Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "В.В. Бианки "Первая охота"
Оценка 4.6

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "В.В. Бианки "Первая охота"

Оценка 4.6
docx
24.09.2020
Конспект открытого урока литературного чтения  в 1 классе "В.В. Бианки "Первая охота"
Первая охота отзыв.docx

 

Конспект открытого урока литературного чтения

в 1 классе

"В.В. Бианки "Первая охота"

 

Цель:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи:

1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.

2. Развивать умение анализировать рассказ.

3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

4. Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение  к родной природе.

Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира.  

 

1.     Организация учащихся.

- Ребята, настал новый урок. Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Представьте что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Работа по развитию речи 

(на доске: выставка работ учащихся, картины весны) 

- Какой идёт месяц? (март)

- Какой день подарил нам месяц март? Опишите. (день весенний, ясный, воздух свежий, чистый, солнце яркое и т. п.)

- Вспомните приметы весны. Что добавит наш фенолог? (учащийся, который ведёт наблюдения за природой и отмечает их в Уголке Природы, делает свои добавления)

Коллективное составление рассказа о весне

3.     Постановка целей и определение темы урока

Посмотрите на доску (На  доске портреты писателей:  Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.)

- найдите портрет писателя,  назовите имя, отчество, фамилию человека к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки).

    - Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на партах, и распределите их на четыре равные группы, работаете в паре.

(лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)

    (В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка - это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк,  лилия - это названия цветов.)

    - Подумайте, а на  какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?

(Можно объединить  слова лиса, кабан, ворона, ласточка   - это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк,  лилия  - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)

    - Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа).

    - Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

- Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого заполните правильно кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

(павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)

    - Как называется это произведение? («Первая охота»).

    - Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).

    - Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.

 

4.     Знакомство с автором 

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье известного учёного- орнитолога. Орнитолог - это человек, изучающий особенности и повадки птиц.

Учился Виталий Бианки в Петербургском университете. Много путешест-вовал по Волге, Уралу, Алтаю. Изучал природу, собирал наблюдения и очень- хотел успеть описать их в своих рассказах.

Бианки написал около 300 книг, герои которых – животные, птицы, растения.

- Свои рассказы Бианки называл сказки–несказки.

- Как вы думаете, почему? (герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком)

Работа с портретом.

- Давайте внимательно посмотрим на портрет Виталия Бианки.

- Что можно сказать о внешних чертах писателя и что можно предположить о его характере? (выразительные глаза, целеустремлённый взгляд, доброе выражение лица, красивая внешность)

5. Работа с учебником, стр.224

- Давайте прочитаем, что автор «РУССКОЙ АЗБУКИ» пишет для нас о жизни и творчестве В.Бианки.

- К чему призывает нас автор учебника? (подружиться с книгами Виталия Бианки)

-Вашему вниманию я предлагаю лишь малую часть книг автора.

Прочитаем их названия.

Выставка книг Виталия Бианки. 

– Назовите животных, которых видите на странице учебника.

– Почему художник именно этих животных разместил на странице?

– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.

– Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

1.     Первичное восприятие текста.

(слушают запись рассказа)

-У кого предположения оправдались?

-Назовите героев произведения. (щенок и ящерица)

- А каким вы себе представляете этого щенка?

    (Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).

-Что произошло со щенком?  (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

– А вы знали о такой особенности ящериц?

- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).

-Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

 

2. Вторичное восприятие текста.

  1)   - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

     - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

     - Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).

     - Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

     - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

  2)   - А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями, обсудите в группе и расположите по порядку.

1 и 3 группа – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.

 (сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)

2 группа – а  вы разложите слова действия, которые выполнял щенок

(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)

     - А теперь проверим работы.

  3)   -  Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).

     - Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

     - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).

     - Какие действия были правильными? (Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).

     - Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост).

     - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).

      - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

 

3. Поисковая деятельность в парах.

ü - Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)

ü  Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?

ü Сколько раз автор в тексте употребляет слово щенок? (2)

ü Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка? (3)

 

ü Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка.  Выберите из  данного списка нужные слова и подчеркните.

Сидела, ухватился,  фыркнул,  закрыла,  грелась,  извернулась,  оставила, бросил, подкрался.

 

6. Закрепление изученного (5 минут)

-А теперь почитаю вам я.

Чтение учителем

Подготовка к выразительному чтению

-Чтобы прочитать выразительно, нужно учитывать знаки препинания.

« - » - большая пауза, «!» - повышение интонации к концу предложения.

Чтение отрывка вслух.

-Кто готов прочитать этот рассказ выразительно?

-Как по-другому можно назвать рассказ? («Неудачная охота» и др.)

Работа по иллюстрации, стр.225.

-Как вы думаете, почему художник разместил на странице именно этих

зверей и птиц? (это герои его рассказов).

-И если мы познакомимся поближе с рассказами В. Бианки, то сможем узнать для себя много нового и интересного о «братьях наших меньших».

 

7. Итог урока

-Что нового узнали из рассказа «Первая охота»?

-Чему учат произведения В.Бианки?

-Как он сам относится к своим героям? (с пониманием, любовью)

 

8. Домашнее задание

Прочитать  рассказ «Первая охота»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первостепенное внимание  на уроке было уделено работе по развитию речи и развитию техники чтения. В ходе знакомства с новым произведением  использованы разные виды учебной работы: работа с плёнкой, работа в парах, работа по иллюстрации.

  Формы работы: групповые, индивидуальные, в парах. 

  На уроке присутствовало много творческих заданий, элементов занимательности, игровых моментов.

  Прослеживается связь литературного чтения с уроками окружающего мира. Тема урока близка и понятна детям, поэтому они  были активны и работали с интересом.

  Несмотря на трудности в обучении некоторых учащихся, поставленные

обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока были выполнены. 

 Каждый этап логически связан друг с другом. Были использованы раз-

разнообразные методы и формы работы, в том числе и нестандартные.

На этапе «Закрепление опорных знаний» было использовано несколько видов деятельности, направленных на активизацию познавательной деятельности. Вначале я использовала упражнение для повторения «Разгадай загадку», направленное на активизацию внимания, памяти, речи. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Разгадав загадки и получив иллюстрации с изображением угаданного животного, учащиеся смогли рассказать о внешнем виде, повадках, среде обитания животных, что позволяет говорить о межпредметных связях («Окружающий мир»). Дополнительной информацией было сообщение учителя о собаках, птицах,зайцах. Вопрос о звуках, издаваемых животными позволил сделать переход к следующему этапу урока. Большой фактический  и наглядный материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.

Для наглядного ориентира выразительного чтения был показан видеофрагмент с чтением текста в актерском исполнении, что позволило обучающимся в процессе дальнейшего чтения по ролям правильно выбрать интонацию и тембр голоса.

Так как в тексте автор использовал слова, незнакомые первоклассникам

В течение всего урока соблюдалась логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною был использован метод «Самооценка» - объективное оценивание самого себя. Учащиеся должны были продолжить фразы: «Мне понравилось… Я узнал, что…» Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность, сделать выводы о приобретенных знаниях. Рефлексия урока показала, что большинство обучающихся получило положительное впечатление от урока, чему свидетельствовали поднятые «солнышки».

 

 

 

 

 

 

 

Урок начат организованно. Для мобилизации внимания учащихся учитель применил элемент психологического настроя. В течение всего урока учителем используются средства ИКТ, что повышало эффективность учебной деятельности учащихся, способствовало достижению поставленных целей урока. Домашнее задание, проверенное в начале урока, закреплялось и в ходе работы над изучением новой темы. Она вводится в коммуникативной форме: через языковые, речевые упражнения с разной формой организации работы: фронтальной, групповой, индивидуальной. Динамическая минутка проходит под музыку с движениями.  Учитель охватывает всех учащихся определенным видом деятельности, исходя из индивидуальных возможностей. Поэтому используются задания различной степени сложности. На уроке полноценно используются учебник, рабочие тетради, утвержденные федеральным списком. В завершение урока учитель дал развернутую оценку работы каждого ученика. Достоинствами урока можно считать и использование одновременно нескольких видов презентаций учебного материала. Распределение времени на уроке целесообразно, соответствует плану.

 

 

 

Родители 1б класса


 

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "В

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "В

В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей

В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей

Работа с портретом. - Давайте внимательно посмотрим на портрет

Работа с портретом. - Давайте внимательно посмотрим на портрет

А теперь снова выполним задание

А теперь снова выполним задание

Как вы думаете, почему художник разместил на странице именно этих зверей и птиц? (это герои его рассказов)

Как вы думаете, почему художник разместил на странице именно этих зверей и птиц? (это герои его рассказов)

Первостепенное внимание на уроке было уделено работе по развитию речи и развитию техники чтения

Первостепенное внимание на уроке было уделено работе по развитию речи и развитию техники чтения

Урок начат организованно. Для мобилизации внимания учащихся учитель применил элемент психологического настроя

Урок начат организованно. Для мобилизации внимания учащихся учитель применил элемент психологического настроя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2020