Занятие №1: «Страна звуков»
Задачи:
Познакомить детей:
- с понятиями «слово». «буква», «звук» и с тем, что слова бывают разные и звучат по-разному;
- с органами артикуляционного аппарата.
Учить произвольно управлять голосом -регулировать темп, силу, громкость.
Учить детей узнавать и различать неречевые и речевые звуки(д/и«Внимательные ушки» и «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!»).
Воспитывать доброе отношение к окружающими умение слушать друг друга.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать.
Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.
Воспитатель: -Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.
Игра «Внимательные ушки»
Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)
Воспитатель: -А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.
Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!»
Дети встают в полукруг, один из них выходит вперёд(главный игрок) и отворачивается от остальных и закрывает глаза. Два, три ребёнка по очереди называют его по имени, а главный игрок отгадывает.
Воспитатель: -Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко.
- А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками)Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился. А теперь тихо похлопаем. А теперь громко…
- А ещё чем мы издаём звуки? (Ртом)Закройте рот и попробуйте сказатьслово «здравствуйте». Ничего не получилось? Почему!?
Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.
Воспитатель: - Правильно! Мы можем говорить, только если открываем и закрываем рот. А ещё у нас есть помощники – органы артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы), они тоже помогают нам говорить.
В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.
Воспитатель: - Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?
Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.
- Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу — топ-топ-топ(дети сидя топают ножками). Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали тихо-тихо — кап-кап-кап(дети тихо произносят кап-кап-кап). А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь громко забарабанил по сухим листьям — бам-бам-бам(дети громко говорят и хлопают в ладоши бам-бам-бам). А потом загудел сильный ветер —у-у-у; завыл — в-в-в(звукоподражание детей). Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слёзы закапали всё сильнее — кап-кап-кап! Но вдруг он услышал, как тихо зашуршали листья — ш-ш-ш(звукоподражание детей).И вдруг из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук громко, но ласково запел — ж-ж-ж(звукоподражание детей). Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом запел своютихую песенку — з-з-з (звукоподражание детей).А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка — с-с-с(звукоподражание детей). Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно и громко стучал крышкой — б-б-б(дети громко говорят и хлопают в ладоши б-б-б). Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал —ф-ф-ф.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова, которые можно записать с помощью букв. В этом году мы постараемся с вами выучит все буквы нашего алфавита. Всего их 33.
Игра «Скажи слово»
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это?...(петушок)
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (корова)
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (свинья)
Мчится, выпучив глаза,
Наша старая …(коза)
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)
Так что же такое «слово»?
Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение. Мы используем слово для того, чтобы дать предметам наименование, охарактеризовать их, описать качества. Например, дерево, деревянный стол. А еще одним словом мы можем обозначить группу предметов.
Игра «Назови одним словом»
Мяч, кукла, пирамидка, машинка
Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка
Дуб, береза, ель, сосна
Роза, лилия, астра, тюльпан
(дети становятся в круг)
Физкультминутка
Вот окошко распахнулось, (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки
кошки)
Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом
«проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
С помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нем. Давайте попробуем рассказать о кошке.
(Дети передают мяч по кругу, называют слова-прилагательные, какая она: пушистая, ласковая, веселая и т.д.; затем садятся за столы)
Когда мы хотим рассказать о чем-то, мы говорим предложениями, а не отдельными словами. В предложении несколько слов.
Теперь давайте попробуем составить предложения.
- Сколько слов в наших предложениях? Какое первое, второе слово? Давайте выложим схемы предложений. Перед вами на столе счетные палочки, положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов в предложении. Предложение начинается с большой буквы, поэтому на схеме первое слово обозначаем высокой черточкой.
В конце предложения ставится точка.
( выкладывание схем из счетных палочек)
Дидактическая игра «Живые слова».
Слова – дети. Каждый ребенок говорит свое слово. Дети-слова берут друг друга за руки. Все узнают, что сказали дети-слова. Игра начинается с предложения из двух слов – «Пришла зима». (двое детей произносят каждый свое слово). Следующие дети-слова произносят – «Саша везет санки».
– Что сказали эти дети-слова? (Саша везет санки).
– Правильно, дети-слова сказали предложение «Саша везет санки». Какое слово первое? Какое слово потом? Какое слово последнее? Кто покажет где в этом предложении слово «везет»? Кто в предложении слово «санки»?
– Теперь эти дети будут другими словами (воспитатель шепотом напоминает детям эти слова – слова из нового предложения). Дети-слова хотят вам сказать новое предложение, послушайте.
По знаку воспитателя дети произносят свои слова ОДНОВРЕМЕННО.
– Поняли, что они сказали?
– Почему вам было не понятно?
– Как надо сказать, чтобы было понятно?
После высказывания детей воспитатель подводит итог:
«Нам было непонятно, потому что все сразу, одновременно говорили каждый своё слово, а чтобы предложение стало понятным, слова надо произносить последовательно, одно за другим».
–Послушайте как теперь скажут дети-слова (последовательное произнесение слов в предложении).
– Теперь понятно? Что сказали эти слова? Какое предложение? Подумайте, может ли один человек также, сразу одновременно произнести все слова?
После ответов детей воспитатель уточняет, что слова надо говорить последовательно, а одновременно все слова в предложение один человек сказать не может, только в игре это возможно, но тогда не понятно, что говорят слова.
Дидактическая игра «Угадай слово».
– Мне нужны новые «слова» (воспитатель вызывает трех новых детей). Двум детям словам воспитатель громко говорит: «Ты – слово «девочка», а ты – слово «любит», а третьему ребенку слово произносится шепотом (например «шоколад»).
– Дети, угадайте, какое «слово» Таня (третий ребенок-слово)? (дети называют слова , пока не угадают задуманное слово).
– Что получилось? Какое предложение? Какое слово мы задумали?
Теперь слова «сядут на место», а подойдут другие дети. Вызвать трех детей, назвать два слова громко «девочка любит…», а последнее слово «спать» сказать ребенку шепотом.
– Какое это слово вы угадаете сами. Я вам помогу, я вам покажу какое слово надо сказать (воспитатель изображает спящего человека).
После правильного названия последнего слова дети говорят, какое получилось предложение. Затем воспитатель вызывает вместо слова «спать», другого ребенка и тихо говорит слово «умываться», «прыгать». Дети угадывают слова, проговаривают предложения, которые получились.
– У нас получилось предложение : «Девочка любит прыгать». Слово «девочка» встань, пожалуйста, после слова «прыгать». Какое теперь получилось предложение? (Любит прыгать девочка).
– Слова одни и те же, а получилось другое предложение. «Любит прыгать девочка» (интонационно выделить слово «девочка»). А было какое предложение?
Каждый раз после проговаривания детьми предложения отмечать, что получилось предложение.
Предлагать называть слова вразбивку и последовательно.
Давайте еще раз вспомним, что такое слово? Предложение? С какой буквы начинается предложение? Что стоит в конце предложения?
- Правильно, слово - это все, что мы произносим, словом мы можем назвать один предмет или группу предметов. В предложении предмет не просто называется, а о нем что-то рассказывается. Если составить о предмете несколько предложений, получится рассказ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.