КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
на тему: «Барыня – крестьянка»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:
Художественно-коммуникативная, коммуникативно-игровая.
Цель: Формировать у старших дошкольников представления о традиционной русской одежде .
Образовательные задачи (по ОО).
1.Активизировать в словаре старших дошкольников названия элементов одежды, составляющих традиционный русский костюм. (О.О.Социально коммуникативное развитие)
2. Продолжить знакомить старших дошкольников с видами и формами традиционного женского русского костюма, его отделки (декорирования) и видами аксессуаров ,в зависимости от социального статуса и назначения посредством рассматривания портретной живописи .
(О.О. Познавателно исследовательская деятельность).
3.Закрепить познавательный эффект через художественно творческую деятельность
(О.О. Художественное творчество)
Предварительная работа:
Чтение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» с просмотром иллюстраций художника Л.Ионовой. Просмотр одноимённого мультфильма
Чтение РНС «Царевна лягушка». Просмотр экранизации РНС «Морозко» режиссера Александра Роу 1964 г.
Рассматривание альбомов видами, названиями одежды
. Рассказ педагога о видах и назначении одежды в старину и сейчас.
Д/и «Кавалер и дама» Д/и «Раньше и теперь» Д/и «Собери царевну на пир».
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:журнал издательства «Де Агостини» “Куклы в народных костюмах
2. Материалы для деятельности детей:
Фото(слайды) женских портретов в народных костюмах русских художников.
3. Дидактический материал: наглядный,словесный.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: телевизор,картон,бумага,раскрасски,клейкарандаш,пластелин,мелкие макароны,бисер,узкие ленты,пайетки,тычки(ватные палочки стеки,крышки фломстеров) разных форм .
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно-целевой |
Педагог показывает ребятам подборку журналов «Куклы в народных костюмах», говорит, что эти интересные журналы принесла сегодня девочка, приглашает их рассмотреть и вызывает интерес к теме народного костюма, рассказывает о том что народные костюмы - это «предки» современной одежды.
|
Дети рассматривают журналы и интересуются где можно ещё увидеть такие красивые костюмы, хотят узнать, отличались ли платья на каждый день от праздничных, и чем. Говорят о том, что они знают, что носили сарафан и рубашку, но хотелось бы им узнать ещё о костюмах.
|
Организационно-проектировочный
Содержательно-деятельностный |
Педагог приглашает ребят посетить виртуальную картинную галерею Предлагает к рассмотрению экспозицию «Народный костюм»
Педагог демонстрирует первую пару слайдов и просит ребят сравнить костюмы (головные уборы)на этих картинах. Крестьянский повседневный и праздничный костюм.
Слайд№1, 2.
Педагог предлагает к рассмотрению вторую пару слайдов, чтобы сравнить Слайд № 3,4
Педагог демонстрирует фото портретов для сравнения - праздничный наряд крестьянки и боярыни.
Слайд№5,6
Педагог спрашивает у детей ,как по их мнению разглядеть костюмы поближе ?
Педагог сообщает детям, что экскурсию в «Музей костюма» они непременно совершат. А после хорошей работы надо и повеселится и предлагает подвижную игру «Наш платочек голубой».
Предлагает нарисовать свой эскиз платка или кокошника как части костюма,выполнив его в различных не традиционных техниках,заполняя пространство отпечатками с помощью ватных палочек тем самым создавая определённый узор,приклеиваяленточки, образуя полоски из пластилина и украшая их орнаментом из макарон,выполняя оттиски различными формами и приклеивая пайетки в определенной последовательности используя средства художественной выразительности (ритм). |
Дети очень рады побывать в картинной галерее и узнать что-то новое.
Дети рассматривают два предложенных портрета, говорят, что эти костюмы отличаются тем, что один обычный, на каждый день, возможно для работы, а второй праздничный. Отличаются тканью, из которой сшиты, и украшением. А украшенья на шее называются бусы или монисты.
Дети рассматривают фото. И сравнивают костюмы, выявляя их различия и отмечая схожее. Похожи немного силуэтом, но отличаются украшением, деталями, видами головных уборов платок,– кокошник, понева, каруна. Дети сравнивают костюмы и говорят о том, что хотелось бы рассмотреть поближе и потрогать на ощупь и примерять украшения.
Дети говорят, что наверно надо посмотреть в музее старинных вещей.
Ребята с радостью соглашаются поиграть в игру.
Выбирают формы короны или сарафана (позументы) Выбирают способы выполнения работы . Выполняют свои работы.
|
Оценочно-рефлексивный |
Педагог просит дать оценку сегодняшнему дню, что нового и интересного узнали ребята. Выслушивает их ответы. Размещает детские работы на выставку детского творчества группы . |
Дети рассказывают о своих впечатлениях, говорят, что больше всего увидели разницу в головных уборах их формах и украшениях.
|
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание слайдов.
Действенные: Знакомство с новой подвижной игрой.
Приложение №1
Игра Наш платочек голубой»
Участники игры образуют большой круг и передают платок по кругу подпевая
«Наш платочек голубой,
поиграть хотим с тобой,
ты беги платок по кругу,
выбирай скорее друга ,
покружись и попляши и платочек покажи!»
У кого окажется платочек на последнее слово выходит в круг и пляшет.
Приложение №2
Слайды
1,2
Венецианов А.Г. «Жница». 1843г. -
Аргунов И.П. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784г.
3,4,
Куликов И. С «Боярыня»
5,6
К.Маковский «У околицы»
К.Маковский «Боярыня у окна»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.