Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе «Перелетные птицы»

  • docx
  • 18.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx

Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе «Перелетные птицы»

ЦЕЛЬ:

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

ЗАДАЧИ:

1. закрепление знаний о перелетных птицах.

2. совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.

3. закрепление понятия о сложных словах.

4. упражнять в словообразовании.

5. упражнять в составлении и анализе предложений.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, чувство сопричастности к окружающей природе.

 

Ход ОД:

 

На доске (экране) заранее размещены изображения различных видов птиц.

- Ребята сегодня к нам пришел необычный гость, а кто же это, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Я птичка черно-белая с крыльями быстрыми,
Люблю солнце ясное, люблю небо чистое.
Я с Родиной осенью грустно прощаюсь,
Но лето на крыльях несу, возвращаясь
.

 

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины
. (Ласточка)

 

Воспитатель (В) : Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на озеро. Как вы думаете, зачем они все здесь собрались? Ответы детей.

В: А, в какое время года это происходит? Ответы детей.

В: А все ли птицы улетают в теплые края? Ответы детей.

В: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми? Ответы детей.

В: Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? Ответы детей: Насекомоядные.

В: Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу – гуси и утки. Как вы думаете, с чем это связано? Ответы детей: Это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.

В: Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие. Послушайте внимательно и скажите какие два слова прячутся в слове -водоплавающие. Ответы детей: плавать в воде.

В: А вы знаете, какие птицы должны осенью улетать в теплые края?

В: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет. Дети называют птиц по группамперелетные – зимующие.

В: Назовите перелетных птиц. Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.

В: Как вы думаете, почему перелетных птиц так называют? Ответы детей.

ВПтицы не просто улетают в теплые края. Они перелетают с севера на юг осенью и с юга на север весной.

Игра "Составь слово"

Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову

Назовите перелетных птиц, которых вы видите на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

- Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)

- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

- Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:

- гриб, рак, апельсин, часы (грач)

- дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)

- апельсин, игла, слон, таз (аист)

2. Основная часть

В: Ребята, а, вы знаете, как птицы летят в теплые края? Ответы детей.

В: Правильно, стаями, но еще птицы могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (На экране появляются соответствующие картинки).

Как летят перелетные птицы?

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Гуси чаще всего летят косяком.

Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы.

Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.

На экране появляются изображения птиц : скворец, гусь, грач, утка, ласточка, журавль.

Игра «У кого какое тело?».

В. : Посмотрите какие разные птицы.

- Это скворец. У него короткий хвост?

- Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

- Это гусь, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

- Это утка, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

. у нее лапы с перепонками. Значит они. (Перепончатые)

- Это ласточка, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)

- Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

- У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

- У аиста длинные ноги. Он. (Длинноногий)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

3. Итог занятия

В. : Давайте еще раз вспомним некоторых перелетных птиц. Ответы детей.

В: Вы сегодня молодцы! Много рассказали и узнали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наш сегодняшний разговор о перелетных птицах игрой «Четвертый лишний»

Д/и  «Четвертый лишний?»

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

 

Подведение итогов.

Молодцы! Вот и закончилось наше знакомство с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах (по очереди? Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?)

И на последок, давайте послушаем стихотворение   «Берегите птиц» Муса Джангазиев

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!