Конспект открытого урока ИЗО "Лепка из природного материала. Глина"

  • docx
  • 30.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по лепке из глины.docx

КОГОБУ СШ  пгт.Опарино

Объединение «Сувенир» лепка из глины

Возраст учащихся: от  8 лет (и старше)

Тема: лепка  куколки из глины.

Педагог: Ирина Юрьевна Бабкина

 Тема: лепка  куколки из глины.

Цель для педагога: создать условия для работы детей с глиной.

Цель для обучающихся:

Научиться лепить игрушку из цельного куска глины.

Задачи:

-Вспомнить и закрепить   на практике приемы  лепки.

-Познакомить с новым понятием – шликер.

-советами, рекомендациям   помогать детям находить правильное решение, в ходе работы.

-Формировать творческие навыки путем внимательного и всестороннего обсуждения образца, а также своих работ.

-Помочь детям анализировать свои работы и работы других  кружковцев.

Помогать друг другу советом, взаимодействовать в ходе работы» Сделай сам, помоги другому»

-Осознанно бережно  относиться к  своему труду  и труду других людей.

Методы: объяснительно – иллюстративный, наглядный, репродуктивный, практический.

Технологии:  здоровьесберегающая, технология коллективного взаимодействия.

Инструменты и материалы:

- глина;

- клееночка;

- баночки для воды;

- салфетки для рук: сухая, влажная;

- стеки (палочки с заострённым концом, ножи);

- два – три образца игрушек (для наглядности)

Ход занятия:

I Организационный момент:

Вступительная беседа.

 Я хорошая игрушка

Каждой  девочке подружка,

Волосы льняные,

Глазки голубые

И обуты ножки

В красивые сапожки.

На красавице пальто.

Догадались

Это кто?

                                      (Кукла)

Да, речь пойдет сегодня о куколках. Есть ли у вас дома любимая кукла? Какая она?

Давайте поиграем в игру «Кто назовет больше куколок» (в нашей комнате)

куколка из соломы - обережок, Зернушка, Травница, Баба на чайник, куклы кукольного театра.

Молодцы!

А я предлагаю вам создать куколку из нашего любимого материала

Отгадайте из какого?

В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнем закаляется,

В игрушку превращается.

(Глина)

И вновь загадка  слепить героиню этой  сказки. ( Выкладываю фото трех медведей). Отгадайте из  какой сказки эти медведи? Кто главная героиня сказки?  Выкладываю фото трех медведей.

Ответы детей.

 Тогда вперед! За работу!

 Наш девиз: « Сделай  раз по сто и будет все просто»

 

Организация рабочего места (дети сами подготавливают для лепки – клееночки, баночки, стеки, тряпочки);

- инструкция по технике безопасности на занятиях (повторение).

- расскажите о свойствах природного материала - глина

Какие правила работы с глиной вы знаете?

- Что мы уже умеем лепить из глины? (ответы детей)

- Какие способы лепки вы знаете?

II Основная часть. Практическая  работа.

- Подготовка глины к работе (промять, убрать растительные остатки, камушки ).

1 этап. Анализ составных частей игрушки.

Предлагаю рассмотреть наших куколок. Как вы думаете, из каких частей состоит уже готовая куколка?

(Ответы детей)

Туловище (тулово), голова, руки. На голове у куколок – платочки или кокошники.

Обратите внимание, что туловище куколки - это и есть ее  наряд – сарафан.

Расскажите, как можно слепить такой сарафан? (предположения детей)

Да, сарафан очень похож на «юбку - колокол». Как вы думаете, с чего можно начать лепку «юбки - колокола»? На что она похожа? (Ответы детей). Как нам слепить конус?

(приступаем к работе)

 

- Демонстрация способа лепки игрушки. Практическая работа.

Отделяем от большого куска глины примерно половину, катаем шар.

Затем придаем ему форму конуса,  раскатывая в ладонях (показ педагогом , выполнение детьми)

Мы получили конус. Формируем сарафанчик. Для этого ставим основание конуса на большой палец и начинаем вращательные движения, одновременно вдавливая и выравнивая глину, проделываем отверстие. У нас получилась «юбка - колокол». Сарафан готов.

 (Объяснение педагога:  в процессе лепки,  контролируем, чтобы толщина глиняного слоя была примерно 0,5 см, т.к.  глина при сушке уменьшается в размере в результате испарения воды, если слой глины будет очень- очень тонким,  игрушка может сломаться, треснуть)

Физминутка

Мы игрушки расписные ( повороты головы вправо, влево)

Хохотушки вятские, (головой вверх, вниз)

Щеголихи слободские (плечами вверх, вниз)

Кумушки посадские. (повороты корпусов вправо, влево)

У нас ручки крендельком ,(ручки вперед, в стороны развели)

Щечки будто яблочки, (ручки вперед, в стороны развели)

С нами издавна знаком (наклоны вперед, выпрямились)

 весь народ на ярмарках (наклоны вперед, выпрямились)

 

2 этап.

Слепим головку. Расскажите, как ее слепить? (Ответы детей).

Отщипываем кусочек поменьше, скатываем шарик, слегка приплющиваем,

придавая  овальную форму. Голова готова.

3 этап.

Соединяем две готовые детали (туловище- сарафан и голову). Вспомним способ соединения, какой вам знаком? Ответы детей.  (С помощью стеки и водички делаем сеточку на деталях, которые нужно соединить, а затем детали приглаживаем, сглаживаем)

Ребята, можно использовать шликер для более прочного соединения деталей.

Шликер - это жидкая глина, разведенная водой до сметанообразного состояния.

4 этап.

Лепим ручки.

Чтобы слепить две одинаковые детали,  необходимо взять кусочек глины , разделить его пополам. Скатываем два шарика, из них формируем две ручки «конфетки». Так как девочка в рубашке, то ручки лепим потолще. Примазываем ручку к туловищу с помощью шликера.

5 этап. Лепка мелких деталей.

Косыночка или кокошник.

Раскатываем кусочек глины, придаем форму «дольки мандарина», слегка приплющиваем,- получается  кокошник, присоединяем кокошник к головке примазывая его.

Если вы решили слепить платочек , то с начала раскатываем шарик, приплюснем его ладошечками, надеваем на головку куколке, придаем форму косыночки.

6 этап.

Всю работу сглаживаем при помощи водички, тряпочки и наших пальчиков.

 

Можно слепить куколке косичку, дать в ручки  корзиночку с пирожками ( по желанию детей).

 В ходе рассказа и показа педагог помогает детям  поэтапно выполнять работу.

 

 

- Декоративное оформление игрушки.

 Подведение итогов работы.

- Понравилось ли вам лепить  Машеньку?

- Что нового вы узнали? (Шликер)

 

Ребята, у нас есть медведи и Машенька, можем ли мы показать сказку? (Ответы детей). Сказку  покажем нашим кружковцам первоклассникам.

Фото детей и Машенек с медведями.