Конспект: «Основные средства музыкальной выразительности».
Композиторы создают музыкальные полотна, воплощая в них собственные мысли и обращаясь к слушателю посредством особого музыкального языка. Этот язык и его механизмы помогают создать цельную, законченную картину - неповторимый музыкальный образ произведения.
Музыка имеет свои специфические выразительные средства. Вот ключевые из них:
· Ритм - соотношение длительностей звуков/нот в их последовательности.
· Мелодия - представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно.
· Лад - система, связывающая звуки различной высоты (cуществует два его вида: мажор и минор).
· Фактура– это устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов (мелодии, аккомпанемента, баса и т.д.).
· Тембр - колористическая окраска звука.
· Темп - скорость следования метрически счетных единиц.
· Динамика - различной степени сила звучания, громкости и их изменения.
· Штрих - способ исполнения нот, образующих звук.
Ведущим, самым заметным и рельефным голосом композиции является мелодия.
Мелодия - это цельная музыкальная мысль, которая выражена одноголосной последовательностью звуков и их длительностей в ладу.
Мелодия помогает слушателю собрать все музыкальные компоненты воедино и добраться до финала произведения, при этом являясь ядром, вокруг которого выстраивается гармония.
Звуки, выстроенные в мелодическую линию, могут быть представлены следующим образом:
1. Восходящее и нисходящее движение, то есть направление мелодической линии вверх или вниз соответственно;
2. Горизонтальное движение, которое характеризуется повторением одного и того же звука. В этом случае именно гармония, ритм, динамика и/или прочие средства выразительности позволяют избежать монотонного звучания;
3. Волнообразное движение, основанное на чередовании восходящих и нисходящих движений мелодии.
Понятием «фактура» обозначают строение музыкального материала и соотношение голосов, которые его составляют.
По количеству голосов фактуры можно разделить на две большие группы:
1. монодия, то есть одноголосная мелодическая линия;
2. многоголосие, которое в свою очередь делится на полифонию, в которой мелодические голоса равноправны, и гомофонию, в которой на фоне аккомпанемента выделяется господствующий, ведущий мелодический голос.
За полноту и баланс звучания, структуру, эмоциональное содержание и движение мелодической линии отвечает гармония.
Гармония - это объединение звуков в аккорды, последовательность которых подчинена определенным правилам.
Гармония и мелодия тесно связаны: одна без другой не живет. Важно, что гармония придает мелодии осмысленность и подвижность, тем самым приводит ее к кульминации и затем развязке. Мелодия, в свою очередь, собирает все голоса вместе.
Чтобы гармония «заработала», аккорды, их обращения и разрешения нужно организовать особым образом. Существуют аккордовые последовательности (то есть порядок определенных аккордов уже фиксирован), которые подробно изучают на занятиях по сольфеджио и гармонии.
Лад можно назвать основной категорией «музыкальной грамматики», ведь музыка — это тоже язык, пусть и бессловесный. Как и любой язык, музыка должна быть структурированной и ладной (то есть правильно устроенной), потому она особым образом упорядочена.
Лад - это система, в рамках которой ладовые элементы, будь то ступень, тон или интервал, вступают в заданные этой системой отношения.
Частными воплощениями лада могут являться минор и мажор. Их также называют ладовыми наклонениями.
Когда говорят об исполнителях-вокалистах, часто упоминают их диапазон, то есть расстояние от самой низкой ноты, которую он или она может спеть, до самой высокой.
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой диапазон. Например, диапазон стандартного фортепиано - от ля субконтроктавы до ноты до пятой октавы, а диапазон флейты - от до первой октавы до ноты до четвертой (иногда до фа четвертой октавы).
Отрезки диапазона называют регистрами. Они характеризуются одинаковым или схожим способом звукоизвлечения и, следовательно, единым тембром.
Тембр - особая окраска звука или характерное для инструмента звучание в более широком смысле.
Тембр зависит от строения инструмента, его материалов, артикуляции, регистра. Благодаря тембру мы можем отличать друг от друга звуки одной высоты и атаки, но разного происхождения.
Выделяют три основных регистра: нижний, средний и верхний.
Наряду с мелодией ритм — одно из самых очевидных средств выразительности, которое даже самые юные музыканты осознают и выделяют среди прочих в первую очередь.
Ритмом называют чередование звуков разной длительности и пауз, последовательность которых образует ритмический рисунок.
Каким бы сложным и необычным ритм не был (как, например, в джазе), он всегда должен быть вписан в некие установленные рамки. Эти рамки определяются «внутренней пульсацией», воображаемыми ударами, то есть сильными и слабыми долями.
Чередование сильных и слабых долей, между которыми «музыкальное» расстояние одинаково, называют метром.
Бывают простые и сложные метры:
· Простой метр может быть двухдольным или трехдольным. Двухдольный содержит одну сильную и одну слабую доли на такт, а трехдольный — одну сильную и две слабых доли.
· Сложные метры получаются из-за соединения простых метров и потому могут содержать несколько сильных долей.
Выражением метра в нотах является размер, который указывается после ключа.
Размер — это объем такта; то, сколько долей представлено в одном такте и какой они длительности.
Размер представлен на письме дробью: числитель (верхнее число) обозначает количество долей в такте, а знаменатель (нижнее число) - какая длительность приходится на эти доли: 2/4, 12/8, 3/16 и так далее.
Темпом называют скорость движения звуков в произведении.
Темп - важное средство выразительности, ведь оно определяет настроение художественного целого. Чтобы выразить тревогу или панику, композиторы могут писать свои работы в быстром темпе, а чувство блаженства передавать медленно, размеренно.
Все темпы можно условно разделить на три основных типа:
· медленные;
· умеренные;
· быстрые.
Каждому темпу соответствует определенное количество ударов (долей) в минуту. Это удобно при использовании метронома: нужно просто выставить соответствующее значение и удержать заданный темп.
Динамика - обозначение громкости, силы звучания.
Для изображения разных состояний и настроений необходимы динамические оттенки. Они позволяют добавить музыке драматизма, чувственности и объема, а также привлечь внимание слушателя.
Композиторы всегда оставляют пометки, с какой громкостью следует исполнять тот или иной музыкальный отрезок.
Штрих — это форма звука; то, каким звук предстает в результате звукоизвлечения.
Основными штрихами считаются:
· legato (легато) — связно, без атаки;
· staccato (стаккато) — отрывисто и точно;
· non legato (нон легато) — несвязно, с мягкой атакой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.