Конспект открытого урока литературного чтения
в 1 классе
"В.В. Бианки "Первая охота"
Цель:
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Задачи:
1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.
2. Развивать умение анализировать рассказ.
3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
4. Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира.
1. Организация учащихся.
- Ребята, настал новый урок. Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Представьте что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.Работа по развитию речи
(на доске: выставка работ учащихся, картины весны)
- Какой идёт месяц? (март)
- Какой день подарил нам месяц март? Опишите. (день весенний, ясный, воздух свежий, чистый, солнце яркое и т. п.)
- Вспомните приметы весны. Что добавит наш фенолог? (учащийся, который ведёт наблюдения за природой и отмечает их в Уголке Природы, делает свои добавления)
Коллективное составление рассказа о весне
3. Постановка целей и определение темы урока
Посмотрите на доску (На доске портреты писателей: Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.)
- найдите портрет писателя, назовите имя, отчество, фамилию человека к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки).
- Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на партах, и распределите их на четыре равные группы, работаете в паре.
(лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)
(В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка - это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк, лилия - это названия цветов.)
- Подумайте, а на какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?
(Можно объединить слова лиса, кабан, ворона, ласточка - это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк, лилия - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)
- Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа).
- Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.
- Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого заполните правильно кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
о |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||||
|
о |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||
о |
|
|
|
|||||
|
о |
|
|
|
||||
о |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
а |
|
|
|
|
|
|||
(павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)
- Как называется это произведение? («Первая охота»).
- Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).
- Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.
4. Знакомство с автором
Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье известного учёного- орнитолога. Орнитолог - это человек, изучающий особенности и повадки птиц.
Учился Виталий Бианки в Петербургском университете. Много путешест-вовал по Волге, Уралу, Алтаю. Изучал природу, собирал наблюдения и очень- хотел успеть описать их в своих рассказах.
Бианки написал около 300 книг, герои которых – животные, птицы, растения.
- Свои рассказы Бианки называл сказки–несказки.
- Как вы думаете, почему? (герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком)
Работа с портретом.
- Давайте внимательно посмотрим на портрет Виталия Бианки.
- Что можно сказать о внешних чертах писателя и что можно предположить о его характере? (выразительные глаза, целеустремлённый взгляд, доброе выражение лица, красивая внешность)
5. Работа с учебником, стр.224
- Давайте прочитаем, что автор «РУССКОЙ АЗБУКИ» пишет для нас о жизни и творчестве В.Бианки.
- К чему призывает нас автор учебника? (подружиться с книгами Виталия Бианки)
-Вашему вниманию я предлагаю лишь малую часть книг автора.
Прочитаем их названия.
Выставка книг Виталия Бианки.
– Назовите животных, которых видите на странице учебника.
– Почему художник именно этих животных разместил на странице?
– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.
– Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?
1. Первичное восприятие текста.
(слушают запись рассказа)
-У кого предположения оправдались?
-Назовите героев произведения. (щенок и ящерица)
- А каким вы себе представляете этого щенка?
(Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).
-Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
– А вы знали о такой особенности ящериц?
- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).
-Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).
-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
2. Вторичное восприятие текста.
1) - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).
- Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
- Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).
- Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
- Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).
2) - А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями, обсудите в группе и расположите по порядку.
1 и 3 группа – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.
(сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)
2 группа – а вы разложите слова действия, которые выполнял щенок
(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)
- А теперь проверим работы.
3) - Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).
- Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.
- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).
- Какие действия были правильными? (Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).
- Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост).
- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.
3. Поисковая деятельность в парах.
ü - Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.
В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)
ü Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?
ü Сколько раз автор в тексте употребляет слово щенок? (2)
ü Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка? (3)
ü Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка. Выберите из данного списка нужные слова и подчеркните.
Сидела, ухватился, фыркнул, закрыла, грелась, извернулась, оставила, бросил, подкрался.
6. Закрепление изученного (5 минут)
-А теперь почитаю вам я.
Чтение учителем
Подготовка к выразительному чтению
-Чтобы прочитать выразительно, нужно учитывать знаки препинания.
« - » - большая пауза, «!» - повышение интонации к концу предложения.
Чтение отрывка вслух.
-Кто готов прочитать этот рассказ выразительно?
-Как по-другому можно назвать рассказ? («Неудачная охота» и др.)
Работа по иллюстрации, стр.225.
-Как вы думаете, почему художник разместил на странице именно этих
зверей и птиц? (это герои его рассказов).
-И если мы познакомимся поближе с рассказами В. Бианки, то сможем узнать для себя много нового и интересного о «братьях наших меньших».
7. Итог урока
-Что нового узнали из рассказа «Первая охота»?
-Чему учат произведения В.Бианки?
-Как он сам относится к своим героям? (с пониманием, любовью)
8. Домашнее задание
Прочитать рассказ «Первая охота»
Первостепенное внимание на уроке было уделено работе по развитию речи и развитию техники чтения. В ходе знакомства с новым произведением использованы разные виды учебной работы: работа с плёнкой, работа в парах, работа по иллюстрации.
Формы работы: групповые, индивидуальные, в парах.
На уроке присутствовало много творческих заданий, элементов занимательности, игровых моментов.
Прослеживается связь литературного чтения с уроками окружающего мира. Тема урока близка и понятна детям, поэтому они были активны и работали с интересом.
Несмотря на трудности в обучении некоторых учащихся, поставленные
обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока были выполнены.
Каждый этап логически связан друг с другом. Были использованы раз-
разнообразные методы и формы работы, в том числе и нестандартные.
На этапе «Закрепление опорных знаний» было использовано несколько видов деятельности, направленных на активизацию познавательной деятельности. Вначале я использовала упражнение для повторения «Разгадай загадку», направленное на активизацию внимания, памяти, речи. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Разгадав загадки и получив иллюстрации с изображением угаданного животного, учащиеся смогли рассказать о внешнем виде, повадках, среде обитания животных, что позволяет говорить о межпредметных связях («Окружающий мир»). Дополнительной информацией было сообщение учителя о собаках, птицах,зайцах. Вопрос о звуках, издаваемых животными позволил сделать переход к следующему этапу урока. Большой фактический и наглядный материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Для наглядного ориентира выразительного чтения был показан видеофрагмент с чтением текста в актерском исполнении, что позволило обучающимся в процессе дальнейшего чтения по ролям правильно выбрать интонацию и тембр голоса.
Так как в тексте автор использовал слова, незнакомые первоклассникам
В течение всего урока соблюдалась логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною был использован метод «Самооценка» - объективное оценивание самого себя. Учащиеся должны были продолжить фразы: «Мне понравилось… Я узнал, что…» Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность, сделать выводы о приобретенных знаниях. Рефлексия урока показала, что большинство обучающихся получило положительное впечатление от урока, чему свидетельствовали поднятые «солнышки».
Урок начат организованно. Для мобилизации внимания учащихся учитель применил элемент психологического настроя. В течение всего урока учителем используются средства ИКТ, что повышало эффективность учебной деятельности учащихся, способствовало достижению поставленных целей урока. Домашнее задание, проверенное в начале урока, закреплялось и в ходе работы над изучением новой темы. Она вводится в коммуникативной форме: через языковые, речевые упражнения с разной формой организации работы: фронтальной, групповой, индивидуальной. Динамическая минутка проходит под музыку с движениями. Учитель охватывает всех учащихся определенным видом деятельности, исходя из индивидуальных возможностей. Поэтому используются задания различной степени сложности. На уроке полноценно используются учебник, рабочие тетради, утвержденные федеральным списком. В завершение урока учитель дал развернутую оценку работы каждого ученика. Достоинствами урока можно считать и использование одновременно нескольких видов презентаций учебного материала. Распределение времени на уроке целесообразно, соответствует плану.
Родители 1б класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.