Конспект открытого урока литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Оценка 4.6

Конспект открытого урока литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Оценка 4.6
docx
19.05.2021
Конспект открытого урока литературного чтения в 4-м классе  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
4 кл чтение.docx

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

 

Конспект открытого урока литературного чтения в 4-м классе

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

Саабдулаева Патимат Магомедовна

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

 

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.

 

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

 

1.     Орг.момент

Доброе утро ребята, уважаемые гости, повернитесь друг другу улыбнитесь и подарите  хорошее настроение, пожелайте друг другу удачи.

 

2.     Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством и стихотворениями какого русского поэта?

- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.

- Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд /

- Кто был лучшим другом поэта?

- Где учился А. С. Пушкин?

- С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

- Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?

- Кто готов сегодня их прочесть?

 

3. Проверка домашнего задания.

У. Прочитайте стихотворение “Осень” наизусть.

Д. Чтение стихотворения 1-м учеником наизусть.

У. Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения?

Д. Возникает чувство грусти, так как приближается зима.

Д. Чтение стихотворения 2-м учеником наизусть.

У. Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению?

Д. Позднюю осень.

 

4.     Постановка цели урока.

- В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в сказках?

- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Как старуха называла старика в сказке “Золотая рыбка”? (Простофиля)

2. Птица, которая была посажена на спину для охраны границ. (Петушок)

3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)

4.Пристают к заставе гости
…. Гвидон зовёт их в гости. (Князь)

5.Глядь: опять пред ними землянка,
А пред нею разбитое …(Корыто)

6.И послушалась…. .
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)

У. Какое слово объединяет все отгаданные слова?

Д. Сказка.

У. Молодцы, справились с заданием.

 

5. Работа над сказкой.

- Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм, на уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.

- Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

- Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое - Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)

- Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро - 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)

 

У. Кто догадался тему нашего урока?

Д. Мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

У. В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.

 

Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

 

Чтение сказки.

- Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы.

 

Беседа о прочитанном.

- С какими героями сказки вы познакомились?

- Какое время года описывается в данной части?

- Сколько месяцев ждала царица своего царя?

- Какое чудо произошло накануне Рождества?

- Когда воротился царь-отец?

- Что произошло с царицей?

- Через сколько времени царь женился на другой?

_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.

 

5.     Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

 

6.     Самостоятельное чтение учащимися. С. 73 – 74

 

- Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

 

- Найти и прочитать описание царицы.

- Что было дано ей в приданое?

- Какое свойство имело зеркало?

- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

 

7. Чтение по цепочке 3 части с. 74 - 76

- А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.

- Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.

 

8. Беседа о прочитанном.

- Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

- Какой была молодая царица?

- Как звали её жениха?

- Какое приданое приготовил царь своей дочери?

 

- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

- Как повела себя царица с зеркалом?

- О каком качестве царицы этот поступок говорит?

- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

- Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

 Злые, низкие, мстительные.

 

9. Рефлексия

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- За что бы вы себя похвалили сегодня.

- Как вы себя бы оценили.

 

10. Подведение итогов урока

- Как, в виде кого представлено зло?

- Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)

- Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?

- Как автор относится к главным героям? Докажите.

- Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

 

11. Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

- Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «ГПСОШ»                            Абдулаева П.Б.

 

Заместитель директора по УВР                        Гамзатов А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

Отзыв коллег об открытом уроке

литературного чтения в 4 «А» классе

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

учителя начальных классов

Саабдулаевой Патимат Магомедовны

 

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Чудесный мир классики».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока Патимат Магомедовна  включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующего затруднения.

На данном уроке применялся деятельностный подход в обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На уроке мною использовалась технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), которая  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.   Учащиеся выполняли задания по составление характеристики главных героев, соотношение, нахождение отрывка из текста к иллюстрации. Саабдулаевой П.М. была организована групповая работа учащихся. 
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, Патимат Магомедовна  продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им затруднения.  
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

 

 

Директор МКОУ «ГПСОШ»                            Абдулаева П.Б.

 

Заместитель директора по УВР                        Гамзатов А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

Отзыв коллег об открытом уроке

литературного чтения в 4 «А» классе

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

учителя начальных классов

Саабдулаевой Патимат Магомедовны

 

На данном уроке абсолютно оправдано использование мультимедиа – учащиеся с помощью музыки, сопровождающей красочные иллюстрации, входят в таинственный и загадочный мир сказки.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке ребята окунутся в художественный мир сказки, и ,конечно, образы, созданные на предыдущем уроке, помогут учащимся чётко ориентироваться в художественном разнообразии авторской сказки.

Знаете, наши дети, и мы с удовольствием смотрят сказку и с искренним чувством реагируют на положительных и отрицательных героев!

 

 

 

Родители учащихся 4А класса


 

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Д. Возникает чувство грусти, так как приближается зима

Д. Возникает чувство грусти, так как приближается зима

Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (

Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (

Наклонились влево, вправо, Получается на славу! 4

Наклонились влево, вправо, Получается на славу! 4

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2021