КОГОБУ СШ пгт.Опарино
Объединение «Сувенир» лепка из глины
Возраст учащихся: от 8 лет (и старше)
Тема: лепка куколки из глины.
Педагог: Ирина Юрьевна Бабкина
Тема: лепка куколки из глины.
Цель для педагога: создать условия для работы детей с глиной.
Цель для обучающихся:
Научиться лепить игрушку из цельного куска глины.
Задачи:
-Вспомнить и закрепить на практике приемы лепки.
-Познакомить с новым понятием – шликер.
-советами, рекомендациям помогать детям находить правильное решение, в ходе работы.
-Формировать творческие навыки путем внимательного и всестороннего обсуждения образца, а также своих работ.
-Помочь детям анализировать свои работы и работы других кружковцев.
Помогать друг другу советом, взаимодействовать в ходе работы» Сделай сам, помоги другому»
-Осознанно бережно относиться к своему труду и труду других людей.
Методы: объяснительно – иллюстративный, наглядный, репродуктивный, практический.
Технологии: здоровьесберегающая, технология коллективного взаимодействия.
Инструменты и материалы:
- глина;
- клееночка;
- баночки для воды;
- салфетки для рук: сухая, влажная;
- стеки (палочки с заострённым концом, ножи);
- два – три образца игрушек (для наглядности)
Ход занятия:
I Организационный момент:
Вступительная беседа.
Я хорошая игрушка
Каждой девочке подружка,
Волосы льняные,
Глазки голубые
И обуты ножки
В красивые сапожки.
На красавице пальто.
Догадались
Это кто?
(Кукла)
Да, речь пойдет сегодня о куколках. Есть ли у вас дома любимая кукла? Какая она?
Давайте поиграем в игру «Кто назовет больше куколок» (в нашей комнате)
куколка из соломы - обережок, Зернушка, Травница, Баба на чайник, куклы кукольного театра.
Молодцы!
А я предлагаю вам создать куколку из нашего любимого материала
Отгадайте из какого?
В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнем закаляется,
В игрушку превращается.
(Глина)
И вновь загадка слепить героиню этой сказки. ( Выкладываю фото трех медведей). Отгадайте из какой сказки эти медведи? Кто главная героиня сказки? Выкладываю фото трех медведей.
Ответы детей.
Тогда вперед! За работу!
Наш девиз: « Сделай раз по сто и будет все просто»
Организация рабочего места (дети сами подготавливают для лепки – клееночки, баночки, стеки, тряпочки);
- инструкция по технике безопасности на занятиях (повторение).
- расскажите о свойствах природного материала - глина
- Какие правила работы с глиной вы знаете?
- Что мы уже умеем лепить из глины? (ответы детей)
- Какие способы лепки вы знаете?
II Основная часть. Практическая работа.
- Подготовка глины к работе (промять, убрать растительные остатки, камушки ).
1 этап. Анализ составных частей игрушки.
Предлагаю рассмотреть наших куколок. Как вы думаете, из каких частей состоит уже готовая куколка?
(Ответы детей)
Туловище (тулово), голова, руки. На голове у куколок – платочки или кокошники.
Обратите внимание, что туловище куколки - это и есть ее наряд – сарафан.
Расскажите, как можно слепить такой сарафан? (предположения детей)
Да, сарафан очень похож на «юбку - колокол». Как вы думаете, с чего можно начать лепку «юбки - колокола»? На что она похожа? (Ответы детей). Как нам слепить конус?
(приступаем к работе)
- Демонстрация способа лепки игрушки. Практическая работа.
Отделяем от большого куска глины примерно половину, катаем шар.
Затем придаем ему форму конуса, раскатывая в ладонях (показ педагогом , выполнение детьми)
Мы получили конус. Формируем сарафанчик. Для этого ставим основание конуса на большой палец и начинаем вращательные движения, одновременно вдавливая и выравнивая глину, проделываем отверстие. У нас получилась «юбка - колокол». Сарафан готов.
(Объяснение педагога: в процессе лепки, контролируем, чтобы толщина глиняного слоя была примерно 0,5 см, т.к. глина при сушке уменьшается в размере в результате испарения воды, если слой глины будет очень- очень тонким, игрушка может сломаться, треснуть)
Физминутка
Мы игрушки расписные ( повороты головы вправо, влево)
Хохотушки вятские, (головой вверх, вниз)
Щеголихи слободские (плечами вверх, вниз)
Кумушки посадские. (повороты корпусов вправо, влево)
У нас ручки крендельком ,(ручки вперед, в стороны развели)
Щечки будто яблочки, (ручки вперед, в стороны развели)
С нами издавна знаком (наклоны вперед, выпрямились)
весь народ на ярмарках (наклоны вперед, выпрямились)
2 этап.
Слепим головку. Расскажите, как ее слепить? (Ответы детей).
Отщипываем кусочек поменьше, скатываем шарик, слегка приплющиваем,
придавая овальную форму. Голова готова.
3 этап.
Соединяем две готовые детали (туловище- сарафан и голову). Вспомним способ соединения, какой вам знаком? Ответы детей. (С помощью стеки и водички делаем сеточку на деталях, которые нужно соединить, а затем детали приглаживаем, сглаживаем)
Ребята, можно использовать шликер для более прочного соединения деталей.
Шликер - это жидкая глина, разведенная водой до сметанообразного состояния.
4 этап.
Лепим ручки.
Чтобы слепить две одинаковые детали, необходимо взять кусочек глины , разделить его пополам. Скатываем два шарика, из них формируем две ручки «конфетки». Так как девочка в рубашке, то ручки лепим потолще. Примазываем ручку к туловищу с помощью шликера.
5 этап. Лепка мелких деталей.
Косыночка или кокошник.
Раскатываем кусочек глины, придаем форму «дольки мандарина», слегка приплющиваем,- получается кокошник, присоединяем кокошник к головке примазывая его.
Если вы решили слепить платочек , то с начала раскатываем шарик, приплюснем его ладошечками, надеваем на головку куколке, придаем форму косыночки.
6 этап.
Всю работу сглаживаем при помощи водички, тряпочки и наших пальчиков.
Можно слепить куколке косичку, дать в ручки корзиночку с пирожками ( по желанию детей).
В ходе рассказа и показа педагог помогает детям поэтапно выполнять работу.
- Декоративное оформление игрушки.
Подведение итогов работы.
- Понравилось ли вам лепить Машеньку?
- Что нового вы узнали? (Шликер)
Ребята, у нас есть медведи и Машенька, можем ли мы показать сказку? (Ответы детей). Сказку покажем нашим кружковцам первоклассникам.
Фото детей и Машенек с медведями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.