,
Трава - мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая ...,
Птицы - сытые, веселые, радостные, проворные ... ,
Вода в реке - голубая, прозрачная, теплая, приятная ... .
Почему вода в реке теплая?
Логопед: - Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы мы могли хорошо говорить разомнем наши язычки, сделаем гимнастика.
Сказка «О Веселом Язычке»
Рот
— домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Блинчик».)
На
крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
Вот позавтракать решил,
Чаю в чашечку налил,
Чай горячий – мы подуем
И немножечко остудим.
Чай с блинами и вареньем,
Ух,
и вкусно угощенье.
(Упражнение «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчик»)
Поспешил
к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)
Молоток
стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы,
многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и
банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)
Язычок
наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось
солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
3.Выделение первого звука в слове.
-Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово.
Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат,
велосипед, река.
Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий?
4.Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ).
Разделите свое слово на слоги (отхлопали ). Вспомним правило: «Сколько в слове
гласных звуков, столько и слогов».
-У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?
5.Упражнение «Составь предложение».
Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом.
У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!»
6.Физ. минутка. «Речка».
Высказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг.
К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс.
Одной, другой это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
7.Упражнение «Скажи наоборот» (подбор антонимов).
Летом много насекомых и паучков и они все такие разные.
Комар маленький, а бабочка ... ( большая).
У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.
У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.
Муха вредное насекомое, а пчела полезное.
Стрекоза большая, а мошка маленькая.
Муравей полезное насекомое, а комар вредное.
У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.
У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.
У мухи ножки короткие, а у кузнечика длинные.
У пчелы ножки толстые , а у комара тонкие.
У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.
Какие вы молодцы! Давайте поиграем.
8. Упражнение «Один - много» ( с мячом ).
Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.
9.Дидактическая игра
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
Дети
выбирают водящего, он выходит. Логопед показывает картинку, на которой
изображено, какое- то действие (дети купаются, ребенок собирает ягоды).
Приглашают водящего. Он спрашивает: «Где вы были? Что вы делали?»— Дети
отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и
логопед изображают действие, нарисованное на картинке, водящий отгадывает. Для
продолжения игры выбирают другого водящего.
Логопед следит за правильностью употребления глаголов. Последним
показывают следующее действие: собирать ягоды.
Логопед: – Как называются эти слова? Как мы их обозначаем?
Дети: Слова-действия.
Работа с предложением.
Логопед: А где летом собирают ягоды и грибы?
Дети: В лесу.
Логопед: - Мы ходили в лес и набрали ягод. А вместе с нами ходила девочка Маша. Смотрите, сколько ягод она набрала. Я составила предложение об этом: Маша корзина, набрала, ягоды. Получилось предложение?
Дети: Нет, это слова, они между собой не связаны.
Логопед: Составим правильное предложение
Дети: Маша набрала корзину ягод. Составляют схему на доске
Логопед: Корзина какая? Ягоды какие? Дополним предложение словами -признаками.
Дети: Маша набрала полную корзину спелых ягод. Дополняют схему.
(Выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)
Логопед спрашивает: Дети отвечают:
- Ягоды, какие? - ароматные, душистые, сладкие, вкусные;
- Мама сварила варенье из малины.
Какое варенье получилось? - малиновое;
- Джем из земляники. Какой джем? - земляничный;
- Сироп из черники. Какой сироп? - черничный;
- Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное;
- Компот из брусники. Какой компот? - брусничный;
- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный.
Логопед: - Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.
Чтение деформированного рассказа
с опорой на предметные картинки.
Логопед: Читает рассказ «Летом в лесу».
Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).
Итог занятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.