Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "В.В. Бианки "Первая охота"

  • docx
  • 24.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Первая охота отзыв.docx

 

Конспект открытого урока литературного чтения

в 1 классе

"В.В. Бианки "Первая охота"

 

Цель:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи:

1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.

2. Развивать умение анализировать рассказ.

3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

4. Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение  к родной природе.

Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира.  

 

1.     Организация учащихся.

- Ребята, настал новый урок. Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Представьте что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Работа по развитию речи 

(на доске: выставка работ учащихся, картины весны) 

- Какой идёт месяц? (март)

- Какой день подарил нам месяц март? Опишите. (день весенний, ясный, воздух свежий, чистый, солнце яркое и т. п.)

- Вспомните приметы весны. Что добавит наш фенолог? (учащийся, который ведёт наблюдения за природой и отмечает их в Уголке Природы, делает свои добавления)

Коллективное составление рассказа о весне

3.     Постановка целей и определение темы урока

Посмотрите на доску (На  доске портреты писателей:  Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.)

- найдите портрет писателя,  назовите имя, отчество, фамилию человека к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки).

    - Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на партах, и распределите их на четыре равные группы, работаете в паре.

(лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)

    (В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка - это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк,  лилия - это названия цветов.)

    - Подумайте, а на  какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?

(Можно объединить  слова лиса, кабан, ворона, ласточка   - это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк,  лилия  - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)

    - Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа).

    - Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

- Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого заполните правильно кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

(павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)

    - Как называется это произведение? («Первая охота»).

    - Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).

    - Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.

 

4.     Знакомство с автором 

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье известного учёного- орнитолога. Орнитолог - это человек, изучающий особенности и повадки птиц.

Учился Виталий Бианки в Петербургском университете. Много путешест-вовал по Волге, Уралу, Алтаю. Изучал природу, собирал наблюдения и очень- хотел успеть описать их в своих рассказах.

Бианки написал около 300 книг, герои которых – животные, птицы, растения.

- Свои рассказы Бианки называл сказки–несказки.

- Как вы думаете, почему? (герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком)

Работа с портретом.

- Давайте внимательно посмотрим на портрет Виталия Бианки.

- Что можно сказать о внешних чертах писателя и что можно предположить о его характере? (выразительные глаза, целеустремлённый взгляд, доброе выражение лица, красивая внешность)

5. Работа с учебником, стр.224

- Давайте прочитаем, что автор «РУССКОЙ АЗБУКИ» пишет для нас о жизни и творчестве В.Бианки.

- К чему призывает нас автор учебника? (подружиться с книгами Виталия Бианки)

-Вашему вниманию я предлагаю лишь малую часть книг автора.

Прочитаем их названия.

Выставка книг Виталия Бианки. 

– Назовите животных, которых видите на странице учебника.

– Почему художник именно этих животных разместил на странице?

– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.

– Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

1.     Первичное восприятие текста.

(слушают запись рассказа)

-У кого предположения оправдались?

-Назовите героев произведения. (щенок и ящерица)

- А каким вы себе представляете этого щенка?

    (Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).

-Что произошло со щенком?  (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

– А вы знали о такой особенности ящериц?

- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).

-Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

 

2. Вторичное восприятие текста.

  1)   - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

     - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

     - Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).

     - Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

     - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

  2)   - А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями, обсудите в группе и расположите по порядку.

1 и 3 группа – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.

 (сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)

2 группа – а  вы разложите слова действия, которые выполнял щенок

(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)

     - А теперь проверим работы.

  3)   -  Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).

     - Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

     - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).

     - Какие действия были правильными? (Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).

     - Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост).

     - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).

      - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

 

3. Поисковая деятельность в парах.

ü - Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)

ü  Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?

ü Сколько раз автор в тексте употребляет слово щенок? (2)

ü Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка? (3)

 

ü Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка.  Выберите из  данного списка нужные слова и подчеркните.

Сидела, ухватился,  фыркнул,  закрыла,  грелась,  извернулась,  оставила, бросил, подкрался.

 

6. Закрепление изученного (5 минут)

-А теперь почитаю вам я.

Чтение учителем

Подготовка к выразительному чтению

-Чтобы прочитать выразительно, нужно учитывать знаки препинания.

« - » - большая пауза, «!» - повышение интонации к концу предложения.

Чтение отрывка вслух.

-Кто готов прочитать этот рассказ выразительно?

-Как по-другому можно назвать рассказ? («Неудачная охота» и др.)

Работа по иллюстрации, стр.225.

-Как вы думаете, почему художник разместил на странице именно этих

зверей и птиц? (это герои его рассказов).

-И если мы познакомимся поближе с рассказами В. Бианки, то сможем узнать для себя много нового и интересного о «братьях наших меньших».

 

7. Итог урока

-Что нового узнали из рассказа «Первая охота»?

-Чему учат произведения В.Бианки?

-Как он сам относится к своим героям? (с пониманием, любовью)

 

8. Домашнее задание

Прочитать  рассказ «Первая охота»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первостепенное внимание  на уроке было уделено работе по развитию речи и развитию техники чтения. В ходе знакомства с новым произведением  использованы разные виды учебной работы: работа с плёнкой, работа в парах, работа по иллюстрации.

  Формы работы: групповые, индивидуальные, в парах. 

  На уроке присутствовало много творческих заданий, элементов занимательности, игровых моментов.

  Прослеживается связь литературного чтения с уроками окружающего мира. Тема урока близка и понятна детям, поэтому они  были активны и работали с интересом.

  Несмотря на трудности в обучении некоторых учащихся, поставленные

обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока были выполнены. 

 Каждый этап логически связан друг с другом. Были использованы раз-

разнообразные методы и формы работы, в том числе и нестандартные.

На этапе «Закрепление опорных знаний» было использовано несколько видов деятельности, направленных на активизацию познавательной деятельности. Вначале я использовала упражнение для повторения «Разгадай загадку», направленное на активизацию внимания, памяти, речи. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Разгадав загадки и получив иллюстрации с изображением угаданного животного, учащиеся смогли рассказать о внешнем виде, повадках, среде обитания животных, что позволяет говорить о межпредметных связях («Окружающий мир»). Дополнительной информацией было сообщение учителя о собаках, птицах,зайцах. Вопрос о звуках, издаваемых животными позволил сделать переход к следующему этапу урока. Большой фактический  и наглядный материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.

Для наглядного ориентира выразительного чтения был показан видеофрагмент с чтением текста в актерском исполнении, что позволило обучающимся в процессе дальнейшего чтения по ролям правильно выбрать интонацию и тембр голоса.

Так как в тексте автор использовал слова, незнакомые первоклассникам

В течение всего урока соблюдалась логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною был использован метод «Самооценка» - объективное оценивание самого себя. Учащиеся должны были продолжить фразы: «Мне понравилось… Я узнал, что…» Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность, сделать выводы о приобретенных знаниях. Рефлексия урока показала, что большинство обучающихся получило положительное впечатление от урока, чему свидетельствовали поднятые «солнышки».

 

 

 

 

 

 

 

Урок начат организованно. Для мобилизации внимания учащихся учитель применил элемент психологического настроя. В течение всего урока учителем используются средства ИКТ, что повышало эффективность учебной деятельности учащихся, способствовало достижению поставленных целей урока. Домашнее задание, проверенное в начале урока, закреплялось и в ходе работы над изучением новой темы. Она вводится в коммуникативной форме: через языковые, речевые упражнения с разной формой организации работы: фронтальной, групповой, индивидуальной. Динамическая минутка проходит под музыку с движениями.  Учитель охватывает всех учащихся определенным видом деятельности, исходя из индивидуальных возможностей. Поэтому используются задания различной степени сложности. На уроке полноценно используются учебник, рабочие тетради, утвержденные федеральным списком. В завершение урока учитель дал развернутую оценку работы каждого ученика. Достоинствами урока можно считать и использование одновременно нескольких видов презентаций учебного материала. Распределение времени на уроке целесообразно, соответствует плану.

 

 

 

Родители 1б класса