Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР.
Автор: Селюченко Е.В., учитель-логопед, МБДОУ № 26 «г. Александров».
Тема: «Звук и буква У».
Лексическая тема: «Игрушки».
Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• уточнить произношение звука [у];
• определять позицию звука [у] в слове;
• познакомить с буквой У.
Коррекционно-развивающие:
• учить детей выделять звук [у] из ряда гласных звуков;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развивать речевое внимание;
• развивать умение образовывать приставочные глаголы.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Оборудование: Умка, медведица, коробочки с картинками, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, игрушки; картинки животных севера, (самолет, животные севера, африканские животные утка с утятами, утюг, удочка, макет севера, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка, интерактивная игра «Услышь звук У».
Ход занятия
1. Организационный момент
Психогимнастика. Релаксация.
Загадка
В царстве холода весь год
Этот зверь большой живёт.
Носит белый он наряд
И лесному мишке брат.
Подобраться без труда
Может к нерпе среди льда.
И в засаде там, где лунка,
Ждёт свою добычу…(Умка)
Вносится медвежонок Умка.
Логопед: Это — Умка.
Послушайте ребятя, что с ним произошло.
Приплыл по океану с Севера матрос,
- Малюточку - медведя в подарок мне привез.
Сидит он и тоскует весь вечер на пролет
- И мамочку любимую очень-очень ждет.
- Видите, ребята, какой грустный медвежонок?
Как вы думаете, почему?
Дети: заблудился, в чужом краю без мамы, скучает по снегу и т. д.
Логопед: - Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медвежонка? Почему?
Дети: поступил не правильно, нельзя отбирать детей от мамы, диких животных не дарят.
Логопед: - Как мы можем помочь Умке?
Дети: отправить обратно домой.
Логопед: - Какими путями можно отправить медвежонка к его маме?
Дети: по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу
2. Развитие общей моторики
Гимнастика «Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся, Нравится им в море ледяном купаться. Не страшны им в Арктике клыкастые моржи, На рыбу и тюленей охотятся они. |
Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять. Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять. Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого. |
2. Развитие артикуляционной моторики
По утрам Умка, как и мы, любит делать гимнастику для язычка. Давайте все вместе поупражняемся.
«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Заборчик»
- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
«Часики»
- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
3. Развитие голоса
Изображать звук паровозика: У-У-У-У…. Громко (близко подъехал, тихо (далеко отъехал).
4. Сообщение темы занятия
Логпед: Каким именем мы назвали медвежонка? (Умка.)
Какой первый звук вы услышали в слове Умка? (Звук [у].) Где мы можем услышать звук [у]? Кто воет у-у-у? (ветер, волки.) Зимой ветер воет. (у-у-у). Звук [у] произносится с усилением и ослаблением голоса.
Логопед: Север - это ледяная пустыня. Белый цвет - это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте нашего детского сада, т. е. два этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс - самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка. Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие. - Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север?
Дети: на оленях, на машине, на поезде, лететь самолетом.
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [у], познакомимся с буквой У.
5. Характеристика звука [у] по артикуляционным и акустическим признакам
Выставляется игрушка — самолет.
Логопед: - Ребята какой звук издает самолет при взлете? (У-у-у.) самолет гудит. (у-у-у). Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук [у]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук [у] называется гласным.
Умка показывает, у какого окна полетит в самолете звук [у].
Сколько гласных звуков поселилось самолете ? (Два звука.)
Логопед: В первого окна путешествует...
Дети - звук а.
Логопед: у второго окна...
Дети: звук у.
Логопед: Звук [у] будем обозначать красным кружочком, как и звук [а]. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.
Для пения гласные звуки важны,
Они и напевны и очень нежны.
Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.
6. Выделение звука [у] из ряда гласных. Игра «Услышь звук У»
7. Произношение звука [у] в словах. Словоизменение
Выставляется коробочка. Умка принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
(Удочка.)
Имитация ловли рыбы.
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук [у] — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)
Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.
Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это. (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук [у].)
Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук [у]. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много. (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)
8. Развитие общей моторики
«Северная страна»
Где всюду холод, лед и тень, Полгода – ночь, погода – день Из льда здесь люди строят дом, И океан покрыт весь льдом. Зверей здесь ты почти не встретишь, И птиц ты в небе не заметишь. Лишь мишка белый, словно иней Хозяин ледяной пустыни. |
Дети обнимают себя за плечи Ладонями закрываю – открывают глаза Поднимают руки над головой – «крыша» Ладонями показывают льдины Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны. Делают махи руками Подражают походке медведя |
Логопед: - Ребята покажите, как ходят медведи (дети показывают).
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Имитация работы с утюгом.
Чем ты гладишь? (Утюгом.)
9. Развитие речевого внимания
Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука [у] в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».
Жи-жи-жи, ползут. (ужи).
Сы-сы-сы, у папы выросли. (усы).
В названии какой части тела есть звук [у]? (Уши.)
Мы слушаем усами? (Нет, ушами.)
У ужей нет. (ушей).
А у нас два. (уха).
Ха-ха-ха, из рыбы варится. (уха).
Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.)
Послушайте, какие слова «заблудились».
Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.)
Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)
Улитка просит удочку:
— Закинь-ка в реку уточку.
Удочка закинула,
Уклейку-рыбку вынула.
Г. Сапгир
10. Игра Один — много. (образование существительного множественного числа):
утка – утки
учитель –
ухо –
ученик –
участок –
узел –
учебник –
улей –
угол –
улица –
утюг –
удочка –
умник –
улитка –
ум –
Логопед: Умка спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у]?
Дети: проговариваю слова
12. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой
Мы с Умкой будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно:
улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка;
утюг, мутюг, витюг, утюг.
Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)
Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.
Демонстрируется звуковая линейка.
Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка.
Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука.
Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.)
А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка, у-жи (два хлопка, уж (один хлопок, у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.
13. Знакомство с буквой У.
Сейчас Умка покажет вам свою любимую букву.
Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.
На что похожа буква у?
Ответы детей.....
Логопед: - Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю. Умка: - Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она? - Не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.
Игра:
На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний. - Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)
- Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (белый медведь) Почему он здесь? (белый медведь - житель Севера)
Умка: - Вот она моя мама!
Медведица: - Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему маленькому Умке добраться до дома.
Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы изучили звук (У).
14. Итог занятия
С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Звук [У] – какой?
- На что похож звук [У]?
- В каком домике живёт звук [У]?
- Какие слова на звук [У] вы запомнили?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.