Мастер класс балерина из листа фольги и салфетки для юбки
Конспект ООД "Волшебная соль". Старшая группа
Цель: Систематизировать
представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
ОО
«Социально-коммуникативное развитие»
-Способствовать развитию взаимодействия и
общения ребёнка с взрослым и сверстниками.
-Развивать устойчивые партнёрские отношения.
-Формировать основы безопасного поведения в
социуме, в природе
ОО
«Познавательное развитие»
-Развивать мыслительные операции, зрительную и
слуховую память, логическое мышление.
-Стимулировать познавательную активность.
-Формировать представление об объектах
окружающего мира
ОО
«Речевое развитие»
-Развивать коммуникативные навыки, средства
речевого взаимодействия с окружающими людьми.
-Закреплять навыки диалогической и
монологической речи
-Обогащать активный словарь детей (расширять
запас слов, обозначающих название: соляная пещера; сталактиты; морская соль;
кристаллы соли; эксперимент, опыт).
-Формировать умение составлять целостный рассказ
ОО
«Художественно - эстетическое развитие»
-Упражнять в умении видеть в предметах
положительные и отрицательные свойства
-Способствовать умению видеть красоту природы,
природных явлений.
ОО
«Физическое развитие»
-Закреплять умение выполнять основные виды
движений под музыку.
-Развивать мелкую моторику рук и координацию
движений
Предварительная
работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи
соли, загадывание загадок и разучивание пословиц о соли.
Методы и
приемы:
- практические: опыты с солью, декорирование баночек
цветной солью;
- наглядные: презентации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки,
объяснение, обсуждение, анализ работы.
Оборудование: 2
сырых куриных яйца, тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки,
одноразовые стаканчики (наполненные водой), салфетки, фартуки на каждого
ребёнка, схемы превращения на каждый стол, грязный стакан и губка, фотографии и
изображением мест и методов добычи соли.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Воспитатель: К нам в детский сад пришла посылка,
давайте посмотрим, что в ней. А в ней письмо!
«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной
горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам
письмо-загадку. А что в посылке находится, вы отгадайте сами!
На столе стоит всегда,
Внешне белая она
РЕКЛАМА
Включить звук
И на вкус, не вкусна
Но в пищу каждому нужна». (Соль)
Воспитатель: ребята, а вы
догадались, о чём идет речь? (Ответы детей)
Воспитатель открывает посылку и достаёт
несколько пачек соли. –Правильно, это соль. А зачем нужна соль человеку?
(Ответы детей)
Воспитатель: соль – это
единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.
Соль-это пищевой продукт. А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Ответы
детей)
II. А вот сегодня вы и узнаете, где и как
добывают соль. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его
здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало и вручную, и она была дороже
золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её
только знатным людям, остальные уходили «несолно-хлебавши». К соли относились
уважительно, отсюда и народная примета – соль рассыпал - к ссоре. Поэтому люди
придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Ответы
детей:
-Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол
кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Воспитатель: На севере нашей
страны расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак, в Астраханской
области. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут
в него солёную воду. Вода испаряется, а соль оседает и настолько вода в озере
соленая, что человек не сможет утонуть, даже, если не умеет плавать, вода
просто его выталкивает. Озеро это называется «Всероссийской солонкой», т.к.
соль из этого озера красиво упаковывается и поставляется по всей стране.
Воспитатель: Ребята, виды соли
различают по способу их добычи:
1. карьерным или шахтным способом.
2. солеварен путём выпаривания.
3. добыча соли открытым видом.
Соль полезное ископаемое, в молотом виде она
представляет собой мелкие кристаллы белого цвета.
Динамическая
пауза
Воспитатель: А теперь предлагаю
вам, ребята, встать в круг и повторять весело за мной:
Две лягушки:
Видим, скачут по опушке (Руки на поясе,
полуприседая с поворотом вправо и влево.)
Две зелёные лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок (Прыжки.)
Прыгать с пятки на носок. (Переступание с носка
на пятку.)
На болоте две подружки, (Руки на поясе,
полуприседая с поворотом вправо и влево.)
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, (Движения по тексту.)
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чём секрет, (Ходьба на месте.)
Всем друзьям физкультпривет!
Воспитатель: Ребята, давайте
представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой
проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (Учёные).
(Подходим к столикам).
Воспитатель: А вот с каким
материалом мы будем работать, вы уже догадались? (соль). Но перед тем как мы
станем настоящими учёными мы должны вспомнить с вами о правилах безопасности в
лабораториях. Что нельзя делать, ребята? (ответы детей: нельзя пробовать
неизвестные порошки, жидкости и нюхать и др.)
Воспитатель: Соль нужна нам не
только для придачи блюдам особого вкуса, но соль нужна нам для того, чтобы
организм получал все необходимые минеральные вещества. Вы должны помнить, что
суточная норма для ребёнка 4 – 6 лет только 3 грамма в сутки, не больше.
Воспитатель: С виду соль похожа
на порошок. А теперь давайте её рассмотрим в увеличительное стекло. - Что вы
видите? (Правильно – мелкие кристаллики).
Воспитатель: А теперь продолжим
изучать свойства соли. Про соль говорят: «В воде родится, воды боится». На столах
у вас лежат схемы, которые вам подскажут, что надо делать.
Вывод: соль в воде растворилась, вода осталась
прозрачной, соль сыпучая.
Воспитатель: наш следующий опыт -
«Эффект мёртвого моря». В этом стакане простая вода, а в этом-соленая. Как вы
думаете, ребята, что будет с яйцами, если опустить их в стаканы? (Предположения
детей). Проведение опыта. – Что произошло? (Ответы детей).
Вывод: дело в плотности воды. Чем плотность воды выше
(в данном случае за счёт соли), тем сложнее в ней утонуть.
Воспитатель: Кто-то оставил очень
грязный бокал, на котором налёт от чая. Ребята, как вы думаете, как можно его
почистить? (Ответы детей)
Опыт
№ 3 «Соль – чистящее средство» (воспитатель
насыпает немного соли на губку и чистит бокал, затем ополаскивает и бокал
становится чистым).
Вывод: соль выступает как чистящее средство, из-за
структуры, мелких кристалликов.
Воспитатель: Скажите мне,
пожалуйста, где ещё применяется соль (Ответы детей)
Соль используют для засолки продуктов на
длительное хранение. Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам.
Целебные свойства соли известны с древности. В
наше время эти свойства учитываются при лечении – полоскание горла, прогревании
ног в солёной воде, промывании носа, н – р, аквалор (морская вода).
После экспериментов предлагаю слить соленую воду
из ваших стаканов в банку, где мы станем наблюдать за ростом кристалла. А что
получится, мы с вами узнаем скоро.
А теперь из ученых снова превращаемся в ребят и
возвращаемся в наш любимый детский сад. Дети, кто умеет писать, ставят дату и
крепят ее на банке, снимают фартуки и выходят в круг.
III. Рефлексия
Воспитатель: ребята, вам
понравилось занятие? Индивидуальные вопросы о том, что больше понравилось? Что
вы не знали, а сейчас узнали? Мы сегодня очень много узнали о соли. Вы ребята
все молодцы. Хорошо поработали.
Используемая литература
1. Дыбина О.В. «Неизвестное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников» - М., 2004.
2. Иванова А.И. «Методика организации
экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - М., 2005.
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское
экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., 2003.
4. Сикорук Л.Л. «Физика для малышей» - М.,1996.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.