Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР
Оценка 4.7

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
дефектология +1
Детсад
11.05.2020
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР. Автор: Селюченко Е.В., учитель-логопед, МБДОУ № 26 «г. Александров». Тема: «Звук и буква У». Лексическая тема: «Игрушки». Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У. Задачи: Коррекционно-образовательные: • уточнить произношение звука [у]; • определять позицию звука [у] в слове; • познакомить с буквой У. Коррекционно-развивающие: • учить детей выделять звук [у] из ряда гласных звуков; • развивать фонематический слух и восприятие; • развивать речевое внимание; • развивать умение образовывать приставочные глаголы. Коррекционно-воспитательные: • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
2. Конспект открытого фронтального логопедического занятия.docx

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР.

Автор: Селюченко Е.В., учитель-логопед, МБДОУ № 26 «г. Александров».

Тема: «Звук и буква У».

Лексическая тема: «Игрушки».

Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• уточнить произношение звука [у];

• определять позицию звука [у] в слове;

• познакомить с буквой У.

Коррекционно-развивающие:

• учить детей выделять звук [у] из ряда гласных звуков;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• развивать речевое внимание;

• развивать умение образовывать приставочные глаголы.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Оборудование: Умка, медведица, коробочки с картинками, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, игрушки; картинки животных севера,  (самолет, животные севера, африканские животные утка с утятами, утюг, удочка, макет севера, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка, интерактивная игра «Услышь звук У».

Ход занятия

1. Организационный момент

Психогимнастика. Релаксация.

Загадка

В царстве холода весь год
Этот зверь большой живёт.
Носит белый он наряд
И лесному мишке брат.
Подобраться без труда
Может к нерпе среди льда.
И в засаде там, где лунка,
Ждёт свою добычу…(Умка)

Вносится медвежонок Умка.

Логопед: Это — Умка.

Послушайте ребятя, что с ним произошло.

Приплыл по океану с Севера матрос,

 - Малюточку - медведя в подарок мне привез.

 Сидит он и тоскует весь вечер на пролет

- И мамочку любимую очень-очень ждет.

- Видите, ребята, какой грустный медвежонок?

Как вы думаете, почему?

Дети: заблудился, в чужом краю без мамы, скучает по снегу и т. д.

Логопед: - Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медвежонка? Почему?

Дети: поступил не правильно, нельзя отбирать детей от мамы, диких животных не дарят.

Логопед:  - Как мы можем помочь Умке?

Дети: отправить обратно домой.

Логопед:  - Какими путями можно отправить медвежонка к его маме?

Дети: по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу

 

2. Развитие общей моторики

Гимнастика «Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся,

Нравится им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике

клыкастые моржи,

 На рыбу и тюленей охотятся они.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

 

2. Развитие артикуляционной моторики

По утрам Умка, как и мы, любит делать гимнастику для язычка. Давайте все вместе поупражняемся.

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

3. Развитие голоса

Изображать звук паровозика: У-У-У-У…. Громко (близко подъехал, тихо (далеко отъехал).

4. Сообщение темы занятия

Логпед: Каким именем мы назвали медвежонка? (Умка.)

Какой первый звук вы услышали в слове Умка? (Звук [у].) Где мы можем услышать звук [у]? Кто воет у-у-у? (ветер, волки.) Зимой ветер воет. (у-у-у). Звук [у] произносится с усилением и ослаблением голоса.

Логопед: Север - это ледяная пустыня. Белый цвет - это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте нашего детского сада, т. е. два этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс - самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка. Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие. - Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север?

Дети: на оленях, на машине, на поезде, лететь самолетом.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [у], познакомимся с буквой У.

5. Характеристика звука [у] по артикуляционным и акустическим признакам

Выставляется игрушка — самолет.

Логопед: - Ребята какой звук издает самолет при взлете? (У-у-у.) самолет гудит. (у-у-у). Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук [у]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук [у] называется гласным.

Умка показывает, у какого окна полетит в самолете звук  [у].

Сколько гласных звуков поселилось самолете ? (Два звука.)

Логопед: В первого окна  путешествует...

Дети - звук а.

Логопед: у второго окна...

Дети: звук у.

Логопед: Звук [у] будем обозначать красным кружочком, как и звук [а]. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.

Для пения гласные звуки важны,

Они и напевны и очень нежны.

Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.

6. Выделение звука [у] из ряда гласных. Игра «Услышь звук У»

7. Произношение звука [у] в словах. Словоизменение

Выставляется коробочка. Умка принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

(Удочка.)

Имитация ловли рыбы.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук [у] — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)

Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это. (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук [у].)

Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук [у]. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много. (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)

8. Развитие общей моторики

«Северная страна»

Где всюду холод, лед и тень,

Полгода – ночь, погода – день

Из льда здесь люди строят дом,

И океан покрыт весь льдом.

Зверей здесь ты почти не встретишь,

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка белый, словно иней

Хозяин ледяной пустыни.

Дети обнимают себя за плечи

Ладонями закрываю – открывают глаза

Поднимают руки над головой – «крыша»

Ладонями показывают льдины

Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны.

Делают махи руками

Подражают походке медведя

Логопед:  - Ребята покажите, как ходят медведи (дети показывают).

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Имитация работы с утюгом.

Чем ты гладишь? (Утюгом.)

9. Развитие речевого внимания

Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука [у] в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».

Жи-жи-жи, ползут. (ужи).

Сы-сы-сы, у папы выросли. (усы).

В названии какой части тела есть звук [у]? (Уши.)

Мы слушаем усами? (Нет, ушами.)

У ужей нет. (ушей).

А у нас два. (уха).

Ха-ха-ха, из рыбы варится. (уха).

Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.)

Послушайте, какие слова «заблудились».

Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.)

Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)

Улитка просит удочку:

— Закинь-ка в реку уточку.

Удочка закинула,

Уклейку-рыбку вынула.

Г. Сапгир

10. Игра  Один — много. (образование существительного множественного числа):

утка – утки

учитель –

ухо –

ученик –

участок –

узел –

учебник –

улей –

угол –

улица –

утюг –

удочка –

умник –

улитка –

ум –

Логопед: Умка спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у]?

Дети: проговариваю слова

12. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой

Мы с Умкой будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно:

улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка;

утюг, мутюг, витюг, утюг.

Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)

Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.

Демонстрируется звуковая линейка.

Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка.

Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука.

Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.)

А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка, у-жи (два хлопка, уж (один хлопок, у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.

13. Знакомство с буквой У.

Сейчас Умка покажет вам свою любимую букву.

 

Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.

На что похожа буква у?

Ответы детей.....

Логопед: - Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю. Умка: - Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она? - Не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.

Игра:

На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний. - Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)

 - Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (белый медведь) Почему он здесь? (белый медведь - житель Севера)

Умка: - Вот она моя мама!

Медведица: - Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему маленькому Умке добраться до дома.

 Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы изучили звук (У).

14. Итог занятия

С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Звук [У] – какой?

- На что похож звук [У]?

- В каком домике живёт звук [У]?

- Какие слова на звук [У] вы запомнили?


 

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с

В царстве холода весь год Этот зверь большой живёт

В царстве холода весь год Этот зверь большой живёт

Белые медведи мороза не боятся,

Белые медведи мороза не боятся,

Язык широкий покажи И лопатку подержи

Язык широкий покажи И лопатку подержи

Он поется, тянется.) Какой это звук?

Он поется, тянется.) Какой это звук?

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет»

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет»

А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать

А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать

Логопед: Умка спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у]?

Логопед: Умка спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у]?

Демонстрируется звуковая линейка

Демонстрируется звуковая линейка

Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы изучили звук (У)

Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы изучили звук (У)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020